Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 177






зоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу буду­щих доходов.

Принципу эффективности не соответствуют некоторые методы налогового контроля, унижающие достоинство налогоплательщика, нарушающие его гражданские права. Моральный ущерб от таких мероприятий соизмерим с суммой, которую налогоплательщик со­гласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных про­цедур. Например, исследуя первую историческую форму домового налога — подымную подать, Адам Смит замечает: «Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэтому вскоре после революции он был от­менен как «клеймо рабства»1.

Обобщенно говоря, правила, выработанные Адамом Смитом, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы налогообложения — это направления поиска компромиссов между про­тивоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбереже­ния) и государства (сформировать бюджет).

Основные (конституционные) принципы налогообложения и сборов

Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федераль­ным законом РФ должны быть установлены общие принципы на­логообложения и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил: «Об­щие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечи­вает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, ос­новных прав и свобод человека и гражданина, принципов федера­лизма в Российской Федерации»2.

Направленность общих принципов налогообложения и сборов — ог-\ раничение свободы государства в области финансов. Они на консти­туционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают ос­новы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Конституция РФ весьма скупо (по сути, только в ст. 57) говорит о принципах налогообложения.

Однако в ней закреплены общие начала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли законодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции РФ равенстве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение иначе, как фе­деральным законом, единстве экономического пространства, сво-

Смит А. Указ. соч. С. 603.

Смит А. Указ. соч. С. 588.

1 Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке кон­ституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Зако­на Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (п. 3)//СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

'2-9677

178 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

бодном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, при­знании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.

Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В п. 5 Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный Суд РФ отметил, что, «регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться требованиями ст. 18 Кон­ституции Российской Федерации о том, что права и свободы челове­ка и гражданина определяют смысл, содержание и применение зако­нов»1.

Поэтому перечисленные конституционные начала специфиче­ским образом преломляются в финансовой сфере и обусловливают принципы налогообложения. «Для финансовой системы из сущест­вующего регулирования делаются специфические выводы, они ка­саются существования финансового права. Наряду с писаным, та­ким образом, существует более широкое, неписаное финансовое право Основного закона»2.

С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сбо­ров, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разде­лить на три группы:

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ­ных прав и свобод налогоплательщиков;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Эта классификация основана на традиционном для конституци­онного права выделении круга проблем, поскольку основные прин­ципы налогообложения и сборов развивают более общие конститу­ционные начала и являются их логическим продолжением.

Возможны и другие основания деления на группы принципов налогообложения и сборов3.

Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.

Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответст­вии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспече­ния платежеспособности субъектов публичной власти и должны

1 СЗ РФ. 1996. № 16.

2 Государственное право Германии. С. 113.

3 Козырин А.Н. Указ. соч. С. 77; Налоги и налоговое право: Учебное посо­бие / Под ред. А.В.Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 66.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.