Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Бюджетное право РФ.






Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1735 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР»1, Закон РФ от 15 апре­ля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по форми­рованию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в со­ставе Российской Федерации, автономной области, автономных ок­ругов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга­нов местного самоуправления»2, Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Феде­рации»3, Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «(^не­которых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюд­жетов различных уровней»4 и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимали нормативные правовые акты, из­даваемые Правительством РФ, правительствами республик в соста­ве РФ, главами администраций других субъектов Федерации, орга­нами местного самоуправления. Значительную роль в регулирова­нии бюджетных отношений играли нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Все названные нормативные правовые акты составляли бюд­жетное законодательство РФ. Бюджетный кодекс Российской Фе­дерации закрепил легальное определение бюджетного законода­тельства, которое по объему включаемых в него нормативных пра­вовых актов значительно меньше того понятия бюджетного законо­дательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из: 1) Бюджетного кодекса РФ; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; 3) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъ­ектов Российской Федерации на соответствующий год; 4) норма­тивных правовых актов представительных органов местного само­управления о местных бюджетах на соответствующий год; 5) иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отно­шения.

Указы Президента РФ, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, федераль­ных органов исполнительной власти, органов государственной вла­сти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, ре­гулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь ис-

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №46. Ст. 1543.

2 Российская газета. 1993. № 83.

3 Российская газета. 1996. № 159.

4 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52.

70 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

точником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве.

В соответствии со ст. 4 БК РФ одним из источников бюджетно­го права являются международные договоры. В Кодексе содержится конституционный принцип соотношения норм национального и международного законодательств. Так, если такое противоречие существует, действуют правила международного договора.

Контрольные вопросы:

1. В каких аспектах рассматривается понятие «бюджет»?

2. Что такое «бюджетное право»?

3 Какова структура бюджетного законодательства РФ?

4. Когда был принят Бюджетный кодекс РФ и когда, каким феде­ральным законом он введен в действие?

5. Каково место и значение бюджетного права в системе финансо­вого права?

Глава 6. Бюджетная система Российской федерации

§1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Структура и принципы бюджетной системы

Бюджетное устройство государства определяется его государст­венным устройством, закрепленным в Конституции РФ., *

Бюджетное устройство определялось Законом РСФСР «Об ос­новах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» как организация бюджетной системы и принципы ее построения. БК РФ не закрепляет понятие «бюджетное устройство», однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный «Бюджетное устрой­ство», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной систе­мы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система России.

Структура бюджетной системы, ее организация, взаимоотноше­ния между различными звеньями бюджетной системы определяют­ся соответствующим законодательством страны. Так, до распада Союза ССР Закон СССР от 30 октября 1959 г «О бюджетных пра­вах Союза ССР и союзных республик» определял бюджетную сис­тему СССР как систему бюджетов, существующих на территории СССР, которые объединялись в единый государственный бюджет СССР. Государственный бюджет СССР состоял более чем из 50 ты­сяч бюджетов.

В связи с распадом СССР в России была установлена новая бюджетная система.

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов Российской Федерации: республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевые бюджеты краев, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербур­га; бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— местные бюджеты: районные бюджеты, городские бюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образова­ний.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной систе­мы, включая в нее не только вышеназванные бюджеты, но и бюд­жеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюд­жетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

72 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень—федеральный бюджет и бюджеты государст­венных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень — местные бюджеты.

Схематично бюджетная система Российской Федерации может быть представлена следующим образом:

Глава 6. Бюджетная система РФ

уровень

2 уровень

3уровень

Бюджетная система Российской Федерации

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования)

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюдже­ты территориальных государственных внебюджетных фондов

Местные бюджеты

В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюдже­ты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и ут­верждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государствен­ных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюд­жеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в поряд­ке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях если БК РФ предусматривает регулирование опреде­ленных отношений законом о бюджете, для органов местного само­управления эти отношения должны быть урегулированы соответст­вующими нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципаль­ных образований.

БК РФ не только закрепляет общее понятие бюджета (ст. 6), но и содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидиро­ванного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевого бюд­жетного фонда и государственного внебюджетного фонда. В соот­ветствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюд­жет муниципального образования (местный бюджет) — это форма

образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния местного самоуправления.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов му­ниципальных образований, находящихся на его территории, состав­ляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты суо" ъектов Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что консолидированные бюджеты как свод бюджетов нижестоящих тер­риториальных уровней и бюджета соответствующего субъекта бюд­жетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

В статье 17 БК РФ целевой бюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законода­тельством Российской Федерации в составе бюджета за счет дохо­дов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда Не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюд­жете на 2002 год» в федеральный бюджет на 2002 г. включены, в ча­стности, средства целевого фонда Министерства РФ по атомной энергии.

Бюджетный кодекс РФ содержит общее определение государст­венного внебюджетного фонда — это форма образования и расхо­дования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 6). Статья 13 БК РФ гласит: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денеж­ных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализа­ции конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безрабо­тицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в Порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, преду­смотренном настоящим Кодексом».

Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования1.

В соответствии с бюджетным законодательством до Принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

1 Информация о правовом режиме указанных государственных внебюджет­ных фондов содержатся в § 3 настоящей главы

74 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной сис­темы раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмот­ренные бюджетным законодательством России. В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на 10 принципах:

— единства бюджетной системы Российской Федерации;

— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы Российской Федерации;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации озна­чает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Феде­рации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Россий­ской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета бюдже­тов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации проявляется в закреплении со­ответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномо­чий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов — это:

право законодательных (представительных) органов государст­венной власти и органов местного самоуправления на каждом уров­не бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осу­ществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодатель­ством Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодек-

Глава 6. Бюджетная система РФ

сом определять направления расходования средств соответствую­щих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодек­сом определять источники финансирования дефицитов соответст­вующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превыше­ния доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расхо­дам бюджетов; ^»,;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и до­полнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (ре­шений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с измене­нием законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд­жетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отра­жению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фон­дов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государствен­ные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответство­вать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполно­моченные органы должны исходить из необходимости минимиза­ции размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов

76 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уров­ней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности заключается в следующем: i

— обязательное опубликование в открытой печати утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по про­ектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногла­сия либо внутри законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти, либо между законодательным (представитель­ным) и исполнительным органами государственной власти;

— секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствующей' территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств за-1 крепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обо­значением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмот­ренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обо­значенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, яв­ляются нарушением бюджетного законодательства Российской Фе­дерации.

§ 2. Структура бюджета

Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части.

Первичный источник доходов бюджетов — это национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвя­зи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государст­вом и муниципальными образованиями (местным самоуправлени­ем). Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разным признакам:

— по социально-экономическому признаку;

— по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты;

— по юридическим формам доходов1.

1 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 527. *'

Глава 6. Бюджетная система РФ

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов под­разделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хо­зяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюд­жеты доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налого­вые и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расходы бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном кодексе РФ за­конодательное закрепление.

БК РФ устанавливает не только общие положения о формиро­вании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджет­ной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюдже­тов: федерального, субъектов Российской Федерации, местных.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответст­вии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Фе­дерации. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в соста­ве доходов бюджетов обособленно.

К неналоговым БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему бюджетному законодательству имели режим «вне­бюджетных средств».

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитывают­ся следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

полученные в виде арендной либо иной платы за сдачу во вре­менное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

получаемые от передачи имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, под залог, в довери­тельное управление;

от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюд­жетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муници­пальных гарантий соответствующим органам исполнительной вла­сти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гаран­тиям;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранным государствам или юридиче­ским лицам на возвратной и платной основах;

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или

78 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образова­ниям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Феде­рации доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности.

Новеллой бюджетного законодательства является норма, соглас­но которой доходы бюджетного учреждения, полученные от пред­принимательской и иной деятельности, приносящей доход, в пол­ном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государствен­ной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказа­ния платных услуг.

Средства, получаемые от продажи государственного и муници­пального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нор­мативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так­же размеры затрат на организацию приватизации определяются за­конодательством Российской Федерации о приватизации.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечис­ления от физических и юридических лиц, международных органи­заций и правительств иностранных государств.

БК РФ предусматривает возможность применения между бюд­жетами взаимных расчетов при определенных условиях. В соответ­ствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимны­ми расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Феде­рации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном зако­нодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Особый порядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Штрафы подлежа^ зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа иди должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательст­вом Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в прину­дительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются

Глава 6. Бюджетная система РФ

в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской федерации и решениями судов.

БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законодатель­ству деление доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе на собственные доходы бюджетов и регули­рующие. В ст. 47 БК РФ содержится понятие собственных доходов бюджетов и их виды. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Фе­дерации., «

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законо­дательством Российской Федерации;

неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. При этом БК РФ закрепляет положение о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, несмотря на необходимость осуществления учета в доходах того бюджета, который является полу­чателем финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюдже­тов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюдже­ты на очередной финансовый год, а также на долговременной ос­нове (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который пере­дает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

БК РФ не только закрепил общие положения о формировании доходов бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной сис­теме, но и регламентировал доходы отдельных видов бюджетов: фе­дерального, субъектов Российской Федерации и местных. Какие же виды доходов зачисляются в федеральный бюджет?

Собственные налоговые доходы федерального бюджета, за ис­ключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Собственные налоговые доходы федерального бюджета преду­смотрены налоговым законодательством РФ.

В статье 50 БК РФ, кроме отсылочной нормы, предусматриваю­щей применение налогового законодательства и федерального зако­на об утверждении федерального бюджета на конкретный год при определении видов федеральных налогов, ставки и пропорции их

80 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

распределения в порядке бюджетного регулирования, закрепляются два вида налоговых доходов федерального бюджета:

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственные неналоговые доходы федерального бюджета форми­руются в соответствии с общими нормами БК РФ, закрепляющими неналоговые доходы бюджетов вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, в том числе:

доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении органов государ­ственной власти Российской Федерации, — в полном объеме;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке' и по нормативам, которые установле­ны федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Рос­сийской Федерации.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России — по нормативам, установленным феде­ральными законами;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Безвозмездные перечисления, которые могут поступать в процес­се исполнения федерального бюджета, в том числе средства по вза­имным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Остаток средств федерального бюджета на конец предыдущего года.

В БК РФ предусмотрен порядок передачи собственных доходов федерального бюджета в бюджеты других уровней в порядке бюд­жетного регулирования. Собственные доходы федерального бюдже­та могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом от 25 сен­тября 1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации»1. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в нало­говое законодательство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 БК РФ доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерально­го бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательст-

Глава 6. Бюджетная система РФ

СЗ РФ. 1997. № 39.

вом Российской Федерации, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормати­вам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в соответ­ствии со ст. 55 БК РФ формируются за счет собственных и регули­рующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации полно­стью поступают также неналоговые доходы от использования иму­щества, находящегося в собственности субъектов Российской Феде­рации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учре­ждениями, находящимися в ведении органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации.

Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые уста­новлены федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации.

БК РФ устанавливает условия передачи субъектами Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования собственных до­ходов местным бюджетам.

Бюджетное законодательство закрепляет полномочия предста­вительных (законодательных) и исполнительных органов Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления по формированию доходов соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 53 БК РФ к полномочиям феде­ральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов относятся:

установление новых видов налогов, их отмена или изменение. При этом установление новых видов налогов, их отмена или изме­нение возможны только путем внесения соответствующих измене­ний в налоговое законодательство Российской Федерации;

установление новых видов неналоговых доходов, отмена или из­менение действующих неналоговых доходов. Федеральные органы законодательной власти могут осуществить данное правомочие после представления федеральными органами исполнительной власти сво­его заключения и только путем внесения изменений в БК РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приня­ты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Россий­ской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допус­кается только в случае внесения соответствующих изменений и до­полнений в федеральный закон о федеральном бюджете на теку-Щий финансовый год;

S - 9677

82 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств _____

предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюд­жет.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют на­логовые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с на­логовым законодательством Российской Федерации в пределах ли­митов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год.

В статье 59 БК РФ закреплены полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Россий­ской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной статьей законодательные (пред­ставительные) органы субъектов Российской Федерации вводят ре­гиональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предусмотрен­ных налоговым законодательством Российской Федерации.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации вно­сят изменения и дополнения в законодательство субъектов Россий­ской Федерации о региональных налогах и сборах.

Законы субъектов Российской Федерации о внесении измене­ний и дополнений в налоговое законодательство Российской Феде­рации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Феде­рации о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъек­тов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, пред­полагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускаются только в случае внесения соответствующих изме­нений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъек­тов Российской Федерации в соответствии с налоговым законода­тельством Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации предоставляются в пределах лимитов, определенных за­коном о бюджете соответствующего субъекта Российской Федера­ции.

Особый порядок установлен для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жеты субъектов Российской Федерации в той сумме федерального






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.