Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение фразовой речи моторных алаликов






Нарушение фразовой речи – АГРАММАТИЗМ.

Диагностируется:

- составление предложений по сюжетной картинке,

- составление предложений по опорным словам.

Аграмматизмы могут быть различными. Условно выделяют 2 вида:

1. Структурный (конструктивный)

2. Морфемный (грамматический)

 

В рамках проводимого обследования необходимо отмечать какой вид аграмматизма преобладает у ребенка.

1. Структурный аграмматизм – ребенок выпускает из фразы значимые для понимания смысла слова или нарушает их порядок.

Варианты проявления:

- вместо целой фразы называется существительное и дополняет его жестом (паралингвистическими средствами);

- вместо целой фразы оформляет мысль двумя существительными: Мама..рыба;

- исключается предлог, следующий за глаголом: Кошка сидит.. аболе;

- нарушается порядок слов в предложении: Петя кошку купать нет.

В силу того, что преимущественно страдает глагольная часть предложения – такой вид аграмматизма называется предикативным аграмматизмом.

 

 

2. Морфемный аграмматизм – нарушаются законы грамматики

Шаховская описала в своей работе неумения сочетать слова в предложении по законам грамматики: управления и согласования. Наиболее нарушено сочетание слов по закону согласования, т.к. приходится согласовывать слова по трем грамматическим категориям: род, число, падеж. В то время, как при управлении сочетается по одной категории – падежу.

Варианты проявления:

- ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – когда одна хорошо усвоенная грамматическая форма заменяет все другие: ем ложком;

- ребенок не дифференцирует между собой грамматические формы и происходит смешение – одну и ту же грамматическую форму может произнести правильно или заменить на другую;

- не договаривает окончание слов – РЕДУКЦИЯ: красн чашка.

 

Исследования Соботович по нарушению фразы показало, что:

- для одних детей с моторной алалией организация слов в синтагматическую цепочку является наиболее трудным. Это вид нарушения называется синтагматическая алалия;

- для других – наиболее трудными оказываются выбор формы слова, т.к. каждое слово имеет несколько парадигм (число, падеж), то это послужило основанием назвать такую форму – парадигматическая алалия.

 

Ребенок умеет сцеплять слова в цепочку, но не умеет выстраивать слова по грамматическим формам.

 

Виды речи

Существует: устная, письменная и внутренняя речь. Они отличаются кодовыми символами, которыми пользуется человек.

Устная речь делится на:

1. Диалогическую речь

2. Монологическую речь

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.