Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантическая структура.






Семантическая структура включает в себя 2 понятия:

1. значение слова

2. смысл слова

Значение слова – это всегда отношение между обозначаемым и обозначающим. Это объектная данность и она существует вне нас. Значение слова записано в толковом словаре.

Значение слова усваивается ребенком поэтапно. Л.С. Выготский выделил 2 уровня в усвоении значения слова:

1. уровень предметной отнесенности

2. сигнификативный уровень

 

I уровень – значение слова этого уровня представляет отношение между звуковым комплексом и определенным предметом (или зрительным образом). Для формирования этого уровня ребенок должен услышать слово и увидеть предмет. Это уровень обобщения и формирования конкретных значений. Слов обладающих конкретным значением в русском языке около 22%. Трудности, которые испытывают дети на этом уровне, проявляются в полисемантизме – обозначение ряда предметов и действий одним словом. Все это свидетельствует о том, что значение слова усваивается ребенком не сразу. На основании этого Леонтьев предположил, что значение слова усваивается ребенком через смысл. Ребенок использует в своей речи слова взрослого языка, но наполняет их своим субъективным значением. Субъективное значение и есть смысл слова. В русском языке порядка 80% слов имеют абстрактное значение.

II уровень – сигнификативный (понятийный). Воспринимаемое слово соотносится с определенным понятием. Понятие – это отражение в сознании двух групп признаков:

1. общих с другими понятиями (любовь – это чувство)

2. дифференциация понятий (чувство со знаком +)

Нарушение семантической структуры слова

Это нарушение того значения слов, которое им приписывается исторически.

Типы нарушение семантической структуры слова

 

1. Явление полисемантизма

Явления, действия, предметы обозначаются одним словом. Часто

наблюдается в самостоятельной речи детей.

 

2. Диффузность – распыление конкретного значения слова. Особенно часто подвергаются глаголы.

3. Вербальные парафазии. По характеру вербальных парафазий можно отличить детей с первичной речевой патологией от У.О.:

- для алаликов замена слов обусловлена единством ситуации или

смыслом (Мама вешает белье. «Мама стилает».)

- У.О. заменяет по звуковому сходству

Нарушение семантической структуры слова является вторичным нарушением, т.к. по мнению авторов отклонение в развитии значении слов обусловлено незначительной практической речевой деятельностью ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.