Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Классификации алалии






    Алалия

    Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

    поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем

    периоде развития (1-2 года).

     

    Термин алалии встречается в специальной литературе достаточно давно. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений.

    В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие «дислалия» и противопоставил дислалии алалию, которую он характеризовал как полную невозможность артикулирования.

    В дальнейшем полная невозможность артикулирования получила название «анартрия». Алалия включала в себя нарушения, затрагивающие не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй и понимание.

    Длительное время «алалия» и «афазия» употреблялись без видимого разграничения. Только к 30-м годам XX в. Окончательно были разведены.

    В настоящее время алалия – это глубокое системное недоразвитие речи.

    Алалия относится к числу органических речевых нарушений центрального характера. Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

     

    Классификации алалии

    Выделяют 4 концепции, которые по разному толкуют механизмы и природу речевых нарушений. Существует 4 классификации алалии:

    -Клиническая

    -Психологическая

    -Лингвистическая

    -Психолингвистическая

    Клиническая классификация

    Представители клинического направления выделяют 4 формы алалии.

    1. МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ. Её впервые описал ФРЕШЕЛЬС.

    Моторными алаликами названы те дети, у которых отсутствие речи объяснялось поражением лобных отделов коры головного мозга области Брока. Эти дети сами не говорят, но относительно понимают обращенную к ним речь.

    2. В 1937г. ОРТОН описал в своей работе нескольких детей, у которых наблюдалось нарушение восприятия и понимания речи при сохранной возможности произносить слова. Эти дети были отнесены к СЕНСОРНЫМ АЛАЛИКАМ. Причинами нарушений является недоразвитие речеслухового анализатора доминантного полушария области Вернике.

    3. В конце XIXв. Немецкими врачами ЛИБМАНОМ и ГУЦМАНОМ были описаны дети, у которых отмечались трудности как в понимании, так и в воспроизведении слов.

    4. ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА АЛАЛИИ (от алалии к косноязычию) была описана ЛИБМАНОМ. В эту группу вошли дети, у которых отмечалось не отсутствие речевой деятельности, а её недоразвитие в легкой форме. У таких детей на фоне хорошей фразовой речи отмечались грамматические и фонетические ошибки.

    Многие авторы считают неправомерным выделение таких форм алалии, т.к. часто клинические исследования не подтверждают у них наличие расстройств лобных отделов – невозможность выполнения планомерных целенаправленных движений.

    Встречаются дети, у которых расстройство работы речеслухового анализатора проявляются в агностических нарушениях. Многие исследователи считают, что такая классификация алалии была проведена по аналогии с афазией. Несколько позднее появились другие классификации этой патологии.

    Психологическая классификация

    Психолог Р.Е.Левина опубликовала свои наблюдения за группой неговорящих детей в работе «опыт изучения неговорящих детей алаликов». Ею было выявлено 3 группы.

    Подход: она предположила, что отсутствие речи необходимо анализировать не по речевому дефекту, а рассмотреть, как у неговорящего ребенка формируются предпосылочные механизмы речи с точки зрения формирования.

    С точки зрения сформированности ВОСПРИЯТИЯ:

    1. слухового и фонематического,

    2. зрительного восприятия (опознавание предметов и их изображений).

    С точки зрения ПСИХИЧЕСОЙ АКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ МОТОРНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ.

    Левина выделила 3 группы по принципу преимущественного нарушения:

    1 группа – дети с нарушением фонематического восприятия – специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при охранном физическом слухе.

    2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия – ребенок слышит слово, опознает его как слово, но не может определить к какому предмету слово относится. Для таких детей характерно не узнавание предмета как целого. Такие дети хорошо видят детали предмета, хорошо улавливают его свойства. Причиной этих нарушений является оптико-гностические расстройства (зрительная агнозия). В результате чего у ребенка сужается представление об окружающем предметном мире. Нарушение соотнесенности слова с предметом ведет к нарушению понимания слов. Для этих детей характерно нарушение процесса чтения, т.к. трудно опознавать изображения не только букв, но и предметных картинок.

    3 группа – дети с нарушением психической активности, что обусловлено ослаблением процессов самоорганизации как в речевой, так и в слуховой сфере. Для них свойственны амнестические проявления, природа которых обусловлена недостаточность акта припоминания. Эти дети характеризуются:

    - рассеянностью на занятиях,

    - кривлянием, отказом выполнения заданий,

    - нарушением письма, обусловленного трудностями

    соотнесения звука и буквы.

     

    Трудно отличить У.О. от Алалии.

     

     

    Лингвистическая классификация

     

    Подход Веры Константиновны Орфинской. Она рассматривает свою классификацию как психолого-лингвистическую классификацию. Традиционно ее называют лингвистической.

    В основу деления детей на определенные группы положен принцип нарушения языковых систем (характер недоразвития языковых систем): 2-х языковых систем – фонетической и морфологической, которые объединяют словообразование и словоизменение. В основе любой формы алалии может лежать как речевые, так и неречевые нарушения. Логопед должен уметь выявить то ведущее расстройство, которое обуславливает расстройство языковых систем.

    В качестве таких нарушений может выступать:

    НЕРЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

    1. Нарушение намеренных артикуляционных движений (апраксия). Это двигательное расстройство, в результате которого нарушается фонетическая система языка.

    2. Нарушение дифференциации и обобщения по пространственным и временным действиям (сначала, потом, за, под, на, утро, день, вечер и т.д.)

    РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

    1. Нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический).

    2. Нарушение общих речевых функций.

    В.К. Орфинская выделила 10 форм алалии.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.