Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста






При диагностике особенностей познавательной сферы детей используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие вы­явить уровень сформировованности знаний и умений. Анализ вы­полнения заданий позволяет оценить характер деятельности ре­бенка: понимает ли ребенок практическую ситуацию как про­блемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно най­ти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели. «Обучающий эксперимент» позволяет проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), а также оценить работоспособность ребенка. Это обстоятельство имеет большое значение для детей раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособ­ности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.

Анализируя оценку деятельности детей, необходимо учитывать основные компоненты мыслительной деятельности: мотивацию и операциональность.

При оценке уровня мотивации учитывается:

1) интерес к заданию (активность, сконцентрированность на выполнении задания);

2) особенности эмоционального отношения к процессу дея­тельности и его результату;

3) стремление продолжить работу.

При оценке степени сформированности операционального компонента учитывается:

1) запас знаний об окружающем мире в виде общих представ­лений и элементарных житейских понятий и специфика их ис­пользования детьми;

2) выбор адекватного способа или системы действий по дости­жению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок;

3) вариативность действий. Возможность, например, использо­вать один предмет вместо другого.

При оценке особенности регуляции учитывается:

1) степень необходимой организации и контроля за деятельно­стью ребенка со стороны взрослого;

2) способность к организации целесообразного поведения. особенно когда инструкция дается на вербальном уровне;

3) степень полноты понимания и принятия задания;

4) его сохранение до конца занятия;

5) способность оценивать правильность выполнения задания;

6) особенности словесной регуляции;

7) возможность совместного действия ребенка и взрослого;

8) степень самостоятельности действий и оказанной помощи. Особое внимание следует обратить на специфику словесной

регуляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.