Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 12. Вадим Абдрашитов






Вадим Юсупович Абдрашитов (р. 19 января 1945, Харьков) - российский кинорежиссер, народный артист России (1992). Лауреат Государственной премии России (1984) и Государственной премии СССР (1991).

Учился в Московском химико-технологическом институте, где в то время действовала сильная любительская киностудия. После окончания института в 1967 Абдарашитов три года отрабатывал на Московском электровакуумном заводе, сначала мастером, а затем начальником цеха.

В 1970 Вадим Абдрашитов поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ильича Ромма и Льва Александровича Кулиджанова). Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма. В этой миниатюре был целый мир. Город, внимательно рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, — модель жизни, системы. Эта зарисовка содержала зерна многих ведущих тем и проблем, предвосхищая интонации, графику почерка — все, что позднее назовут режиссурой Абдрашитова. В 1974 он успешно защитил свою дипломную работу — сатирическую комедию по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!»

Молодого режиссера пригласил на работу в «Мосфильм» руководитель творческого объединения «Товарищ» Юлий Райзман. Здесь В. Абдрашитов встретился со сценаристом Александром Миндадзе. Творческое содружество режиссера и кинодраматурга оказалось чрезвычайно плодотворным. За 25 лет совместной работы они создали 10 фильмов: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984», «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997).

«Охота на лис» (1980) стал одним из самых советских и одновременно антисоветских фильмов. По материалу, типу героя, фактуре жизни — насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической — тотально антисоветский.

Во времена перестройки Абдрашитов в своем творчестве обращается к фантастическим сюжетам. Например, фильм «Парад планет» (1985). Герои, оставаясь вполне живыми, социально-конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм, несомненно, открыл какой-то новый этап в творчестве Абдрашитова, который вместил в себя не только «Парад планет», но и «Плюмбум» (1986) и «Слугу» (1988).

Герои этих фильмов — социальные типы и даже социальные силы, помещенные в тела людей, которые являются своеобразными «адскими сосудами». Конечно, Роман Чутко — обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма — «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. Оно могло быть и реальным, и фантастическим. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмагорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть, бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Но не их прошлое, а их вечное интересует авторов. Не имеющая предела и конца зависимость подчиненного от властвующего, желающего от исполняющего эти желания, слуги от хозяина и хозяина от слуги.

На эпоху краха СССР, у Вадима Абдрашитова пришлась работа над фильмом «Армавир» (1991). Самой впечатляющей сценой его стало крушение парохода, ушедшего на дно, на наших глазах, мгновенно. Когда фильм дошел до экрана, в 1992, в зрительном зале сидели пережившие крушение корабля страны. К ним была обращена несложная, но мучительно добытая итоговая мысль «Армавира»: наше спасение в памяти людей.

Следующий фильм Вадима Абдрашитова «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 (премия «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале). Странная история встречи осужденного и осудившего его судьи. Сегодня первый — преуспевающий бизнесмен, второй — проводник поезда. Обмен ролями и жертва берет на себя обязанности палача. И полный провал плана мести, когда каждый шаг по его осуществлению, делает палача все более грешным и несчастным, а жертву все более счастливой. Снова схвачено из массового сознания, а скорее подсознания. Пир суицида, который устраивает себе отчаявшийся палач, — сцена-приговор мести себе как системе отношений к жизни, другим.

Эти два фильма 1990-х годов принадлежат переходному, мучительному периоду, кризисному состоянию Абдрашитова. В конце 1997 вышла десятая совместная картина Вадима Абдрашитова и Миндадзе «Время танцора», ознаменовавшая собой шаг к преодолению кризиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.