Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения






 

 

Финансово-правовые нормы являются первыми исходными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы любой отрасли права, но и присущи особенно­сти, обусловленные как спецификой предмета правового регулирования фи­нансового права, так и применяемого законодателем при его регулировании специального метода*.

 
 


* Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 53 и далее.

 

Нормы финансового права как публичной отрасли права носят импера­тивный характер, то есть их содержание не может быть изменено по соглаше­нию участников общественного отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового от­ношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязываю­щие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы, устанавливая определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определен­ных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы, как явствует из самого названия, содержат запрет на совершение какого-либо действия. Например, норму ст. 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 («Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудитор­ской деятельностью»), следует отнести к запрещающим нормам.

К запрещающим нормам следует отнести также норму, содержащуюся в п. 4 ст. 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается.

Запрещающей нормой является и норма п. 5 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I), согласно которой «не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные на­стоящим Кодексом».

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника. Такие нормы содержатся, например, в норматив­ных правовых актах, регулирующих кредитные отношения.

Большинство норм финансового права носит обязывающий характер.

Нормы финансового права в зависимости от их содержания подразделяют­ся также на материальные и процессуальные. Материальные финансово-пра­вовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых право­отношений, компетенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок деятельно­сти субъектов финансовых правоотношений. Особенно четко можно провес­ти разграничение между материальными и процессуальными нормами фи­нансового права в бюджетном праве, а также в налоговом праве.

В юридической литературе финансово-правовая норма определяется как установленное государством и обеспеченное мерами государственного при­нуждения правило поведения участников общественных отношений, возни­кающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований*.

 

* См.: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 53; Карасева М.В. Финан­совое право. М., 1999. С. 64.

 

Финансово-правовая норма, как и любая норма права, имеет определен­ную структуру. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «ста­тья» соответствующего нормативного правового акта. Содержание той или иной нормы права, в том числе и финансового права, может быть закрепле­но в различных статьях нормативного правового акта*.

 
 


* См.: Карасева М.В. Указ. раб. С. 71.

 

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денеж­ных средств и урегулированное нормами финансового права, участники кото­рого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязан­ности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правово­му отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовое правовое отношение возникает в связи с тем, что соответст­вующие субъекты осуществляют финансовую деятельность, то есть деятель­ность, направленную на создание, распределение и использование опреде­ленных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права. Указанный признак является определяющим при отграничении финансового правового отношения от смежных правовых отношений, в частности от административных правовых отношений.

Субъектами финансовых правовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (и организации, не наделенные правами юридиче­ского лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования. Особеннос­тью финансовых правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должно быть государственное или муниципальное об­разование в целом либо орган государственной власти или местного самоуправ­ления.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридиче­скими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующую­ся на частной собственности, а также между данными юридическими лица­ми. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение возникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), вне зависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой.

Как и любое другое правоотношение, финансовое правоотношение воз­никает, изменяется и прекращается при наступлении определенных основа­ний, которые в правовой науке получили название «юридические факты».

Юридическими фактами, из которых возникают, в связи с которыми из­меняются или прекращаются финансовые отношения, могут быть как дейст­вия (бездействия), так и события.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финан­совой деятельности, многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансо­вые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правоотношения в науке финансового права принято классифицировать в зави­симости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою оче­редь, опосредуется определенной сферой общественной жизни) на следующие виды:

- бюджетные правоотношения;

- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного кредита;

- финансовые правоотношения в области страхования;

- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения*.


*Указанные виды финансовых правоотношений будут предметом рассмотрения в после­дующих главах настоящего пособия.

 

Таким образом, финансовое правоотношение - это общественное отно­шение, возникающее в процессе создания, распределения и использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права.

Однако общественные отношения, возникающие в сфере финансов, в со­ответствии с действующим российским законодательством могут регулиро­ваться не только нормами финансового права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В данной статье преду­смотрено также, что к имущественным отношениям, основанным на адми­нистративном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законо­дательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Возможность применения гражданского законодательства при регулирова­нии финансовых отношений в случаях, предусмотренных законом, является новеллой российского законодательства. В настоящее время гражданское за­конодательство регулирует такие отношения в сфере финансов, как, напри­мер, бюджетные, налоговые, банковские; отношения, возникающие в облас­ти государственного кредита, страхования; расчетные отношения.

Так, например, ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации* (ч. I) пре­дусматривает норму, согласно которой исполнение обязанности по уплате нало­гов и сборов может обеспечиваться гражданско-правовыми способами: залогом имущества, поручительством, пеней. При этом в ст. 73 и 74 НК РФ предусмот­рено, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и пору­чительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Аналогичная по существу норма содержится в Федеральном законе РФ «О вне­сении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской дея­тельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г. ** В соответствии со ст. 33 названного Федерального закона кредиты, предоставленные банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмот­ренными федеральными законами или договором. В соответствии с НК РФ воз­можно также применение гражданско-правового института «Представительст­во» в налоговых отношениях с учетом, конечно, особенностей, обусловленных данной сферой общественной жизни. В государственном кредите, как отмеча­лось в литературе, также сочетаются финансово-правовые и гражданско-правовые отношения***. Статья 817 ГК РФ закрепляет основные положения, регламен­тирующие договор государственного займа, на основании которого государство или муниципальное образование привлекает денежные средства заимодавцев, возлагая на себя обязанности заемщика (должника) и формируя государствен­ный долг (долг муниципального образования). В сфере страхования и расчетов также возникают общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права.

 
 


* Далее - НК РФ.

** Российская газета. 1996. 10 фев.

*** Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995 С. 134.

 

Итак, общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулиру­ются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правового отношения, но и в случаях, предусмотренных законодательством, — нормами гражданского законодательства, значение которого особенно возросло в условиях перехода России к рыночным отношениям.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.