Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
Финансово-правовые нормы являются первыми исходными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы любой отрасли права, но и присущи особенности, обусловленные как спецификой предмета правового регулирования финансового права, так и применяемого законодателем при его регулировании специального метода*. * Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 53 и далее.
Нормы финансового права как публичной отрасли права носят императивный характер, то есть их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие нормы, устанавливая определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Запрещающие нормы, как явствует из самого названия, содержат запрет на совершение какого-либо действия. Например, норму ст. 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 («Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью»), следует отнести к запрещающим нормам. К запрещающим нормам следует отнести также норму, содержащуюся в п. 4 ст. 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается. Запрещающей нормой является и норма п. 5 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. I), согласно которой «не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника. Такие нормы содержатся, например, в нормативных правовых актах, регулирующих кредитные отношения. Большинство норм финансового права носит обязывающий характер. Нормы финансового права в зависимости от их содержания подразделяются также на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений. Особенно четко можно провести разграничение между материальными и процессуальными нормами финансового права в бюджетном праве, а также в налоговом праве. В юридической литературе финансово-правовая норма определяется как установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников общественных отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований*.
* См.: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 53; Карасева М.В. Финансовое право. М., 1999. С. 64.
Финансово-правовая норма, как и любая норма права, имеет определенную структуру. Она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Содержание той или иной нормы права, в том числе и финансового права, может быть закреплено в различных статьях нормативного правового акта*. * См.: Карасева М.В. Указ. раб. С. 71.
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. Финансовое правовое отношение возникает в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность, то есть деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права. Указанный признак является определяющим при отграничении финансового правового отношения от смежных правовых отношений, в частности от административных правовых отношений. Субъектами финансовых правовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должно быть государственное или муниципальное образование в целом либо орган государственной власти или местного самоуправления. Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения. Финансовое правоотношение возникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), вне зависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Как и любое другое правоотношение, финансовое правоотношение возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты». Юридическими фактами, из которых возникают, в связи с которыми изменяются или прекращаются финансовые отношения, могут быть как действия (бездействия), так и события. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правоотношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою очередь, опосредуется определенной сферой общественной жизни) на следующие виды: - бюджетные правоотношения; - налоговые правоотношения; - неналоговые правоотношения; - финансовые правоотношения в области государственного кредита; - финансовые правоотношения в области страхования; - правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; - финансовые правоотношения в области банковской деятельности; - финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; - валютные правоотношения*. *Указанные виды финансовых правоотношений будут предметом рассмотрения в последующих главах настоящего пособия.
Таким образом, финансовое правоотношение - это общественное отношение, возникающее в процессе создания, распределения и использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права. Однако общественные отношения, возникающие в сфере финансов, в соответствии с действующим российским законодательством могут регулироваться не только нормами финансового права. В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В данной статье предусмотрено также, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Возможность применения гражданского законодательства при регулировании финансовых отношений в случаях, предусмотренных законом, является новеллой российского законодательства. В настоящее время гражданское законодательство регулирует такие отношения в сфере финансов, как, например, бюджетные, налоговые, банковские; отношения, возникающие в области государственного кредита, страхования; расчетные отношения. Так, например, ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации* (ч. I) предусматривает норму, согласно которой исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться гражданско-правовыми способами: залогом имущества, поручительством, пеней. При этом в ст. 73 и 74 НК РФ предусмотрено, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Аналогичная по существу норма содержится в Федеральном законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г. ** В соответствии со ст. 33 названного Федерального закона кредиты, предоставленные банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором. В соответствии с НК РФ возможно также применение гражданско-правового института «Представительство» в налоговых отношениях с учетом, конечно, особенностей, обусловленных данной сферой общественной жизни. В государственном кредите, как отмечалось в литературе, также сочетаются финансово-правовые и гражданско-правовые отношения***. Статья 817 ГК РФ закрепляет основные положения, регламентирующие договор государственного займа, на основании которого государство или муниципальное образование привлекает денежные средства заимодавцев, возлагая на себя обязанности заемщика (должника) и формируя государственный долг (долг муниципального образования). В сфере страхования и расчетов также возникают общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. * Далее - НК РФ. ** Российская газета. 1996. 10 фев. *** Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995 С. 134.
Итак, общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правового отношения, но и в случаях, предусмотренных законодательством, — нормами гражданского законодательства, значение которого особенно возросло в условиях перехода России к рыночным отношениям.
|