Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы финансовой деятельности






 

Финансовая деятельность - это вид человеческой деятельности, обуслов­ленный наличием товарно-денежных отношений в обществе и необходимостью создания определенных фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовую деятельность осуществ­ляют государство, местное самоуправление и хозяйствующие субъекты. Однако государство и местное самоуправление, осуществляя финансовую деятельность, определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере фи­нансов. При этом условия для функционирования хозяйствующих субъектов, действующих на базе государственной или муниципальной собственности, бо­лее «жесткие», чем для хозяйствующих субъектов, основанных на праве частной собственности.

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти, поэтому вряд ли можно рассматривать финансовую деятельность государства, а также финансовую деятельность местного само­управления только как управленческую деятельность*.

 
 


*См.: Карасева М.В. Указ. раб. С. 18.

 

Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, который включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение, например, налогов и сборов), и управленческую деятельность ор­ганов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб), так и в процессе ис­пользования определенного фонда денежных средств (в соответствии со ст. 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов произ­водится только из федерального бюджета).

Итак, финансовая деятельность государства осуществляется органами госу­дарства всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполни­тельной и судебной - в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а в определенных случаях - непосредственно на­селением соответствующей территории.

Финансовая деятельность государства основывается на принципах, основ­ных положениях, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Важ­нейшими из них являются: законность, гласность, плановость, федерализм (со­четание централизма с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления).

Принципы законности, гласности, плановости присущи и финансовой деятельности местного самоуправления.

Финансовая деятельность местного самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки.

Рассмотрим вышеназванные принципы осуществления финансовой дея­тельности государства и местного самоуправления.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законода­тельных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, рас­пределение и использование денежных средств может повлечь за собой не­стабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в раз­личных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положени­ями Конституции РФ и другими федеральными законами; существенному изменению подлежит налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности прояв­ляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означа­ет, что вся финансовая деятельность государства и местного самоуправления базируется на целой системе финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения которых закрепляются в соответству­ющих нормативных правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюд­жет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюдже­ты государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и региональных фондов обязательного меди­цинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета до­ходов и расходов.

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляет­ся в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Фе­дерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные нало­ги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогооб­ложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Про­цесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в фи­нансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра уп­равления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправ­ления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверж­дают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельны­ми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осу­ществления материальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами. Их разно­образие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотноше­ний, от условий аккумуляции и использования денежных средств и т. д. В юри­дической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления и введения налогов, с помощью которого изымаются в той или иной форме, в обязательном поряд­ке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей(взносов) в госу­дарственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Госу­дарственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято называть «социальными» налогами. Также к методам собирания денежных средств относится метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожерт­вования, вклады в банки и т. д. Данный метод применяется при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

При распределении, использовании государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета применяются два важнейших мето­да: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования вы­ражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финан­сирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, ор­ганизаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бю­джетная ссуда.

Как отмечалось ранее, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регу­лирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федераль­ные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.). * В частности, Правительство РФ обеспечивает про­ведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

 
 


*Российская газета. 1997. 23 дек.; 1998. 4 янв.

 

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Фе­дерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей террито­рии функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Феде­рации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечи­вает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы го­сударства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного уп­равления:

- Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы субъектов РФ;

- Федеральное казначейство Российской Федерации;

- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Особое место среди специальных органов государственного управления, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает Централь­ный банк Российской Федерации (Банк России).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.