Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Работа до чтения текста.






1. Определение темы и задач урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие. Прочитайте заголовок. (Учебники у учащихся закрыты, а заголовок вынесен на доску.)

(Путешествие тринадцатое.

Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры.)

Учитель. Определите, пожалуйста, на какой вопрос нужно найти ответ сегодня на уроке?

Ученик. Нужно разгадать тайну юмора и сатиры. Узнать, что это такое.

Учитель. Да, мы должны определить, что же такое «юмор», а что «сатира». А поможет нам «чистокровный детский юморист». Так этого человека называл уже знакомый нам Сергей Сивоконь. Кто же это? Попробуйте догадаться.

(Учитель по очереди достаёт из чёрного ящика предметы. Учащиеся высказывают свои предположения.)

• Игрушечный щенок. (Учитель говорит: «Его зовут Дружок.»)

• Шляпа.

• Огурцы.

• Автомобиль (игрушечный).

• Каша (в упаковке).

• Телефон. (Учитель цитирует: «Алло! Алло! Слышно? Слышно! Хорошо? Хорошо!»)

• (Потом стучит по парте: «Тук – тук – тук!»)

Учитель. Вы уже догадались, о каком писателе идёт речь?

Ученик. Это Носов!

Учитель. Учитель. Конечно, это Николай Николаевич Носов. (На доске открывается портрет писателя и подпись под ним.)

2. Чтение материалов «Путешествия…» и работа с ними.

Учитель. Откройте учебники на странице 152. Прочитайте самостоятельно материалы «Путешествия…» и попробуйте найти ответы на вопросы: «Что такое юмор? И что такое сатира?» (Учащиеся читают самостоятельно.)

Учитель. Прочитайте, как ответить на вопросы.

Ученик. «Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех».

Учитель. Кто дал такие определения сатиры и юмора?

Ученик. Николай Николаевич Носов.

Учитель. Давайте прочитаем определение этих же понятий в толковом словаре. (Открывается запись на доске и одновременно двое заранее подготовленных учащихся показывают остальным толковый словарь и читают определение оттуда. Запись на доске дублирует текст словаря.)

Ученик. «Юмор (англ. humour) – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от сатиры таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака»».

Ученик. «Сатира (лат. satira) – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными».

Учитель. Вы смогли почувствовать, в чём же различие этих двух понятий?

Ученик. Юмор сочувствует, оправдывает, а сатира – негодует над чем-то порочным.

Учитель. Всегда ли легко разграничить их?

Ученик. Нет.

Учитель. Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «…трудно бывает провести границу между сатирой и юмором, то есть ответить на вопрос: та или иная черта характера вредна только для самого человека (героя произведения) или начинает быть опасна для других? Если только для него – автор и осуждает, и сочувствует герою одновременно (ведь в остальном – хороший человек!). А возможен случай, когда сочувствие и вовсе исчезает. За этой гранью начинается сатира».

Учитель. Попробуйте сами объяснить, кто такие сатирики.

Ученик. Сатирики – это люди, которые в своих произведениях осмеивают недостатки других.

Учитель. Для чего нужны «сатира» и «сатирики»? Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «Писателя не станут читать, если он не будет говорить людям правду. Но поскольку не всякую правду приятно слушать, то лучше говорить эту правду, смягчив немножечко шуткой. Получается и смешно, и приятно, и полезно. Это и есть сатира. А сатирики – это люди, которые смягчают жизненные удары, чтоб нам не было так уж больно. В общем, хорошие люди, полезные».

3. Постановка задачи на ближайшие уроки.

Учитель. Мы с вами на ближайших уроках будем читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: подумать, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел.

4. Прогнозирование содержания.

Учитель. Сегодня мы с вами прочитаем одно из произведений Николая Носова «Федина задача». Ваши предположения о характере этого произведения.

Ученик. Наверное, оно смешное, юмористическое.

Физкультминутка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.