Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочинения






1. В чём истинная красота человека

Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.Заболоцкий

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, да и у каждого из нас своё понятие красоты. Есть красота внешняя: броская, яркая, её видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может её разглядеть. Проиллюстрировать свои мысли мне хочется произведением Алексея Толстого «Русский характер». Хотя время действия рассказа — военная весна 1944 года, это история не столько о войне, сколько о любви и о внутренней красоте человека. Рассказ состоит из двух главных и двух-трёх побочных эпизодов, в нём участвует минимальное число героев. Так Толстой избежал дробности сюжета и достиг сильного драматического эффекта.
В экспозиции приводятся скупые сведения о Егоре Дрёмове (его семье и боевых подвигах), даётся его портрет и указываются такие черты его характера, как сдержанность и скромность. Хотя Иван Сударев узнал Егора уже после ранения и пластических операций, он ни разу не упоминает о физическом уродстве товарища, а наоборот, восхищается красотой главного героя: «Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни». Завязка сюжета — ранение Егора в бою под Курской дугой. Кульминационной сценой является его приезд домой после госпиталя. Понятно, что после тяжёлого ранения и нескольких пластических операций, которые спасли ему жизнь, но до неузнаваемости изуродовали лицо и голос, Егор поехал домой к самым близким людям. Но жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться: «Егор Дрёмов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать. Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». Кроме того, он надеялся, что отец и мать без объяснения догадаются, что к ним приехал сын. Поведение матери за ужином вроде бы подтверждает ожидания Егора. Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарповна как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало».
Не осмелился Егор признаться и невесте Кате.. Уйдя из родного дома, Егор испытывал обиду (даже мать не почувствовала правду), отчаяние (Катя сказала, что ждёт его день и ночь, а сама не узнала жениха в изуродованном старшем лейтенанте) и горькое одиночество (он пожертвовал своими чувствами, чтобы не пугать родных, и невольно отгородился от них). В конце концов герой решил так: «Пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати — эту занозу он из сердца вырвет».
Жертвенная любовь, столь ценимая русскими, свойственна не только Егору Дрёмову, но и его родственникам, которые своими поступками развязывают запутанную житейскую ситуацию. Мать всё-таки догадывается, что приезжий офицер был её сыном. Отец считает, что раны, полученные на поле боя за свободу Родины, только украшают солдата. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху. Такая счастливая развязка сюжета утверждает идею о первостепенности внутренней, а не внешней красоты человека.

А если вспомнить героев Л.Толстого? Бесподобно красива Элен Безухова! А душа ее? Не так красива внешне Наташа Ростова. А как богат ее внутренний мир! Действительно, «…огонь, мерцающий в сосуде»!

 

2. Чем люди живы

Хлеб - всему голова.

Не хлебом единым жив человек.

(Поговорки)

Чем люди живы?

Этим вопросом человечество задается вот уже многие тысячелетия. Так что же главное в жизни человека, какие потребности первостепенны?

«Хлеб - всему голова!»- говорит народная поговорка. Действительно, еще с первобытных времен страх перед голодом, смертью, во-первых, диктует человеку потребность в еде, тепле, свете… Но с развитием человеческой цивилизации возросла и расширилась иерархия наших потребностей. И сразу вспоминаем другое мудрое изречение: «Не хлебом единым жив человек!»

Так что же может быть главнее, чем еда, вода и воздух в нашей жизни?..

Маленький принц – герой одноименной сказки французского писателя Антуана де Сента-Экзюпери - говорил: «Я знаю одну планету, там живет такой господин... Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил…И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»

Понятно, что извечная война «физиков» и «лириков» никогда не будет закончена. Главное, если быть физиком по профессии, то не быть «физиком» в душе.

Как видим, юный герой философской сказки Экзюпери удивляется человеку, лишенному потребности любить, созерцать, понимать красоту природы. Но с этим недостатком человеческого восприятия нам ещё можно смириться - главное, чтобы люди, не чувствующие в мире прекрасное, не насаждали свою философию - философию черствости души. Человеку трудно жить, стыдясь своих чувств, - нужно быть искренним, ведь напускная серьезность делает нас неполноценными и, тем более, никого не восхитит.

Так, например, и герой романа И.С.Тургенева " Отцы и дети" Евгений Базаров, будучи человеком науки, был не только очень " серьёзным" и скупым на положительные эмоции, но часто - грубым в отношениях с друзьями и родителями. Не веря и в любовь, он, как можно дольше, пытался подавлять в себе это чувство к Анне Одинцовой. В итоге, он получал лишь страдания, став заложником своей философии нигилизма. Поэтому человеку не стоит стесняться своих добрых и искренних чувств и эмоций. Стремление современных людей только к материальным благам, а также чопорность, снобизм, цинизм и практицизм всё-таки должны уступать умению и желанию любить, радоваться каждому дню, чувствовать прекрасное, воспринимать духовные ценности. Тем более, что кроме слуха, зрения, обоняния, осязания и тактильной чувствительности множеству людей даровано тонкое душевное восприятие, - так называемое, шестое чувство. Николай Гумилёв писал об этом удивительном, не описанном наукой чувстве так:

" Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится...

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..."

Далее поэт дает нам понять, что чувство эстетического восприятия, рождающееся " под скальпелем природы и искусства", и должно делать нас настоящими людьми. Здесь невольно вспоминается великая фраза Достоевского: " Красота спасет мир".

Действительно, не хлебом единым мы живы! И как жаль, что до сих пор не все люди имеют потребность и понимают смысл, например, похода в театр или музей, посещения галереи или вечера поэзии в старой библиотеке...

Да, труд сделал из обезьяны человека, но будем верить, что все-таки потребность в пище духовной сделает из человека Человека.

 

2. Чем люди живы?

Этот вопрос сопровождает человечество уже многие века. Что же главное в нашей жизни, какие наши потребности первичны?

Вспомним поговорку: " Хлеб -всему голова". Действительно, одна из первых человеческих потребностей - утоление голода. Но с первобытных времен прошли тысячелетия, и пирамида потребностей лишь возросла. Поэтому стремление людей к нормам морали, нравственности, эстетического диктует потребность не только в " хлебе", но и в пище духовной.

Эту же тему, тему людских стремлений, и связанные с ней проблемы поднимает Иван Алексеевич Бунин в своих рассказах. Герои произведений писателя - очень разные в своих потребностях персонажи: для кого-то на первом месте- иметь возможность зарабатывать и тратить деньги, для кого-то главное -любить и быть любимым, для кого-то - ощущать причастность к своей Родине...

Стремление человека в первую очередь к материальным благам, а не духовному принадлежит безымянному герою рассказа " Господин из Сан- Франциско ". Не дав своему персонажу имя, автор намеренно его обезличивает, намекая, что таков тип большинства богачей в буржуазном мире Запада. " Атлантида" - название погибшей цивилизации и имя роскошного лайнера, на котором и ведет свое путешествие американский " господин" в Европу. Тяга нашего героя к материальным излишествам, удовлетворению своей похоти, алкоголю, тщеславию, приводит его, по-видимому, к инфаркту и смерти прямо во время круиза. Весь рассказ построен на антитезе или контрасте, где блеск, роскошь, шик кают и залов соседствуют с описанием бури за бортом, рыжего капитана, похожего на дьявола, пассажира-принца, напоминающего мумию. Используя символику смерти, автор даёт понять нам, что мир, где духовных ценностей нет, обречён на гибель, как и герой его рассказа. Цивилизация, вдохновляемая лишь культом доллара и его властью, поклоняется греховным, мнимым ценностям. Господин жил лишь любовью к деньгам, которые он зарабатывал всю жизнь. Но после его смерти деньги не обеспечили ему уважение даже со стороны персонала корабля: тело господина поскорее отнесли в подсобное помещение, как ненужный хлам, дабы не омрачать настроение остальных отдыхающих.

Другим героям произведений Бунина, как и самому писателю, дороги воспоминания детства, юности больше, чем что бы то ни было. В автобиографическом рассказе " Антоновские яблоки" Бунин идеализирует прошлое, видит в нем только хорошее. И неудивительно, ведь рассказ создавался, когда автор находился далеко от России. Семья главного героя этого бессюжетного рассказа - пример разумных помещиков, ведь их крестьяне " не знали крепостного права". Сад -символ Рая в христианской культуре. Яблоневый сад при имении, в котором работали крестьяне и где много времени проводил мальчик, - символизирует потерянный Рай, как и чеховский " вишневый сад". Расставание сада с листвой осенью и расставание с самим садом героя - символ наступления осени в душе и самого писателя. Автор живет лишь прошлым, ему горько воспринимать настоящую Россию без интеллигенции, с грубыми манерами новых хозяев. Вдвойне обидно Ивану Алексеевичу было потому, что ничем он помочь России не мог и оставалось лишь " сказать прости родному дому".

В рассказе " Чистый понедельник" главный герой живет любовью к своей невесте. Он полностью поглощен ею; он любит ее больше, чем она его. Она лишь позволяет себя любить. Они - безумно красивая пара, и все ими восхищены. Героиня ведет светскую жизнь: капустники в театрах, поэтические вечера, рестораны... Но ее поведение оказалось обманчиво. По-видимому, она давно тяготилась всей этой яркой жизнью, возможно, понимала, что в будущем принесет страдания и нелюбимому человеку. В душе ее образовался " вакуум". Без объяснений она уходит в монастырь, потому что не хочет никого больше обманывать. А что он? Он так и не разлюбил ее и через много лет. Герои этого рассказа живут любовью и честностью.

На примере рассказов Бунина, полных философскими размышлениями, противоречивыми героями и бесхитростными, мы увидели, что спектр человеческих потребностей широк. Многие люди и в XXI веке живы тягой к наживе и богатству, любви и признанию, тоской и жаждой служения Родине.

 

 

3. Чем люди живы? Любовью.

 

Тема моего сочинения заимствована из названия одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение проходят мысли о том, что люди живы не «заботой о себе», а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…

Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить; Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову; маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»…

 

Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базаров, который до встречи с Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще нет, женщин за равных не принимал, считал, что «свободно мыслят между ними только уроды». И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как «к какому-то разряду млекопитающих». Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что «на остальных баб не похожа», нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.

Нравится мне глава, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой: «Какой я смирненький стал», старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит «по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни» Возмущаясь против жизни по расписанию, которая «как по рельсам катится», он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, «кровь его загоралась».Но Базаров, человек сильный, «легко сладил бы со своей кровью».Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе», влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как «эти гордые губы ответят на его поцелуи…» А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек!

 

4. Быть человеком – это чувствовать себя ответственным

(А. де Сент-Экзюпери)

Чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовать себя и мир.

Такие выводы можно сделать, внимательно прочитав роман «Война и мир». Герои Л.Толстого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, – находятся в непрерывном поиске смысла жизни и настоящего места в ней. На мой взгляд, чувствуя свою ответственность перед обществом и людьми, эти герои не удовлетворены собой, поэтому постоянно стремятся к полезной деятельности, зачастую ошибаясь и разочаровываясь.

В натуре князя Андрея мне нравятся его честность и искренность. Разве не вызывает уважение то, что он реформирует своё хозяйство и отпускает крестьян на волю?! Ведь это было по тем временам неслыханным новшеством.

Пьер ищет выход к правде через иллюзии и разочарования. Можно только восхищаться его поступком, когда он, чувствуя свою ответственность перед народом, перед страной, отдаёт «тысячу человек и их содержание» в ополчение сражаться против наполеоновской армии.

Роман «Война и мир» поражает меня обилием персонажей. Но главное в нём то, что все герои Л.Н. Толстого – живые люди. Настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаёшь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь или презираешь. Я не хочу здесь вспоминать семейство Курагиных, Бориса Друбецкого, Жюли, Берга. Это те люди, к которым нельзя испытывать уважение…

А вот на примере семьи Ростовых, мне кажется, великий классик описывает свой идеал семейного бытия. Ростовы живут широко и хлебосольно, истинно по- русски: например, Ростов старший устраивает приём москвичей в честь Багратиона, отдаёт подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Л.Толстой изображает Кутузова. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели – очищению родной земли от захватчиков. При этом, чувствуя свою ответственность за жизнь каждого солдата, он весь свой опыт и силы прикладывал к тому, чтобы не убивать и истреблять людей в ненужных сражениях, а спасать и жалеть их.

Русская литература имеет множество примеров об ответственности людей за себя, за ближнего. И роман «Война и мир» тому доказательство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.