Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Аутентичный класс • (греч




 

Аутентичный класс • (греч. Authentikys) - подлинный. Понятие, разработанное в гума­нистической психологии и психотерапии и отражающее одну из важнейших интегративных характеристик личности. По Роджерсу (Rogers C.R.), который активно использовал этот термин, Аутен­тичность- это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и по­ведению. А.является обязательной составляющей эффективного человеческого общения. В качестве синонимов термина А.используются такие определе­ния, как полноценно функционирующая личность (Роджерс (Rogers C.R.)), свобода (Олпорт (Allport, F.H.)), самоактуализация (Маслоу (Maslow А.Н.)), целостная личность (Перле (Peris, F.S.)), конгруэнт­ность (Гриндер (Grinder, J.)), Бендлер (Bandler, R.)). В данном контексте Аутентичный класс - функционирующий в реальных условиях класс.
Асинхронное обучение/ форум • методика дистанционного обучения, которая не требует одновре­менной работы преподавателя и обучающегося. Применение ее позволяет сделать процесс обучения более гибким и удобным для его участников.
Диалогическое обучение, способствующее взаимообучению • обусловленная принципами обучения система регулятивных пра­вил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвое­ния его учащимися; побуждения учащихся к участию в поста­новке проблем и их решении; активизации их учебной деятель­ности. Основные функции: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности. Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репро­дуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд про­блемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.
Дивергентное мышление • (лат. divergere - расходиться) - метод творческого мышления, при­меняемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е.Торранс, Д.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Груббер, И.Хайн, А.Б.Шнедер, Д.Роджерс. Дополняется конвергентным мышлением. Конвергентное мышление (от лат. convergere - сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных ал­горитмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. Существуют специальные тесты дивергентных способностей, на­пример, тест компании Gestalt and Jackson’s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, поло­тенце и т.д.
Зона ближайшего развития (ЗБР) • понятие, введенное Л.C. Выготским, характеризует процесс под­тягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности становится способным к самостоятель­ному решению аналогичных задач.
Инклюзивное обучение · (фр. inclusif- включающий в себя, лат. include - заключаю, вклю­чаю) - процесс развития общего образования, который подразуме­вает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образо­ванию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, на­правленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образо­вание стремится к разработке подходов к преподаванию и обуче­нию, которые будут более гибкими для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет ин­клюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Восемь принципов инклюзивного образования: • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; • Каждый человек способен чувствовать и думать; • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; • Все люди нуждаются друг в друге; • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; • Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Климат в классе • преобладающая атмосфера в классе на основе ряда факторов, основными из которых являются межличностные отношения и во­влечение в процесс учеников.
Коллективное диалогическое обучение • обучение, способствующее конструктивистскому общению учени­ков, с целью выработки коллективного понимания.
Конструктивистская теория (лат. constructivus) - связанный с построением, конструированием. Конструктивизм (философия) - подход, в котором познание вос­принимается не как отражение, а как активное построение интер­претации (модели) мира субъектом. Понимание, которое достигается путем построения собственного осмысления либо через практические действия, либо через социаль­ное взаимодействие. Все новое обучение начинается с того, что человек уже знает, что и определяет смысл, который он из этого вы­несет.
Конвергентное/ репродуктивное мышление • лат. convergere — сходиться - форма мышления, основанная на стратегии точного использования предварительно усвоенных алго­ритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи. КМ подразумевает воспроизведение, кото­рое не взаимодействует с информацией. Используется со словом «репродуктивный», подобное мышление предполагает традицион­ный способ подхода к проблеме, результатом которого являются аналогичные идеи. Данное мышление противоположно дивергент­ному, которое рассматривается как креативный метод рассмотре­ния проблемы с разных углов или точек зрения.
Креативность (англ. create - создавать, англ. creative — созидательный, творче­ский) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американско­му психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — спо­собность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыход­ной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы.
Креативный процесс • обладает четырьмя основными характеристиками. Во-первых, предполагает мышление или поведение с применением вообра­жения. Во-вторых, является деятельностью целенаправленной. В-третьих, результатом этих процессов является нечто оригиналь­ное. И наконец, результат должен быть ценным по отношению к цели.
Критериальное оценивание • процессуально-действенная метатехнология, обеспечивающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения постав­ленных целей и задач обучения. Отличается от «нормативно-ориентированного», при котором рабо­та/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми.
Критическое мышление • (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпре­тации, а также корректно применять полученные результаты к си­туациям и проблемам. В общем значении под критическим мыш­лением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе — необходимая предпосылка для начала цивилизованного развития данного сообщества. В узком смысле критическое мышление характеризуется как «мыш­ление о мышлении». Психолог Дайана Халперн (англ. Diane F. Halpem) рассматривает критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероят­ность получения желаемого конечного результата.
Критическое оценивание • анализ результативности/ценности/обоснованности действия, про­цесса или продукта и способность объяснить, почему последние являлись или не являлись результативными/целесообразными/обо­снованными и т.д.
Метапознание • понятие метапознания ввел в психологию J.H. Flavell (1976; 1979; 1992). В структуре мстапознания автор выделяет такие компо­ненты, как метакогнитивные знания, опыт, цели и стратегии. При этом одной из важнейших функций метапознания автор считает рефлексивный контроль познавательной деятельности. Поэтому эксперименты J. Flavell, A. Brown, М. Reid и др. были направлены на выявление возможностей детей регулировать собственную по­знавательную деятельность на основе знания ее особенностей. М. - специфическая форма осознания собственных мыслительных способностей - когнитивных средств и стратегий, что позволяет сделать целью образования развитие субъективной позиции у уча­щихся, основанной на формировании саморегуляции и самоконтро­ля как в когнитивном, так и в аффективном плане.
Метакогнитивные стратегии • по мнению J.H. Havell (1992), метакогнитивные стратегии обслу­живают метакогнитивные цели, то есть обеспечивают контроль и мониторинг познавательной деятельности. В работах D. Kuhn (1983), В.А. Моляко (1991) метакогнитивным стратегиям отво­дится роль выбора, построения и преобразования собственно когнитивных стратегий в соответствии с условиями задачи. Ис­следования такого рода стратегий широко представлены в психо­логии. Например, построение «комплексной структуры» задачи (О. Зельц, 1981), переструктурирование (М. Вертгеймер, 1987; К. Дункер, 1965), стратегии образования понятий (Дж. Брунер, 1977), построение «операционального смысла» (O.K. Тихомиров, 1984) и др. В информационных теориях (Д. Миллер, Ю. Галантер, 1986; А.Ньюэлл, Дж. Шоу, 1965; П. Линдсей, Д. Норман, 1974 и др.) были выделены особые эвристики и алгоритмы, которые вы­полняют функцию организации процесса поиска решения задачи.
Моделирование • исследование объектов познания на их моделях; построение моде­лей реально существующих предметов и явлений (живых организ­мов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т.п.).
Обучение «Лицом к лицу» • традиционный метод обучения в классе.
Одаренность • структурные составляющие динамической иерархии способно­стей. Одаренность - качественно своеобразное, личностное соче­тание способностей. Одаренность, как и способность, не врожден­на и существует в развитии (Б.М. Теплов). Общая одаренность: развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих (памяти, интеллекта). Специаль­ная одаренность относится к некоторой специальной, т.е. отно­сительно специфической деятельности. Данное деление условно; общие и специальные способности реально существуют в лич­ностном, деятельностном единстве. Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качествен­ные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качествен­ных отличий - важная задача психологии.
Обучение, основанное на исследовании Обучение, основанное на постановке проблемы или вопроса. Обу­чающие получают поддержку в поиске собственных путей разреше­ния проблемы в виде основных навыков, знаний.
Рефлексия • (позднелат. reflexio - обращение назад) - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на свое, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, в традиционном смысле - на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (цен­ности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д. Согласно П.Тейяру де Шардену, благодаря рефлексии, человек вы­делился из царства животных, смог сосредоточиться на себе самом и овладеть самим собой, как предметом, а также получил возмож­ность не просто познавать, но познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь. Согласно Э.Кассиреру, рефлексия заключается в «способности вы­делять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредото­чить на них внимание». Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А.Буземан (1925-1926), который трактовал ее как «всякое перенесе­ние переживания с внешнего мира на самого себя». В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко: 1) как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования и 2) как базовое свойство субъекта, благодаря которо­му становится возможным осознание и регуляция своей жизнедея­тельности.
Рефлексивный отчет • отчет о событии или процессе, который не дается в простой опи­сательной форме, но отвечает на оценочные вопросы, а также во­просы «как» и «почему».
Рефлексия в действии • процесс тщательного обдумывания в ходе действия (например, преподавания), оценивания и критического анализа для выполне­ния следующего шага.
Рефлективный посредник • посредником может выступать учитель в ситуации содействия проведению учеником рефлексии относительно собственного обу­чения.
Рефлективный практик (учитель) • учитель, тщательно и постоянно обдумывающий методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей практики.
Работа по развитию лидерства учителя (РРЛУ) • подход к усовершенствованию преподавания и обучения в школах. Процесс, при котором учителя, как в индивидуальном порядке, так и совместно, определяют вопросы и проблемы, которые необ­ходимо исследовать с целью улучшения своей практики, а также — практики своих школ.
Совещательное решение • совещательное, совещательный (книжн., офиц.), по знач. свя­занное с правом заявлять свое суждение о деле, но не выно­сить решения о нем (Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). В указанном контексте - внимательно обдуман­ные, коллегиально принятые решения.
Социально- обучающийся • тип обучения, при котором субъект непроизвольно обучается в процессе наблюдений или взаимодействия с другими людьми. Специалисты из Bersin & Associates обозначили семь компонентов технологии социального обучения: беседы (conversation), связи (connection), совместная работа (collaboration), контент (content), удобство употребления [контента] — (consumption), контроль (control) и возможность создания пользовательского контента (contribution).
Суммативное (суммирующее) оценивание • оценивание достижений, полученных учениками на каком-либо этапе образования (в конце единицы обучения, полугодия и года). Суммативное оценивание - показатель усвоения стандартов содер­жания; имеет три типа: устные презентации, тесты и демонстра­ция достижений.
Сократический метод ведения беседы • основан на подходе к обучению Сократа; форма обучения, цен­тром подхода в которой являются наводящие вопросы и дискус­сии. Сократ (в роли учителя) задавал своим ученикам вопрос за вопросом, стремясь сначала нарушить понимание обучающихся об истине, чтобы затем они смогли сформировать его вновь через защиту своей позиции. Его цель находилась глубже — более реф­лексивное понимание: «Почему вы уверены, что то, что вы гово­рите, вы действительно знаете?».
Талант • высокий уровень развития, прежде всего, специальных способ­ностей; совокупность таких способностей, которые дают возмож­ность получить продукт деятельности, который отличается новиз­ной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Для талантливых людей характерна потребность в занятии опреде­ленным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу. Наличие таланта определяется результатами дея­тельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Урок-исследование • особый подход к совершенствованию преподавания; включает в себя несколько этапов: постановка проблемы, обсуждение условий и методов ее решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, выводы и обмен ин­формацией.
Формативное оценивание • оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Ф. о. проводится по опре­деленным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Ф. о. имеет следую­щие способы: • наблюдение; • устные ответы учеников; • письменные работы учеников; • тестовые задания. Ф. о. осуществляется по двум схемам: схема холистического оце­нивания - скоростное оценивание в короткие сроки и в общем виде уровня развития ученика, путем оценивания отдельно друг от друга способностей, определенных по целям процесса обучения. Анали­тическое оценивание - последовательное прослеживание и оценива­ние в течение определенного длительного периода времени предус­мотренных для учеников конкретных способностей.
«Черный ящик» • метафора в отношении класса, предполагающая обстановку, огра­ниченную структурой учреждения. Заимствована из области науки и техники, где «черный ящик» представляет собой устройство, систему или объект, который можно рассматривать исключитель­но с точки зрения характеристик ввода, вывода и передачи, не имея представления о его внутреннем устройстве, т.е. его приме­нение является «непрозрачным» (черным). Любой предмет (явле­ние) можно назвать черным ящиком: транзистор, алгоритм, или человеческий разум.
Ценности • один из действенных способов передачи будущим поколениям своего понимания смысла человеческой жизни. Ценности образования предполагают: • ценность государственную;ценность общественную;ценность личностную. Первые две ценности образования отражают коллективную, груп­повую значимость этого культурного феномена. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индиви­дуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. Существует тесная связь между признанием личностно-ориенти­рованной ценности образования и тенденцией к пониманию обра­зования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обо­гащать, развивать их. Ценности оказывают наибольшее влияние на поведение отдельных лиц и групп и служат в качестве основных ориентиров в разных ситуациях.  

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.