Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в организации и управление нововведениями






Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

Как известно, современный менеджмент во многом имеет инновационный характер. При реализации любого проекта или программы каждый раз речь идет о нововведении того или иного уровня или масштаба.

Организация и управление нововведением составляют предмет специальной дисциплины — инноватики. В данных заметках обращается внимание на центральную проблему инновационного менеджмента, принципиально важную в плане работы с персоналом, — управление сопротивлением.

Сопротивление — осознанное или бессознательное противодействие нововведению, которое нередко сводит на нет средства и усилия, затраченные на разработку и реализацию программ и проектов. Сопротивление нововведению может исходить из двух источников: изнутри самой фирмы и извне. Соответственно — различаются внутрифирменное сопротивление и сопротивление внешней среды. Управление сопротивлением среды (рыночной и социальной) обеспечивается с помощью стратегии продвижения — прежде всего, методами PR (public relations). Внутрифирменное сопротивление возможно двоякого рода. Во-первых, это сопротивление персональное, когда новым идеям и решениям противятся конкретные работники и специалисты. Во-вторых, это может быть организационное сопротивление, когда нововведению противодействуют не столько отдельные люди (лично они могут быть и «за»), сколько организационные структуры: характер полномочий, распределение обязанностей и прав, зафиксированные в положениях, уставах и должностных инструкциях.

Возможны три основных метода внедрения инноваций: принудительное, адаптивное и кризисное. В реальной практике они редко встречаются в чистом виде.

Принудительное нововведение

Этот путь наиболее трудоемкий, он требует больших затрат времени, сил, внимания менеджера. Но у него есть одно серьезное преимущество перед другими способами — он может дать выигрыш во времени. Поэтому менеджеры иногда вынуждены идти на принудительное нововведение.

Адаптивное нововведение

Этот путь предполагает наличие запаса времени, и им обычно идут инициаторы, не обладающие полнотой административной власти. Не спеша, явочным порядком совершаются кадровые перестановки, шаг за шагом реализуются фрагменты программы. Этот способ нововведения характерен для японского менеджмента. Сначала проект согласуется на уровне исполнителей, каждый из которых дает свои замечания и соображения. Только после этого проект передается на уровень руководителей подразделений, где процедура повторяется. И так, уровень за уровнем, реализуется «революция снизу». При таком пути сопротивление обычно минимально, и оно гасится на стадиях разработки и согласования.

Кризисное нововведение

Иногда фирма вынуждена осуществлять нововведение в условиях кризиса. Это может быть следствием как неудачных решений менеджеров фирмы, так и кризисных явлений в отрасли, на рынке, а то и в обществе в целом. От кризисов не застрахован никто, но менеджер должен уметь из любой ситуации извлекать пользу для бизнеса, а у кризисов имеется существенный позитивный потенциал. В условиях кризиса легче всего проводить нововведения: осуществить реорганизацию, избавиться от неугодных и т.д. Сопротивления нововведению в ситуации кризиса практически нет. Менеджеру мешает, скорее, другое — панические настроения персонала.

 

ДИСЦИПЛИНА «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.