Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-декабрь 2012-2013 гг. (международные и внутренние перевозки)






№ № Авиапредприятие Перевезено пассажиров, чел. Пассажирооборот, тыс.пасс.км. Процент занятости пассажирских кресел, %
январь-декабрь % к пр. январь-декабрь % к пр. январь-декабрь % к пр.
           
  Аэрофлот - российские авиалинии 17 656 152 20 902 447 118, 4 50 532 518, 1 60 226 341, 9 119, 2 77, 9 78, 8 +0, 9
  ТРАНСАЭРО 10 327 560 12 499 985 121, 0 41 003 886, 6 47 018 186, 0 114, 7 82, 5 83, 6 +1, 1
  ЮТэйр 7 769 881 8 182 074 105, 3 15 166 154, 7 16 769 794, 3 110, 6 74, 2 76, 8 +2, 6
  Сибирь 6 351 010 7 084 599 111, 6 13 025 241, 0 14 197 750, 0 109, 0 80, 0 80, 9 +0, 9
  Россия 4 208 906 4 590 146 109, 1 8 761 024, 2 9 186 257, 2 104, 9 77, 5 76, 3 -1, 2
  Итого по 5 авиакомпаниям 46 313 509 53 259 251 115, 0 128 488 824, 5 147 398 329, 4 114, 7      
  Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА, % 62, 6 63, 0   65, 6 65, 5        
  Уральские Авиалинии 3 525 066 4 419 233 125, 4 9 548 267, 3 11 768 176, 1 123, 2 71, 8 74, 3 +2, 5
  Северный Ветер 2 167 267 3 655 688 168, 7 8 353 260, 6 13 433 472, 3 160, 8 89, 2 87, 5 -1, 7
  Оренбургские авиалинии 3 193 474 3 140 950 98, 4 10 505 213, 0 10 983 779, 9 104, 6 85, 7 82, 0 -3, 7
  Глобус 1 942 782 2 154 312 110, 9 4 596 794, 0 5 366 394, 0 116, 7 81, 4 82, 5 +1, 1
  ВИМ-АВИА 1 511 682 1 391 020 92, 0 3 472 582, 0 3 075 972, 8 88, 6 81, 3 82, 0 +0, 7
  ДОНАВИА 985 682 1 353 574 137, 3 1 433 658, 0 2 001 135, 0 139, 6 69, 6 66, 3 -3, 3
  Авиационная транспортная компания " ЯМАЛ 912 944 1 301 242 142, 5 1 718 501, 7 2 553 011, 5 148, 6 67, 1 72, 2 +5, 1
  Таймыр 1 161 101 1 243 360 107, 1 3 015 573, 9 3 358 091, 8 111, 4 73, 9 76, 1 +2, 2
  Когалымавиа 733 773 1 187 785 161, 9 1 967 854, 7 3 403 398, 9 172, 9 89, 0 89, 0  
  Якутия 1 145 630 1 098 909 95, 9 3 586 341, 8 3 286 344, 4 91, 6 74, 2 73, 7 -0, 5
  Итого по 15 авиакомпаниям 63 592 910 74 205 324 116, 7 176 686 871, 5 206 628 106, 0 116, 9      
  Уд.вес 15 авиакомпаний от общего объема по ГА, % 85, 9 87, 8   90, 2 91, 8        
  Владивосток Авиа 1 162 174 1 083 575 93, 2 3 134 214, 2 2 520 848, 2 80, 4 67, 3 69, 4 +2, 1
  АЙ ФЛАЙ 632 792 1 046 166 165, 3 2 138 228, 5 3 506 472, 0 164, 0 90, 6 89, 4 -1, 2
  Нордавиа - региональные авиалинии 814 492 765 361 94, 0 1 055 878, 4 993 199, 9 94, 1 70, 0 73, 6 +3, 6
  Авиакомпания " Татарстан 473 791 719 371 151, 8 1 017 614, 1 1 753 982, 8 172, 4 73, 2 83, 9 +10, 7
  РусЛайн 600 299 566 754 94, 4 1 061 264, 5 696 627, 3 65, 6 77, 0 70, 5 -6, 5
  Саратовские авиалинии 322 338 412 524 128, 0 355 646, 0 448 263, 0 126, 0 85, 7 88, 7 +3, 0
  АК БАРС АЭРО 371 784 387 892 104, 3 472 994, 6 490 100, 2 103, 6 68, 8 67, 5 -1, 3
  Газпром авиа 389 652 386 548 99, 2 756 307, 2 743 873, 6 98, 4 54, 7 53, 0 -1, 7
  Ред Вингс 817 452 352 726 43, 1 2 163 916, 9 769 339, 6 35, 6 77, 8 72, 0 -5, 8
  ЮТэйр-Экспресс 331 499 335 821 101, 3 280 420, 1 239 604, 6 85, 4 67, 5 64, 7 -2, 8
  Авиакомпания " Аврора 265 271 326 284 123, 0 250 687, 6 356 430, 0 142, 2 60, 0 65, 8 +5, 8
  Авиационная компания " Полет 338 123 311 886 92, 2 271 846, 3 284 995, 6 104, 8 71, 3 72, 6 +1, 3
  Авиакомпания " Башкортостан 494 795 283 403 57, 3 945 521, 1 510 439, 6 54, 0 77, 4 81, 5 +4, 1
  Авиакомпания " Икар   279 585 - 0, 0 1 271 766, 3 - - 90, 6 -
  Авиакомпания " ТУЛПАР 227 773 249 436 109, 5 321 143, 4 304 412, 8 94, 8 69, 2 75, 7 +6, 5
  ИрАэро 198 844 247 543 124, 5 286 749, 6 346 767, 5 120, 9 66, 5 68, 3 +1, 8
  Авиакомпания Московия 257 357 244 070 94, 8 677 831, 5 642 353, 8 94, 8 88, 4 85, 7 -2, 7
  Ижавиа 174 566 241 563 138, 4 213 929, 7 303 259, 2 141, 8 60, 7 75, 0 +14, 3
  Авиакомпания " Ангара 113 483 228 448 201, 3 80 923, 6 225 495, 2 278, 7 68, 2 65, 5 -2, 7
  Авиакомпания " Полярные авиалинии 100 694 212 574 211, 1 68 572, 0 170 618, 4 248, 8 65, 2 68, 9 +3, 7
  По сумме авиапредприятий 71 680 089 82 886 854 115, 6 192 240 560, 6 223 206 955, 6 116, 1      
  В целом по ГА 74 032 689 84 564 353 114, 2 195 775 414, 5 225 157 277, 9 115, 0 78, 3 79, 5 +1, 2
  Удельный вес, % 96, 8 98, 0   98, 2 99, 1        

Перевозки грузов (почты) и грузооборот за январь-декабрь 2012-2013 гг. (международные и внутренние перевозки)

№ № Авиапредприятие Перевезено грузов и почты, тонн Грузооборот, тыс.ткм Процент коммерческой загрузки, %
январь-декабрь % к пр. январь-декабрь % к пр. январь-декабрь % к пр.
           
  ЭйрБриджКарго 352 722, 6 426 442, 9 120, 9 2 378 731, 5 2 746 976, 9 115, 5 69, 1 72, 6 +3, 5
  Аэрофлот - российские авиалинии 193 948, 9 176 456, 1 91, 0 1 121 331, 0 919 521, 8 82, 0 63, 8 64, 4 +0, 6
  ТРАНСАЭРО 65 874, 5 69 735, 8 105, 9 381 641, 2 392 993, 2 103, 0 63, 3 64, 8 +1, 5
  Волга-Днепр 66 472, 7 53 835, 3 81, 0 351 582, 3 268 125, 2 76, 3 49, 9 48, 5 -1, 4
  Сибирь 37 413, 0 36 515, 0 97, 6 84 786, 0 80 862, 5 95, 4 69, 2 69, 1 -0, 1
  Итого по 5 авиакомпаниям 716 431, 7 762 985, 2 106, 5 4 318 071, 9 4 408 479, 5 102, 1      
  Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА, % 72, 5 76, 2   85, 0 88, 0        
  ЮТэйр 30 393, 5 29 412, 0 96, 8 62 406, 0 59 962, 7 96, 1 61, 2 58, 2 -3, 0
  224 летный отряд 16 676, 8 15 453, 6 92, 7 50 763, 2 47 873, 0 94, 3 42, 4 40, 4 -2, 0
  Уральские Авиалинии 13 468, 5 14 744, 5 109, 5 42 588, 8 43 533, 9 102, 2 69, 9 72, 0 +2, 1
  Глобус 13 930, 0 13 063, 0 93, 8 39 792, 7 38 479, 5 96, 7 73, 6 74, 0 +0, 4
  АЛРОСА 14 441, 1 12 458, 5 86, 3 38 430, 6 30 532, 2 79, 4 70, 1 67, 6 -2, 5
  Якутия 15 665, 8 12 298, 9 78, 5 68 174, 3 62 219, 2 91, 3 66, 8 64, 6 -2, 2
  Авиастар-ТУ 13 163, 8 12 284, 8 93, 3 33 632, 7 31 072, 7 92, 4 48, 5 49, 3 +0, 8
  Полет 21 592, 8 10 576, 4 49, 0 108 341, 8 50 056, 0 46, 2 33, 9 29, 5 -4, 4
  Россия 9 879, 3 10 192, 2 103, 2 21 819, 3 21 208, 9 97, 2 65, 4 64, 0 -1, 4
  Владивосток Авиа 8 782, 1 7 991, 4 91, 0 29 689, 2 21 146, 3 71, 2 61, 2 60, 6 -0, 6
  Итого по 15 авиакомпаниям 874 425, 4 901 460, 3 103, 1 4 813 710, 4 4 814 564, 0 100, 0      
  Уд.вес 15 авиакомпаний от общего объема по ГА, % 88, 5 90, 0   94, 8 96, 1        
  Таймыр 6 603, 7 6 448, 1 97, 6 16 930, 6 15 588, 8 92, 1 73, 4 72, 6 -0, 8
  Абакан-Авиа 10 825, 0 6 186, 0 57, 1 4 239, 0 5 118, 0 120, 7 100, 0 100, 0  
  Авиакон Цитотранс 10 285, 9 5 375, 2 52, 3 62 273, 3 36 831, 8 59, 1 48, 2 44, 8 -3, 4
  Оренбургские авиалинии 6 076, 8 5 218, 0 85, 9 29 935, 9 23 619, 4 78, 9 76, 3 70, 0 -6, 3
  МЧС России 7 268, 4 4 919, 9 67, 7 16 323, 1 10 310, 3 63, 2 73, 5 98, 3 +24, 8
  КАПО Авиа 7 008, 9 4 900, 2 69, 9 25 229, 0 13 404, 2 53, 1 51, 6 42, 7 -8, 9
  АТРАН 3 290, 4 4 608, 5 140, 1 5 184, 9 7 776, 5 150, 0 63, 6 41, 0 -22, 6
  ИрАэро 3 550, 9 4 273, 6 120, 4 3 727, 1 4 405, 8 118, 2 77, 0 77, 6 +0, 6
  Авиационная транспортная компания " ЯМАЛ 3 670, 2 3 908, 1 106, 5 6 878, 2 6 862, 8 99, 8 67, 1 73, 0 +5, 9
  СПАРК авиа 744, 5 3 779, 4 507, 7 7 398, 1 2 364, 0 32, 0 12, 3 15, 9 +3, 6
  Полярные авиалинии 2 199, 6 3 539, 8 160, 9 1 910, 0 3 238, 0 169, 5 69, 6 72, 1 +2, 5
  Шар инк Лтд. 3 558, 4 3 496, 6 98, 3 13 217, 5 12 596, 4 95, 3 42, 4 62, 4 +20, 0
  КрасАвиа 3 312, 9 3 375, 7 101, 9 4 070, 1 4 032, 4 99, 1 74, 2 72, 7 -1, 5
  ВИМ-АВИА 4 085, 0 3 346, 9 81, 9 10 379, 1 6 923, 2 66, 7 69, 7 69, 9 +0, 2
  Нордавиа - региональные авиалинии 3 639, 6 2 998, 5 82, 4 4 672, 9 3 698, 7 79, 2 56, 3 58, 5 +2, 2
  Аврора 3 568, 9 2 435, 4 68, 2 5 378, 0 3 070, 3 57, 1 58, 1 62, 7 +4, 6
  ДОНАВИА 1 515, 6 2 316, 6 152, 8 1 965, 9 3 015, 7 153, 4 66, 3 60, 2 -6, 1
  Газпром авиа 2 295, 3 2 201, 4 95, 9 4 264, 6 4 176, 8 97, 9 56, 3 54, 7 -1, 6
  Ангара 1 401, 6 2 191, 3 156, 3 931, 8 1 471, 3 157, 9 79, 1 71, 8 -7, 3
  Московия 1 902, 4 2 054, 1 108, 0 3 572, 1 4 058, 1 113, 6 70, 4 68, 0 -2, 4
  По сумме авиапредприятий 961 229, 4 979 033, 4 101, 9 5 042 191, 6 4 987 126, 3 98, 9      
  В целом по ГА 988 389, 8 1 001 447, 5 101, 3 5 079 074, 1 5 011 647, 8 98, 7 65, 6 66, 6 +1, 0
  Удельный вес, % 97, 3 97, 8   99, 3 99, 5        

 

 


Приложение № 3

Новые самолеты, новые схемы лизинга

Рост цен на авиационное топливо вынуждает авиакомпании все более активно обновлять парк самолетов. Соответственно, меняется ситуация и на рынке лизинга воздушных судов — лизинговым компаниям нужно быть готовыми к переменам и развивать более гибкие схемы, такие как операционный и возвратный лизинг.

На мировом рынке гражданских самолетов происходят стремительные — по меркам этого рынка — изменения, которые радикальным образом затрагивают и тесно связанный с ним рынок лизинга воздушных судов (ВС). По прогнозам, к 2022 году будет списано почти две трети эксплуатируемого сейчас парка самолетов. При этом средний рост парка составит около 4% в год, то есть за девять лет будет поставлено в общей сложности около 17 тыс. самолетов с газотурбинными двигателями. Причины столь значительных изменений связаны и с меняющейся экономикой авиакомпаний, и прежде всего с резким ростом стоимости авиационного топлива. За 2011—2012 годы авиакеросин подорожал примерно на 38%. Это заставляет авиаперевозчиков отказываться от морально — но не физически — устаревших самолетов с высоким расходом топлива и заказывать новые, высокоэффективные машины. В результате средний возраст мирового парка самолетов снижается, сейчас он составляет 11, 9 года, тогда как три года назад — 12, 2 года.

У российских авиакомпаний идет вторая волна обновления парка. Первое массовое обновление произошло пять-шесть лет назад, когда советские самолеты классического поколения были заменены на западную технику. Сейчас, как и во всем мире, идет постепенное обновление флота на современные самолеты с более высокой топливной эффективностью.

Поскольку авиакомпаниям требуется высокая гибкость в управлении своим парком самолетов, все более важным становится применение различных форм лизинга, особенно операционного (в России он официально называется арендой), и различных модифицированных схем.

По состоянию на конец 2012 года 54% парка пассажирских ВС (485 машин) использовалось российскими авиакомпаниями по договорам лизинга или аренды. Действующий парк 40 российских авиакомпаний, которые выполняют примерно 99, 8% всех авиаперевозок в России, составляет 848 самолетов, из них в собственности авиаперевозчиков находится 363 самолета, в лизинге — 457 самолетов, в аренде — 28. У пятерки крупнейших перевозчиков расклад следующий. «Аэрофлот» — 34 самолета в собственности и 86 в лизинге, «Трансаэро» — 9 в собственности и 82 в лизинге, «ЮТэйр» — 85 в собственности, 21 в лизинге, 7 в аренде, S7 Airlines — 38 самолетов в лизинге, «Уральские авиалинии» — 24 самолета в лизинге.

Можно сказать, что в целом в России состоялось формирование рынка операционного лизинга. Конечно, в этом формировании приняли участие не только авиакомпании, но и зарубежные лизингодатели, в меньшей степени — российские лизинговые компании. Почти 30 иностранных лизинговых компаний обеспечили российским авиаперевозчикам 329 самолетов. В число крупнейших игроков на нашем рынке входят ILFC — 77 самолетов в лизинге, еще 4 заказано, GECAS — 75 самолетов в лизинге, Cramington Aviation Ltd — 22 самолета, AerCap — 20 самолетов, BBAM LLC — 20 самолетов, BOC Aviation — 14 самолетов.

Портфель шести крупнейших российских лизинговых компаний составляют 131 переданный в лизинг и 313 заказанных самолетов, более подробно структура портфеля представлена в таблице (отметим, что ситуация на рынке меняется и некоторые цифры могли измениться, но общую структуру эта таблица отражает).

Отметим ряд особенностей российского сегмента авиационного лизинга. Прежде всего, большинство компаний, которые участвуют в этом бизнесе в России, — универсальные: они работают не только с авиационной, но и с другой техникой. За исключением «Авиакапитал-Сервиса» и «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), остальные лизингодатели занимаются в том числе лизингом железнодорожной, автомобильной техники и т. д., а вместе с этим самолетами.

Банкам этот рынок становится все более и более интересен, в первую очередь государственным банкам, поскольку у них есть доступ к дешевым деньгам, к тому же у них больше возможностей достучаться до международных институтов. Эта перспектива будет сохраняться до определенного периода, однако до сих пор банковским лизинговым структурам практически не приходилось сталкиваться с процедурами возврата воздушного судна и его вторичного размещения на рынке (ремаркетинг), а это сложнейшие процессы, требующие высокой технической квалификации и знания рынка, в противном случае самолет как актив может резко обесцениться и принести большие убытки.

В основном крупнейшие банковские лизинговые компании — «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» профинансировали текущую потребность рынка. Когда авиакомпании по тем или иным причинам не могли получить технику в операционный лизинг, что наиболее выгодно, они шли в российские банки за финансированием по приобретению, и такие сделки были структурированы в основном через финансовый лизинг. Поэтому портфель банковских лизинговых структур на 80—90% состоит из техники зарубежного производства, приобретенной на вторичном рынке, в том числе примерно половина машин — большие широкофюзеляжные самолеты Boeing 777, 747 и 767.

В активах компании ИФК подавляющее большинство техники составляют российские самолеты, из машин нового поколения в портфеле заказов Ан-148, Ан-158 и МС-21, кроме того, компания ведет переговоры с «Гражданскими самолетами Сухого» относительно конфигурации самолетов Sukhoi Superjet 100, получение которых предварительно планируется на 2015 год. Чтобы сбалансировать свой портфель, ИФК подписала контракт на самолеты Bombardier CSeries, размещение которых предполагается на зарубежном рынке.

Компания «Авиакапитал-Сервис» — дочерняя структура «Ростеха», ее портфель заказов поделен поровну между российскими самолетами МС-21 и Boeing 737NG.

Лизинг авиационной техники — это финансовая услуга для авиакомпаний, поэтому лизингодатели должны умело и оперативно подстраиваться под их запросы. Ситуация вдобавок осложняется тем, что в силу ряда причин нормативного характера развитие в России операционного лизинга сталкивается со сложностями. В частности, в законе «О лизинге» понятие операционного лизинга (аренды) вообще не предусмотрено.

Тем не менее рынок развивается, при этом применяются новые схемы. Например, компания ИФК, будучи одной из наиболее подготовленной к переменам на рынке с точки зрения своей финансовой и технической экспертизы, в контракте с авиакомпанией «Ангара» взяла на себя риски по сохранению остаточной стоимости самолетов в 10-12-летней перспективе — фактически получился операционный лизинг, юридически упакованный в финансовый. То есть сделка структурирована так, что на протяжении периода контракта авиаперевозчик платит по ставкам операционного лизинга, почти не оплачивая основную стоимость самолета, выплата которой отнесена на конец контракта; в этот момент контракт может быть продлен либо самолет будет продан по своей остаточной стоимости (за рубежом подобные схемы называются баллонными, поскольку выплата остаточной стоимости, отнесенная на конец контракта, позволяет снизить лизинговую ставку и, как воздушный шар, вытягивает реализацию сделки).

«ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг» также подошли к первым контрактам по операционному лизингу с самолетами SSJ 100 для «ЮТэйр» и Boeing 737NG для «Трансаэро» соответственно. Новым словом на российском рынке авиационного лизинга стало развитие так называемого возвратного лизинга (по-английски — sale-leaseback; SLB). При сделке SLB авиакомпания, владеющая самолетом или только заказавшая его, продает этот самолет лизинговой компании, после чего получает его обратно в лизинг. Сделки SLB по своей сути очень близки к операционному лизингу, поскольку авиакомпания точно так же не получает самолет в свою собственность, что обеспечивает ей гибкость в маневрировании парком ВС, и к тому же увеличивает свой оборотный капитал, получив средства от продажи самолета лизингодателю. Это новый продукт для России, но сделки SLB уже есть у «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Сделки SLB обычно заключаются на 10—12 лет, это несколько больше, чем при простом операционном лизинге, но при этом они обходятся дешевле для авиакомпании, чем финансовый лизинг. Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1, 1—1, 2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0, 8 и даже 0, 78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0, 8—0, 93, это ближе к операционному лизингу. Можно ожидать, что лизинговые сделки по новым гибким схемам будут получать все большее распространение.

Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.