Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные отличия дознания от следствия






Дознание является одной из форм предварительного расследова- ния наряду с предварительным следствием. Дознание регламентирует- ся главами 32–32.1 УПК (ст. 223–226.9). По своей сути оно представляет собой несколько упрощенное следствие. В основном дознание прово- дится по тем же правилам, что и предварительное следствие (ч. 1 ст. 223 УПК). Так, в ходе дознания производятся те же самые следственные действия и в таком же порядке, что и на предварительном следствии. Вместе с тем дознание имеет и существенные отличия от следствия, в том числе и те, которые нельзя отнести к упрощениям производства. Поскольку порядок дознания и предварительного следствия в ос- новном одинаков, ниже будут рассмотрены только специфические черты дознания, его отличия от следствия. Дознание в общей форме характеризуется следующими отличительными чертами.

1. Дознание проводится по определенным категориям дел, по которым предварительное следствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ст. 150 УПК. Это преступления сравнительно небольшой общественной опасности и чаще всего не представляющие большой сложности в рас- следовании. По письменному указанию прокурора в отдельных слу- чаях дознание может проводиться и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, не названных в упомянутом перечне (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

2. Дознание проводится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противо- пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических


средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль). В некоторых случаях, по некоторым категориям уголовных дел или по письменному указанию прокурора дознание может быть поручено следователям соответствующего следственного органа (ч. 4 ст. 150 УПК).

Дознаватели каждого из перечисленных органов осуществляют дознание по определенным категориям дел, с учетом предметной подследственности, которая определена законом (ч. 3 ст. 151 УПК). Однако процессуальный порядок производства дознания по всем делам одинаков и не зависит от ведомственной принадлежности до- знавателя. Основным органом дознания являются органы внутренних дел, к компетенции (подследственности) которых отнесено подавля- ющее большинство уголовных дел.

3. Дознание является альтернативной формой расследования. Оно, как более простая форма, может быть заменено более сложной формой — следствием. Такая замена осуществляется по письменному указанию прокурора (ч. 4. ст. 150). Обратная замена не допускается.

4. Сроки дознания короче сроков следствия. Общий (первона- чальный) срок — 30 суток. При необходимости он может быть продлен еще на 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с про- изводством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с ис- полнением запроса о правовой помощи в порядке международного сотрудничества (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен до 12 месяцев. Этот срок является предельным и продлению не подлежит (в отличие от предварительного следствия, где предельного срока не существует). Видимо, если дознание не может быть завершено в этот срок, оно должно быть заменено следствием. Продление сроков до- знания осуществляется прокурором, в пределах компетенции, уста- новленной законом (ст. 223 УПК).

5. При производстве дознания сохраняются все властные полно- мочия прокурора, которые применительно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст. 37 УПК).

6. При производстве дознания появляются две процессуальные фигуры, отсутствующие на следствии — начальник подразделения дознания и начальник органа дознания. Начальнику подразделении дознания посвящена ст. 40.1 УПК, введенная Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ. Это должностное лицо возглавляет под-


разделение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и осуществляет непосредственное руководство им. Все дознаватели, работающие в этом подразделении, являются его подчиненными. Его процессуальные полномочия очень похожи на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью. Руководитель подразделения дознания:

— поручает производство дознания, а также проверку сообще- ния о преступлении и принятие решения конкретному дознавателю;

— может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю, но с указанием оснований такой передачи;

— вправе проверять материалы уголовного дела и давать до- знавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

— может отменять незаконные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по делу; другие решения дознавателя он отменять не вправе, а может лишь вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановле- ний дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания даются в пись- менном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако он может обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование не приостанавливает их исполнения. Начальник под- разделения дознания может выполнять функции дознавателя — воз- будить уголовное дело и принять его к своему производству и произ- вести дознание в полном объеме. При этом он обладает полномочиями дознавателя.

Начальник органа дознания — это руководитель структурного подразделения органов дознания (например, Управления внутренних дел по г. Москве), в состав которого, наряду с другими службами, входит подразделение дознания. Поэтому начальник подразделения дознания является его подчиненным. В УПК отдельной статьи, по- священной этому субъекту, нет. Тем не менее некоторые его процес- суальные полномочия в законе закреплены. Как отмечалось выше, он разрешает жалобы дознавателя, не согласного с указаниями на- чальника подразделения дознания. Он вправе давать указания до- знавателю, например о проверке сообщения о преступлении. В случае несогласия с ними дознаватель вправе обжаловать их прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК). Решение о производстве дознания группой дознавателей, а также о ее составе тоже принимает начальник органа дознания (ч. 1 ст. 223.1 УПК). И наконец, обвинительный акт перед направлением


его прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК).

7. Отличается процессуальный статус дознавателя и следователя. У дознавателя меньше процессуальной самостоятельности. Он также вправе самостоятельно производить следственные и иные процессу- альные действия и принимать процессуальные решения, за исклю- чением случаев, когда требуется согласие начальника следственного органа или прокурора либо судебное решение. Но все указания на- чальника следственного органа и прокурора для него обязательны. Их обжалование не приостанавливает их исполнение, в то время как обжалование следователем указаний руководителя следственного органа по основным, кардинальным вопросам уголовного дела (о ква- лификации преступления, объеме обвинения и др.) приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 39 УПК).

8. Основное отличие процессуального порядка дознания от след- ствия и основное упрощение, «процессуальная экономия», состоят в том, что на дознании отсутствует такое процессуальное действие, как привлечение лица в качестве обвиняемого. Лицо становится обвиняемым лишь при окончании дознания — с момента вынесения обвинительного акта. Однако из этого правила есть одно исключение. Если в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде за- ключения под стражу, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности этого подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в таком же порядке, как и на предварительном следствии.

Объясняется это тем, что общий срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого — 10 суток. В течение этого срока ему либо должно быть предъявлено обвинение, либо мера пресечения от- меняется (ч. 1 ст. 100 УПК). Поэтому срок пребывания лица в качестве подозреваемого очень короток: в течение 10 суток он должен либо превратиться в обвиняемого, либо выбывает из уголовного судопро- изводства. То же самое и на дознании — либо дознание должно быть закончено до истечения этого срока составлением обвинительного акта, чтобы подозреваемый стал обвиняемым, либо ему должно быть предъявлено обвинение в обычном порядке. По делам о некоторых особо опасных преступлениях, перечисленных в ч. 2 ст. 100 УПК, срок предъявления обвинения подозреваемому больше — до 30 суток, но по таким делам проводится не дознание, а предварительное следствие.

9. На дознании существует такой специфический акт, отсутству- ющий на предварительном следствии, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК). То есть помимо общих


оснований признания лица подозреваемым, указанных в ч. 1 ст. 46 УПК, на дознании возможен еще один вариант появления такой процессуальной фигуры путем составления и направления ему ука- занного уведомления.

Чем объясняется такое отличие дознания от предварительного следствия? Дело в том, что ранее дознание осуществлялось только по делам, возбужденным в отношении конкретного лица, совершившего преступление в условиях очевидности. И тогда это лицо автоматиче- ски становилось подозреваемым с самого начала дознания — с мо- мента возбуждения против него уголовного дела. Но потом, по мере усложнения дознания, это ограничение было отменено и дознание теперь осуществляется и по всем другим делам, возбужденным по факту совершения преступления. А поскольку на дознании лицо становится обвиняемым лишь в самом конце дознания, а сроки до- знания сейчас довольно большие, то это лицо может длительное время пребывать в неопределенном процессуальном статусе — не быть ни обвиняемым, ни подозреваемым. Это существенно ограничивает его право на защиту, поскольку он ничего не знает о содержании не только обвинения, но даже и подозрения.

Введенная законодательная новелла — появление ст. 223.1 УПК — разрешила эту проблему. Когда собраны достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступлении, такое подо- зрение процессуально оформляется и лицо приобретает определенный процессуальный статус и возможности для защиты. Уведомление о подозрении в совершении преступления составляется в письменном виде. В нем указывается дата и место его составления, кем составле- но, приводятся данные о личности подозреваемого, дается описание преступления, с указанием места и времени его совершения и других обстоятельств, подлежащих доказыванию. Дается также правовая квалификация деяния — пункт, часть, статья УК.

Если лицо подозревается в совершении нескольких преступле- ний, в уведомлении приводятся все указанные данные в отношении каждого деяния. Если подозреваемых несколько, уведомление состав- ляется в отношении каждого из них. Копия уведомления вручается подозреваемому. В течение 3 суток с момента вручения копии подо- зреваемый должен быть допрошен. Он ознакомлен с содержанием подозрения и может дать показания по существу этого подозрения. Копия уведомления о подозрении в совершении преступления на- правляется также прокурору.

10. Различается процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия. Итоговым документом дознания яв-


ляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст. 225 УПК). Его содержание и структура такие же, как и у обвинительного заключения. Единственное отличие, имеющее технический характер, состоит в том, что список лиц, подлежащих вызову в суд, составляется не в виде отдельного документа (приложения), а приводится в самом обвинительном акте. Справка о движении дела, как и на следствии, оформляется как приложение.

Однако при всем сходстве по форме правовое значение обвини- тельного заключения и обвинительного акта принципиально различ- ны. Обвинительный акт — это не только итоговый документ стадии. Он имеет двойственную природу, являясь прежде всего документом, в котором впервые формулируется обвинение (как говорилось, обвине- ние может предъявляться и на дознании, но это сравнительно редкое исключение). Именно с этого момента — с момента вынесения обви- нительного акта — лицо становится обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Одновременно обвинительный акт завершает дознание, как обвини- тельное заключение завершает следствие. Поэтому обвинительный акт, если проводить аналогию со следствием, является симбиозом двух документов — постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения, имеет черты того и другого.

После составления обвинительного акта дознаватель должен знакомить с ним и со всеми материалами уголовного дела обвиняе- мого и его защитника (если он участвует в деле), о чем составляется протокол. Их права при этом такие же, как и при ознакомлении с ма- териалами дела на следствии. По ходатайству потерпевшего или его представителя им тоже могут быть представлены для ознакомления обвинительный акт и материалы дела.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и затем вместе с материалами уголовного дела направляется прокуро- ру. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвини- тельным актом, значительно отличаются от его действий и решений по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221, 226 УПК). Во-первых, короче установленный законом срок принятия про- курором решения — 2 суток (ч. 1 ст. 226 УПК). Но это различие чисто техническое, обусловленное тем, что в форме дознания расследуются, как правило, сравнительно несложные и малообъемные дела.

Что же касается существа, то прокурор может принять те же реше- ния, что и на предварительном следствии — утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд или возвратить уголовное дела для производства дополнительного дознания или пересоставле- ния обвинительного акта. При этом он может установить срок для


производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Но, кроме того, прокурор имеет ряд других полномочий, которых он лишен на предварительном следствии. Он может своим постановлением пре- кратить уголовное дело, если к этому имеются предусмотренные за- коном основания. Может также внести изменения в обвинительный акт, но только в пользу обвиняемого — исключить отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. О внесении этих изменений прокурор также выносит постановление. И наконец, у прокурора есть еще один, специфический вариант решения — он может направить уголовное дело для производства предварительного следствия. Выше говорилось, что прокурор вправе заменить дознание предварительным следствием до начала производ- ства по делу, если в рамках дознания его расследование затруднено или невозможно (например, большое, групповое и многоэпизодное дело). Однако предвидеть эти обстоятельства заранее не всегда возможно. Поэтому прокурор вправе это сделать после поступления к нему уголовного дела с обвинительным актом. Это может быть, например, когда дополнительное дознание невозможно ввиду большого объема

работы, когда истекает предельный срок дознания и т. п.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняе- мому, его защитнику и потерпевшему в таком же порядке, как и копия обвинительного заключения (ст. 222 УПК).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.