Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Хрестоматийные образцы






    Хрестоматийные образцы извлекаются из классики художественной литературы. Как правило, это не просто самопредставление, а утверждение определенной жизненной позиции. Иногда говорящий делает это акцентуацией на своем имени и звании – и тогда мы слышим его решительные интонации. Ср. диалог в «Житии протопопа Аввакума» XVII века:

    «Зовет меня к себе Федот Пашков:

    - Ты кто: поп или распоп?

    Аз же ему отвещал:

    - Аз есмь Аввакум протопоп. Говори: чего тебе до мене дело?».

    В некотором смысле такую же волю и решительность необходимо проявлять любому оратору. Или вот другой тип оратора, также начинающий свою речь словами «аз есмь» (я есть), но утверждающий свой образ иными словами, эмоцией, отношением к жизни и читателю:

    «Аз есмь Кола Брюньон, старый воробей бургундских кровей, обширный духом и брюхом… У меня есть дом, семья, четверо сыновей, Мартинка, моя дочка, скотинка, серый осел, собака, свинья – ну и богач же я!» В таком необычном стиле говорит о себе французский крестьянин-жизнелюб Кола Брюньон, герой одноименного романа Ромена Роллана.

    А вот как представляет себя юная героиня водевиля Ф.Соллогуба «Беда от нежного сердца»:

    Мне самой семнадцать лет

    И спросить любого,

    В Петербурге лучше нет

    Кати из Тамбова.

    Против девушек других

    Я ничуть не хуже:

    Ростом я не меньше их,

    В талии поуже.

    Интересная аргументация, не правда ли? Во-первых, подкрепление самохарактеристики ссылкой на мнения других – попробуйте оспорить, когда вам говорят: «спросите любого…»; во-вторых, утверждение своей необычности кокетливо-спорной ссылкой на рост и талию. Наивность, веселость и раскованность создают необыкновенно обаятельный образ.

    В русской литературной традиции существует огромное количество биографий – как прозаических, так и стихотворных. Приведем несколько поэтических текстов, каждый из которых построен со своей сверхзадачей. Самопредставление – это как бы стихотворный автопортрет. Такие самопредставления писали многие поэты XVIII века – и каждый в своем роде. Проследите, какими приемами написано стихотворение «Я» Ивана Дмитриева:

    Умен ли я, никем еще в том не уверен;

    Пороков не терплю, а в слабостях умерен;

    Немножко мотоват, немножко я болтлив;

    Немножко лгу, но лгу не ко вреду другого,

    Немножко и корю, но не от сердца злого,

    Немножко слаб в любви, немножко в ней стыдлив

    И пред любовницей немножко боязлив.

    Но кто без слабостей?.. Итак, надеюсь я,

    Что вы, мои друзья,

    Не будете меня за них судити строго.

    Немножко дурен я, но вас люблю я много.

    (1791)

    Поэт (он тоже как бы «выступает» перед собравшимися) указывает на свои скромные недостатки, которые побеждаются одним достоинством: «вас люблю я много…» Напротив, Гавриил Романович Державин прямо и бодро заявляет о своих жизненных, неуступчивых принципах. Правда, есть у него будет одна «слабость», но она нивелируется дальнейшей аргументацией:

    Не умел я притворяться,

    На святого походить,

    Важным саном надуваться

    И философа брать вид;

    Я любил чистосердечье,

    Думал нравиться лишь им,

    Ум и сердце человечье

    Были гением моим. (…)

    Если ж я и суетою

    Сам был света обольщен, -

    Признаюся, красотою

    Быв плененным, пел и жен.

    Словом, жёг любви коль пламень,

    Падал я, вставал в мой век.

    Брось, мудрец, на гроб мой камень,

    Если ты не человек.

    (1807)

    Эти тексты остаются образцами литературного стиля, знакомясь с которыми ритор научается образцовому литературному языку.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.