Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы к овладению речевым мастерством.






Есть несколько типичных вопросов, которые задаются всеми, кто приступает к изучению риторики: можно ли научиться говорить? Как овладеть искусством речи? Что требуется для того, чтобы стать хорошим оратором? Ниже следуют основные советы, которые можно дать тем, кто приступает к овладению искусством убедительной и эффективной речи.

 

С о в е т 1-й: Формируйте самостоятельный образ оратора, индивидуальный стиль личности. Действуя в речи, необходимо стремиться утвердить свои взгляды и убеждения, повлиять на людей. Однако нельзя навязывать свою речь или свои взгляды, необходимо “быть уместным” и убеждать только ту аудиторию, которая готова выслушать вашу речь. В иных ситуациях необходимо “взять паузу” и промолчать – не исключено, что доказать свою точку зрения удастся в будущем. В речи должны чувствоваться личность, воля и своеобразие говорящего. Аристотель определяет это так: “Чтобы убедить кого-то в чем-то, необходимо показать себя человеком известного склада”, то есть найти свой уместный образ оратора, маску говорящего.

С о в е т 2-й: Учитесь говорить практически, приобретайте опыт речевых “сражений”. Практика будет постепенно оттачивать ваше искусство. Оратор не может сформироваться в тепличных условиях, поэтому если хочешь научиться говорить, - г о в о р и! Оратором становятся только в реальной практике, живых столкновениях, речевой борьбе. Не зря древние говорили: “поэтами рождаются, ораторами становятся”.



С о в е т 3-й: Анализируйте собственные и чужие выступления, учитесь находить в них достоинства и недостатки, перенимая первые и отказываясь от последних. Если вы сетуете на свою “плохую” речь, начинаете осознавать свои недостатки, это верный признак того, что риторическая учёба началась, вы – совершенствуетесь. Попробуйте описывать, отмечать, формулировать достоинства и недостатки разных ораторов и свои собственные. Тогда завтра вы постараетесь не повторять вчерашних ошибок, а послезавтра забудете о них. Активное отношение к недостаткам собственной речи, самоанализ и стремление совершенствоваться, наблюдение над другими ораторами ведут нас к следующему совету.

С о в е т 4-й: Найдите образец и у него учитесь. Мы часто восхищаемся чьей-то хорошей, удачной, успешной речью, а, значит, чувствуем, что имеются образцы речевого творчества, которым бессознательно подражаем. В детстве такими образцами бывают родители или старшие родственники; когда мы взрослеем, такими образцами нередко становятся старшие товарищи, в школе – понравившиеся учителя. Став взрослыми, мы невольно повторяем определенный стиль поведения – очень важно, чтобы такое подражание, невольное копирование или следование моде (в том числе словесной) стало сознательным процессом. Ответьте же честно сами себе: кому вы следуете в жизни (при том, что каждый из нас, конечно, желает быть самостоятельным)?

С о в е т 5-й: Изучайте законы и правила риторики. З а к о н а м и называются теоретические положения, выведенные из практики ораторского красноречия или речевого общения в целом. Эти законы показывают речевую реальность и распространяются на разные виды общественно-речевой практики. Из законов выводятся п р а в и л а для практического пользования речью. Сами правила есть следствия удачного или неудачного применения речевых законов.

С о в е т 6-й: Знакомьтесь с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей. Невозможно стать хорошим оратором (говорящим), не зная образцовых сочинений той культуры, в которой вы родились и формируетесь как личность. Так, для русской художественной культуры образцами литературного творчества являются сочинения Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но в зависимости от идеологических установок эпохи состав образцовых авторов может смещаться или меняться: в конце ХХ века мы отмечаем, что вместо сочинений Горького, Маяковского, Шолохова за образцы литературного стиля берутся сочинения Пастернака, Булгакова, Ахматовой, Зощенко и др.. Именно их изучают в школе.

Кто является образцом русской ораторской классики? Ответить на этот вопрос непросто, потому что ораторика (ораторское искусство) в России не является предметом специального школьного образования. Тем не менее, в каждом виде ораторского красноречия можно найти свои образцы: для судебного красноречия – известные судебные деятели второй половины XIX – начала ХХ веков Плевако, А.Ф.Кони, Пороховщиков; для академического красноречия - профессора университетов историки Т.П.Грановский, В.О.Ключевский, филологи И.И.Давыдов, Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский в XIX веке, Н.И.Конрад, В.В.Виноградов в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: Филарет Дроздов, Иоанн Кронштадтсткий.

Самый сложный вопрос – образцы политической риторики, поскольку многие авторитетные для своего времени политики были критикованы впоследствии. Кроме того, в русской политической истории сравнительно невелик собственно парламентский период, где зафиксированы открытые политические споры и столкновения. Между тем, образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в Государственных думах начала ХХ века (речи Столыпина, Витте и многих других). Именно ораторская пропаганда обеспечила во многом успех партии большевиков в противостоянии 1917 года, а речи Ленина, Сталина, Кирова, Калинина долгие годы считались образцовыми, да они и на самом деле являются своеобразным достижением российской словесности, как бы по-разному ни относиться теперь к коммунистической идеологии.. Сегодня же придется внимательно анализировать секреты политического успеха не только В.В.Путина, но и других общественно-политических деятелей, ибо очевидно, что их карьера и государственный авторитет завоеваны оптимальными речевыми поступками, т.е. словом.

С о в е т 7-й: Упражняйтесь и практикуйтесь в написании и произнесении речей. Упражнения необходимы, чтобы представить себя в будущих ситуациях речевой борьбы. Если солдат не участвовал в учениях и не прошел боевой подготовки, не отточил навыки поведения в боевом строю, он не сможет участвовать в сражении. Футболист, прежде чем выйти на поле в составе известной команды, тренируется ежедневно. Ежедневной муки тренировок и репетиций требуют искусство балета, музыки, театра, цирка, любой вид спорта... Не странно ли, что именно искусство речи не удостаивается чести и внимания со стороны тех, кто реально, каждодневно пользуется языком?

Ответ на этот вопрос интересно поискать. Во-первых, языком пользуются все люди, причем, пользуются даже не ежедневно, а ежечасно и ежеминутно (на необитаемом острове Робинзон Крузо продолжал разговаривать с Богом и с самим собой). Большинство людей усыплено обладанием «дара слова» – им кажется, что они умеют говорить - и этого достаточно... И множество обстоятельств отвлекает нас от этих насущных вопросов, решение которых сделало бы человеческую жизнь счастливее и благополучнее.

С о в е т 8-й: Разбирайте и декламируйте вслух образцовые тексты. Следует выбрать понравившийся вам текст (он может быть и прозаический и поэтический), разобрать его с точки зрения содержания и стиля, а затем читать вслух, постепенно выучивая наизусть. Это могут быть и занятия с учителем, режиссером (вот почему полезен театр), но если нет рядом наставника, занимайтесь самостоятельно. Полезно записать себя на магнитофон или на видеокамеру – тогда вы сами увидите недостатки своего образа оратора (например, неумение стоять или двигаться), услышите убыстренный темп речи, отсутствие пауз, словесные повторы, однообразие интонаций и т.д. Результатом же работы над декламацией или чтением ораторских речей будут разработанное дыхание, яркий голос, отсутствие боязни говорить и ненужной сосредоточенности на себе. В результате вы забудете о себе и сосредоточитесь на слушателях и материале своей речи. А это то, что ведет к успеху.

С о в е т 9-й: Занимайтесь техникой речи. Эти занятия предполагают комплекс упражнений на постановку дыхания, развитие ясного и четкого произношения, звучного “полётного” голоса. Техника речи – своеобразный спорт для оратора, призванный укрепить его психофизический аппарат. Занимаясь техникой речи, оратор начинает понимать, что он говорит «всем телом», поэтому так важно правильно двигаться, раскрепощая свое тело и управляя жестами и мимикой. ОН начинает понимать, что мышцы речевого аппарата развиваются так же, как укрепляются мышцы в спортивных упражнениях, одновременно техника вызывает к жизни творческий дух, ибо повторения одних и тех же упражнений не механистичны, но осмысленны, внутренне оправданы мыслью и действием. Произношение звуков, скороговорок, маленьких текстов позволяет сформировать правильные навыки речи, автоматизмы, следование которым снимает скованность и позволяет внутренне окрепнуть и почувствовать силу своего слова.

Конечно, следует понимать, что риторика – это не “красивоговорение”. И одной техники речи или декламации недостаточно, чтобы стать удачным ритором. Но согласитесь, что грустно наблюдать людей, считающих себя умными, но не способными выразить себя в слове и словесных конструкциях; обладающих интеллектом, но не способных выразить свои намерения в ясном и доходчивом произношении (дикционно, интонационно, тембрально и т.д.).

Итак, необходимо:

1. Искать и формировать уместный образ ритора;

2. Учиться практически в реальной речевой борьбе;

3. Анализировать критически свою и чужую речь;

4. Найти образец и у него учиться;

5. Изучать законы и правила риторики;

6. Знакомиться с творчеством писателей и ораторов разных эпох и стилей.

7. Упражняться и практиковаться в написании и произнесении речей;

8. Читать и декламировать вслух образцовые тексты;

9. Заниматься техникой речи.

 

Цветник мыслей

 

Прочитайте и прокомментируйте мысли классиков красноречия, известных ученых и писателей о том, как следует учиться риторике.

 

" Хорошим оратором может быть только тот, кто умеет мыслить; поэтому кто посвящает себя истинному красноречию, тот посвящает себя и мудрости. "

" Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней".

/Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве/

 

***

Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Первое последствие сего определения есть то, что, обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром; можно обучать, каким образом сии драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать их от коры, умножать отделкою их сияние и вставлять их в таком месте, которое умножало бы их блеск. И вот то, что собственно называется риторикою.

Я разделяю риторику, или средство усилить красноречие, на три рода: на чтение правил, чтение образцов и собственное в сочинении упражнение.

/М.М.Сперанский. Правила высшего красноречия. 1792г./

***

Красноречие проистекает от совершенства ума и сердца, от обилия чувствований и познаний: следовательно, тот только может быть красноречивым, кто добродетелен и сведущ в разных науках.

/Я.М.Толмачев. Правила высшего красноречия. 1815/

***

Книга академика Ю.В.Рождественского “Риторика публичной лекции” заканчивается следующим рассуждением относительно возможностей научиться риторике.

Никакие тепличные условия не могут помочь формированию оратора. Всякие риторические упражнения беспочвенны. Риторические способности развиваются только в условиях риторической практики.

Поэтому необходимо:

- слушать хороших ораторов, анализировать их ораторскую деятельность;

- анализировать классические произведения ораторского искусства, имеющиеся в письменной речи;

- знать риторические правила;

- постоянно заниматься собственной ораторской практикой.

 

Практика речи: «Кто вы?»

2-е занятие следует посвятить ораторской практике по теме «Честь имеем представиться!». Надо ли готовить речи или следует выступать импровизированно? Если речь подготовлена (например, написана), то следует ли ее читать? Если разрешается читать, то как? Не получится ли так, что оратор будет бубнить свой текст и потеряет контакт со слушателями?..

На эти вопросы приходится ответить следующим образом:

1. Всякая риторическая речь должна быть подготовлена. Оратор обнаруживает внутреннюю готовность к речи. Иногда такая готовность достигается знанием предмета, о котором можно говорить импровизированно, без подготовки, иногда предмет речи требует длительного обдумывания и письменной подготовки. Неподготовленная речь оценивается в народе как «глупая» («сначала свари слово, а потом вытащи его изо рта»), научные же рекомендации говорят о том, что существуют импровизированные речи, которые свидетельствуют о «готовности» оратора говорить на новую для него тему. Сама же готовность происходит из внутреннего знания содержания будущей речи. Если же тема сложна, оратор имеет право отказаться от речи.

2. Текст ораторского выступления может быть написан (вы сами на семинаре можете договориться, как будете выступать). Написанный текст – свидетельство подготовки и уважения к аудитории. «Перо – наилучший наставник красноречия» (Цицерон). Все хорошие ораторы прекрасно владели письменной речью. Конечно, есть «устные» люди, которые, обладая талантом коммуникабельности, могут хорошо и долго говорить – их слушают завороженно. Как правило, это тип народных «говорунов», становящихся центром любой компании, острословов, анекдотчиков и т.д. Этим людям часто по-хорошему завидуют вследствие их веселости и способности развлечь любое общество, но точно так же иногда тайно осуждают за многоговорение или болтовню, не знающую меры.

3. Хороший ритор должен владеть всеми видами слова: и устной импровизированной речью, и письменной речью, которую способен осмысленно и увлекательно озвучить.

4. Письменный текст позволяет ритору сформировать литературный стиль речи, который затем проявляется и крепнет в устной речи. Существует выражение: «говорит как пишет» - такое возможно только у человека, владеющего письменным литературным стилем и способного вразумительно и украшенно воспроизвести его в устной форме.

5. Серьезный политический доклад, дипломатическое выступление, деловой отчет, выступление на защите диссертации не могут не «читаться» по письменному тексту. Письменный текст – подчеркивает официальность обстановки, серьезность отношения создателя к своему тексту, свидетельствует об уважении к слушателям, показывает готовность к речи. Другое дело, что это чтение должно быть осмысленно, ориентировано на слушателей, оратор должен чувствовать контакт с аудиторией. Традиционными ошибками в чтении доклада являются отсутствие глазного контакта (оратор «уткнулся» в текст или скользит взглядом поверх голов, боясь взглянуть на аудиторию), отсутствие пауз, убыстрение темпа, невнятное произношение («долдонит» текст). Выступление с письменным докладом требует внимания к аудитории, если вы чувствуете, что внимание аудитории падает, возможны отвлечения от текста, комментарии, дополнения, вставки, пересказ некоторых отрывков своими словами (если доклад не требует точного пословного воспроизведения).

6. И, конечно, каждому требуется вырабатывать в себе способность говорить импровизированно, «без бумажки». Необходимо тренировать в себе готовность к живой реакции, передаче собственных мыслей богатым литературным языком, энергетически заразительно, сохраняя эмоциональный заряд и учась «мыслить на ногах», защищать свою точку зрения. Для этого молодому оратору необходимо проявлять волю, а научиться этому можно путем последовательной тренировки в учебном курсе, в реальной же речи - только практически.

7. Многолетнее преподавание свидетельствует, что у каждого человека есть свой речевой талант, который необходимо развить. Существуют люди «устные» и «письменные». «Устные» не любят писать, зато готовы импровизировать, быстро изобретать, не боятся выступать без написанного текста, но их выступления, несмотря на смелость и обаяние бывают часто поверхностны… Успеха они добиваются постольку, поскольку «здесь, сегодня, сейчас» аудитория как раз и ждет сиюминутного выражения мнения – и часто в форме смелой словесной атаки или натиска. «Письменные» же люди ориентированы на подготовку, им необходимо подумать, осмыслить, их выступления не столь ярки, но часто они более глубоки, содержательны, выразительны. Опыт показывает, что развитие должны получить все «таланты», ведь цель риторики – развитие личности через словесную тренировку.

8. Письменная речь в обучении нужна еще и потому, что анализ стиля оратора возможен обычно только через прочтение письменной речи – тогда имеется возможность более внимательно проанализировать мысли и слова, конструкцию фраз, композицию речи в целом. Устная речь, воспринятая в целом, не дает таких возможностей – обычное мнение, высказываемое на занятиях: «все хорошо, все удачно…». Устное слово как «воробей» – «вылетело» и его уже не «поймаешь».

 

Именно с целью анализа высказанных устно речей ниже публикуется ряд речей-сочинений – целиком или в отрывках, поскольку в каждом из риторов-учащихся представляется наиболее ценным поиск собственного стиля – на индивидуальные особенности образа автора мы и будем обращать внимание читателя.

Поскольку на 2-м занятии говорятся подготовленные речи, об их продолжительности надо договориться заранее: это могут быть 3-х или 5-ти-минутные выступления, но не исключено, что аудитория (при малом количестве выступающих) будет готова выслушать и более продолжительную речь. Кстати, Петр Великий требовал в сенате говорить без ограничения, чтобы «глупость каждого была видна». Конечно, «краткость – сестра таланта», но иногда она сестра и легкомыслия, когда нечего сказать, а серьезная, глубокая, заинтересовывающая мысль требует и соответственного времени для выражения. Поэтому на занятиях возможно добавление времени на выступление – все делается по уместности.

Чтобы выступления не превращались в монологи, необходимо сразу дать задание слушателям готовить вопросы. Прослушивание речей-презентаций должно быть дискуссионным. Создание или придумывание вопросов также является искусством, которому следует учиться практически. Наиболее простой способ: «цепляйтесь» к словам, той или иной теме, затронутой оратором! Во всяком случае – слушателям дается задание: непременно «сочинить» вопрос. Вопросы (можно сказать и в шутку) задаются с помощью вопросительных слов кто? что? где? когда? почему? зачем? с какой целью?

 

Итак, предлагаем еще ряд речей-сочинений для прочтения и анализа. Даем им условные названия:

· Я росла тургеневской девушкой… (сочинение деловой женщины на курсах в ЦДРИ)

· 24 года назад в меня пришла жизнь (сочинение японского студента)

· Давшая клятву (сочинение армянской учительницы русского языка)

· «Мечтаю о красоте потерянного рая…» (сочинение православного священника на курсах риторики в Иркутске)

· Сочинения-самопредставления студентов филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина)

 

В этих речах-сочинениях (все они проговаривались на курсах риторики или практических семинарах) попробуйте выделить черты индивидуального стиля. Во всяком случае, ответьте на вопрос: в каком образе оратора представляет себя автор сочинения? Попробуйте представить образ ритора, его характер, жизненную позицию, речестилевые пристрастия и вкусы.

 

«Я росла тургеневской девушкой…»

От автора-преподавателя: Сохраняю только инициалы автора-оратора, чей милый облик тургеневской девушки (при нынешней деловитости и сохранившемся обаянии!) пленял безусловно всех слушателей курсов риторики в Центральном Доме работников искусств в 2003 году...

Гул затих, я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку…

Борис Пастернак

 

Я росла тургеневской девушкой. В подмосковном поселке, с хорошими книжками, природой, свободой и подругами. Меня воспитывала бабушка, поэтому детство и юность мои были довольно суровыми. В 17 лет я вела дневник, в котором писала, что жду принца на белом коне и хочу посвятить себя гуманитарным наукам. Жестче и циничнее мы становимся с годами, с приобретением жизненного опыта.

Поступление в институт для меня было событием. К тому же это совпало с появлением принца на белом коне. Он был молодой, подающий надежды курсант политического училища…

На втором курсе я участвовала в конкурсной работе, проводимой рекламным агентством (нужно было придумать слоган по поставленному техническому заданию). Меня заметили и предложили работу, которая на много лет стала главным делом в моей жизни. Мне было очень интересно! Долгое время…

Так прошло довольно много лет. Принц на розовом коне ускакал в призрачные дали. А у меня в квартире появилось чудесное пушистое создание, котенок Тотоша из питомника Куклачева, который скрасил мою жизнь и вырос очень красивым роскошным котом…

Почти два года назад моя жизнь сильно изменилась. Появился ребенок, мальчик Егорушка. Появился новый смысл жизни, цели и задачи. Сейчас я очень четко знаю, что мне нужно в жизни делать, чтобы стать счастливее и успешнее. Курсы риторики - это, быть может, первый шаг на пути к новому качеству жизни, к новым людям, к новым проектам и ощущениям.

… М. А. Г.

 

«Двадцать четыре года назад волею судеб в меня пришла жизнь…»

 

Комментарий автора-преподавателя: А это сочинение студента-магистранта из Японии. Проанализируйте стиль этого сочинении: насколько разнообразны слова (много ли слов может знать иностранец? насколько распространены предложения (какие они: длинные или короткие)? В чем конечный успех сочинения-речи? Может быть, в особом восточном типе выражения мыслей, столь занимательном для слушавших его россиян? Отметьте эти «восточные» слова и выражения.

 

Двадцать четыре года назад волею судеб в меня пришла жизнь. Вскоре я получил имя «Макото», что означает «истина». «Макото» - мне нравится это имя, и я горжусь им. Спасибо папе и маме за то, что назвали меня этим именем.

Кстати, мой великий творец, папа - мужественный человек. У него героическая профессия – пожарник. Он почти сорок лет храбро борется с огнем. Но скоро у него жизнь будет спокойной – через год он уйдет на пенсию.

У моей мамы волшебные руки. Она готовит хорошо, шьет хорошо, убирает хорошо, стирает хорошо, вообще все, что пройдет через ее руки, делается хорошим.

А я, который родился у таких родителей, прожил свою жизнь спокойно, очень спокойно, слишком спокойно, так что стал чуть не мечтателем. Я люблю глубокие мысли и мистику. Я всегда иду туда, куда судьба меня ведет – вот я и оказался в России. Куда теперь поведет меня судьба? Не знаю. Поживем и увидим.

 

«Давшая клятву…»

Комментарий автора-преподавателя: Эта речь (сочинение) написана учительницей русского языка на семинаре преподавателей русского языка в Армении осенью 2003 года. Прочитайте - и вы поймете, что так мог написать только смелый, честный, чистый человек, верный своей земле и любящий свою профессию. Озвучено тихим голосом при полной тишине замеревшей аудитории, ибо истинное красноречие и не требует сотрясения воздуха.

 

Вот уж не думала–не гадала, что в 40 лет придется выполнять домашнее задание. Что бы там ни было, милостивый государь, но выполняю ваш наказ.

Итак, 40 лет назад в одной из древних столиц Армении – Двине - кто-то прокричал: «У-а!». Родители, недолго думая, дали ребенку имя «Елизавета». Это – я. С самого детства я стремилась понять, почему меня нарекли этим именем, но вскоре, узнав его значение - «давшая клятву» - я успокоилась. Значит, мое первое невинное «У-а!» была клятва. С самого рождения судьба взяла меня на мушку - и чего только мне не пришлось расхлебывать! Но я оставалась верна своей клятве, твердо шагала по жизни, находя в ней приятное и полезное.

Самое приятное для меня было то место, где я родилась и делала первые шаги. Это был родительский дом – «начало начал». Так уж случилось, что после смерти родителей (светлая им память!) я вернулась со своей семьей в отчий дом, ибо на моих руках остался брат-инвалид.

Когда дети повзрослели, они часто задавали мне вопрос: «А почему мы живем не у себя дома, не где-нибудь в России, как тётя и дядя (а мои брат и сестра – в Москве и Чернигове)?» Я всегда отвечала однообразно: «Я дала клятву беречь этот дом, ухаживать за дядей и должна выполнить свой долг перед прахом предков».

По вечерам я иногда пою своим умным детишкам песню «С белыми ставнями дом над рекой». Это как будто написано про наш дом, и я хочу, чтобы мои дети не искали свое счастье под чужими небесами, а жили вот тут, на берегу речки, и чтобы этот маленький дом всегда был перед их глазами. Не хочу обидеть вас, дорогой Владимир Иванович, велика и прекрасна матушка Россия, но я всегда буду верна своей клятве и не променяю клочок родной земли на ширь русских полей.

А вы знаете, кто я по национальности? Ассирийка – дочь всемогущего царя Саргона! Во мне есть и армянская кровь. Армяно-ассирийское начало – это великая сила воли, и именно за это я благодарна своим родителям.

Уже 16 лет я работаю в школе… Почему мне нравится профессия учителя русского языка? Не знаю, не задумывалась, но в другом образе я просто себя не представляю. Дети мне всегда помогают, мне только с ними хорошо. Шесть лет назад, когда у меня скончался муж, я, как принято, должна была сидеть в трауре 40 дней. Куда там! – через неделю я написала директору, что сойду с ума, если сейчас же не выйду на работу. Я благодарна своим наставникам: они любили меня такой, какая я есть!

Сфера увлечений… Много читаю, особенно по ночам, пишу, сочиняю – то для себя, то готовлю мероприятия. Это все – чисто профессионально… Но скажу по секрету. В последние годы вошла в свою материнскую роль. Дети - выше меня ростом, умные, самостоятельные, помогают на каждом шагу, вполне могут обойтись без меня, если видят, что я занята. А я, зануда, вечно сую свой нос в их дела. Иногда они даже приятно удивляются, когда я их причесываю или глажу им белье.

- Мама, ведь мы уже взрослые!

А что я? Надуваюсь как ребенок и в душе ревную их к этому возрасту. Хочу быть мамой, причесывать их, защищать…

Насчет вопросов - скажу вам, что я не люблю, когда мне задают вопросы. Вопросы – знак любопытства. Если что, я сама могу рассказать, так что нет нужды приставать к людям с «вопросиками».

А в заключение скажу, что я счастлива! Странно звучит? Понимаю… Абсурдно, - подумаете вы. Так рано потеряла родителей, брат – инвалид (38 лет – на руках), растит детей без мужа, родни – хоть шаром покати – и о счастье заговорила. Воля ваша!..

Но когда дом уснёт, я обхожу свои владения как полнокровная хозяйка: дети спят спокойным сном, во сне чему-то улыбается брат... Крупных проблем нет, я всем очень-очень нужна, они меня любят, я им предана. У меня любимая работа. И главное – мир в доме. Что будет дальше – не знаю, но сегодня я благодарна судьбе, своим предкам и с честью говорю: «Как бы мне ни было трудно, останусь верна своей клятве».

С низким поклоном Елизавета Сó рушева.

 

«Особенно люблю чистые человеческие души …»

 

Комментарий преподавателя: Это сочинение для меня - память-воспоминание о риторическом семинаре в Иркутске в июле 2003 года, организованном Комитетом по молодежной политике. На семинаре оказались разнообразные и давно знакомые друг с другом молодые люди, влиятельно участвующие в политической, общественной, деловой и (пусть не прозвучит странно!) духовной жизни города. Здесь были и депутат городской думы, и известный журналист, и молодой директор мебельной фабрики, приведший через два дня на семинар жену с дочерью-выпускницей школы, и врач, и бухгалтер, и педагог-психолог, и библиотекарь, и врач - специалист по эстетической стоматологии, и художник-график – всем оказалась нужна риторика... Но психологический и духовный настрой семинару сообщали несколько православных священников и дьяконов, погруженных в самую гущу современной общественной жизни: кто-то преподает в военном училище и женской гимназии, кто-то руководит Центром реабилитации наркозависимых, но все активны и энергичны.

«Лучшим ритором» семинара (полушутливую анкету мы провели в конце семинара) был назван высокий чернокудрый красавец-батюшка, отец Филипп Макаров. Читая его представление, почувствуйте в скромной краткости самохарактеристик перспективу возможного развития мысли, проследите, где автор по-разговорному краток, а где философски возвышен, услышьте и иронию, и серьез… Невольно задумаешься: отчего рождается богатство мысли и слова? Не от знакомства ли с духовной традицией, книжной литературой и, главное, не от крепости ли веры?

 

Честь имею представиться! – Макаров Станислав Георгиевич, в крещении – Филипп.

Рукоположен во диаконы. Служу в Михаило-Архангельском храме г. Иркутска. Женат. Пятеро детей от 1 до 14 лет. Две старших – девочки, младшие – мальчики.

Техник-технолог ковочно-штамповочного производства, и также инженер-системотехник АСУ.

Убежден, что добро, истина, любовь, нравственная чистота, сочувствие ведут к Жизни (и даже вечной), а зло, ложь, ненависть, разврат, равнодушие ведут к смерти как временной, так и вечной.

Хотелось бы это донести до каждого человека, заблудившегося в разнообразии страстей, тонко замаскированных под «нежные чувства», доводящих человека до откровенного разврата и неприкрытого беззакония.

Пробую.

8, 5 лет работы в Церкви. Из них 9 лет клиросного послушания, 7 лет огласительных бесед с крещаемыми, 4, 5 года участия в выпуске газеты «Верую!», 2 года работы в редакционно-издательском отделе Комитета по молодежной политике администрации Иркутской области, участие в организации и проведении семинаров, форумов, съездов, лекториев, выпуске брошюр, буклетов и прочей печатной продукции.

Участник IV, V и Х Рождественских чтений.

Много начинаний – мало результатов.

Люблю музыку – духовную, лирическую, народную.

Люблю природу, особенно когда можно совместить приятное с полезным.

Люблю живопись. Восхищает тонкая, четкая, ясная, изящная, законченная, светлая (по характеру) графика.

Люблю красоту, гармонию, порядок.

Особенно люблю красивые, чистые, человеческие души, согревающие всех своим непостижимым внутренним теплом.

Мечтаю о красоте потерянного Рая, юже глаз не видеша, ухо не слышыша и на сердце не взыдоша.

Мечтаю о Святой Руси, хотя болею всеми язвами греха: думаю одно, говорю другое, делаю третье. Но надеюсь, что хотя могила горбатого исправит.

Не люблю равнодушия и лести.

Согласен, что «образование без духовности – меч в руках сумасшедшего».

Уверен, что если не отстаивать свободу добра, даже с мечом в руке, можно попустить свободу зла и его безраздельную над человеком власть смерти.

Сплю и вижу себя воином. Чешутся руки и язык, но поскольку руками нельзя, придется оттачивать искусство владения языком.

Жалею, что в сутках 24 часа и из этого приходится достаточно много выделять на «техническую» (т.е. телесную) сторону.

Чем успеваю, тем и занимаюсь. Сначала – необходимым, потом – любимым. Много не успеваю, еще больше обещаю, надеясь, что когда-нибудь все-таки доберусь.

Хочу видеть вас как читателями, так и авторами газеты «Верую!» и Интернет-проекта «ВЕРУЮ!», осуществляемого совместно с моим другом и соратником – журналистом Артуром Даном (aldan2000@pisem.net).

Жажду вашей поддержит и помощи.

Надеюсь в каждом из вас увидеть доброго друга, надежного соратника, брата и сестру во Христе, объединенных идеалами любви, добра красоты и Вечной Жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.