Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Что есть риторика.






В.И.Аннушкин

РИТОРИКА

Экспресс-курс

Учебное пособие

для практических семинаров и краткосрочных курсов


Аннушкин В.И..

Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие для практических семинаров и краткосрочных курсов / В.И.Аннушкин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 000 с.

 

ISBN

ISBN

 

В пособии представлены материалы экспресс-курса риторики, включающие основные темы и разделы риторики как науки и искусства убедительной и эффективной речи. Теоретический материал дается в виде сжатых рекомендаций и советов, предложены образцы классических речей, примеры современных риторических учебных речей и сочинений. В пособии даны в большом количестве практические задания и упражнения, позволяющие организовать работу по образованию и воспитанию современного ритора как речевой личности.

Предназначено для использования на семинарах по риторике, культуре речи, стилистике в вузах и на различных краткосрочных курсах-тренингах.




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее пособие адресовано тем, кто хочет получить начальные практические навыки в риторике как науке и искусстве речевого мастерства. Что требуется для обучения хорошей и правильной речи? – И знания, и упражнения, и дарование, и образцы, и, конечно, собственная реальная риторическая практика, формирующая речевую личность.

Для автора оказалось исключительно сложным обобщить в краткой книге свой почти тридцатилетний опыт преподавания риторики. Если обучить риторике по учебнику невозможно (А.В.Миртов), но нельзя ведь и без книги, «пособия», которое направляет усилия ученика. Однако представить опыт конкретного курса оказалось невозможным, поскольку всякий новый курс преподаватель организует по принципу «каждый раз как в первый раз». Но автор надеется, что читатель (преподаватель, студент, слушатель курсов или тренингов) выберет и применит к своим потребностям и задачам то, что найдет нужным.

Настоящее пособие представляет собой материалы Практического тренингового курса, который автор в течение многих лет ведет в разных вузах России и за рубежом, на семинарах и экспресс-курсах в различных организациях. Вопросы практического владения речью в новом информационном обществе вышли едва ли не на первый план: все говорят о том, что хорошая и убедительная речь есть инструмент карьеры, успеха, движения вперед, а коммуникативные технологии общения (некий аналог прежней риторики) становятся знаменем новых методов обучения.. Не обходится без перегибов и курьезов: практическое обучение риторике или искусству общения принимает в новых «тренингах» легкомысленный и поверхностный характер, хотя двухтысячелетний опыт риторики как науки и педагогики побуждает к обратному: глубокому постижению предмета, который формирует философию личности и облик человека.

Учебное пособие – особый жанр: с одной стороны, в нем хочется зафиксировать всё лучшее, что наработано за долгие годы; с другой стороны, ясно, что написанное только частично отразит характер и настроение занятий, которые ведутся в Центре риторики и культуры общения Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, в разных городах в России и за ее пределами.

На курсах подчас приходится иметь только раздаточный материал, и обычно на каждое занятие вот уже в течение многих лет я готовлю по 12 страниц текста, а затем они служат раздаточным материалом. Допускаю, что иной тренер скажет: а зачем раздаточный материал? Можно учить и так, ведь обучаем-то говорить… Можно, только вот что останется в памяти после «блестяще» проведенного занятия?

Как учить? С каким настроением? Должно быть легко или трудно? Большинство тренингов обещают сегодня легкий успех, небывалый «эффект» от своих занятий, собирая после учебы однопредложные высказывания о результатах занятий. Но еще академик Ю.В.Рождественский различил эффективность и влиятельность речи: эффективность – это однократный впечатляющий результат, а влиятельность – результат, запоминающийся «надолго». К последнему и хочется стремиться.

Читатель найдет в пособии и краткие теоретические обобщения относительно предмета риторики, и советы, каким образом готовить, строить и исполнять свою речь. В пособие включены тексты речей-сочинений, которые писались и произносились на курсах риторики и практических занятиях и тренингах их участниками. Основная задача, которую ставит автор, - показать различные способы и методы обучения риторике – осуществляется разнообразием представленных материалов. Читателю судить – насколько они эффективны.

 

В.Аннушкин


Занятие 1. Что есть риторика.

Первое публичное выступление «Честь имеем представиться!»

 

Каков язык, такова и жизнь Зачем нужна риторика? Слово – “меч обоюдоострый» Современ-ные опре-деления риторики Классичес-кие определения риторики Цель риторики Ритор Вся человеческая жизнь связана с языком. Доброе и умное слово необходимо во всяком деле. Злые и конфликтные слова разрушают человеческие контакты, дела расстраиваются и человеческая жизнь приходит в нестроение. Риторика нужна каждому из нас, чтобы овладеть убедительной и выразительной речью. При этом надо помнить о том, что язык “опасен” для человека, а само Слово дано не для красивого многословия, а для умного и благожелательного общения. Слово должно служить добру, но может быть использовано и во зло. Ищите такое Слово, которое “объединяло бы людей, а не разобщало” (Л.Н.Толстой).   Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Риторика – искусство речи. Искусство развивает умения, совершенствует способности и таланты, которые есть в каждом человеке. Занятия риторикой помогают овладеть речевым мастерством – со временем вы будете владеть речью все лучше и совершеннее. Риторика – учение об убедительной, украшенной, эффективной и уместной речи. Это главные качества совершенной речи, но их ряд можно продолжить. Каждый из вас пусть формирует свой индивидуальный идеал – свой образ оратора, человека, в совершенстве владеющего речью. Риторика – наука о речевых коммуникациях всего общества. Разные виды речи будем изучать и мы. Слово сопровождает нас повсюду, поэтому будем изучать речь повсеместно: как вести бытовую беседу, как выступать на собрании, как корректно победить в споре, как писать документы и письма, наконец, почему такую роль играют сейчас телевизор и компьютер – ведь они тоже “речедеятели”. Риторика – учение о воспитании личности через речь. Только с помощью слова возможны научение, передача знания, педагогическое общение. Слово – инструмент воспитания и образования человека.   Аристотель: «Риторика – искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета». М.В.Ломоносов: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина: «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли».   Цель риторики – «раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление». Риторика направляет ум и нравственность человека, а “уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному” (Н.Ф.Кошанский).   Ритор – участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.