Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свадебный обряд






Участница экспедиции в послевенчальном костюме

В день засваток со стороны жениха приходили: мать, отец, крёстная, крёстный, иногда, чтобы поддержать жениха, дружок (или подженишник, как его чаще всего называли). При входе говорили: " Ищем гусыню в вашем дворе", или " Лебёдушку ищет охотник" (или овечку, или ярочку).

Засватки в селе Косилово проходили так:

— Мы к вам пришли.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Вы (и) нас не пустите на ныщь?
— А у вас же народу многа.. А што-ж вы тах-то?
— Да зыпаздали. Вот искали (и) падтёлычка. Нам указали, што у вас падтёлок прадажный есть! А вот деревню мы шли. Указали, што тут-то прадажный есть. Ну мы хыть а где кто сядющи, а где кто лежуче, а пустите нас!

Затем начинались девичьи вечерухи, где девушки шили приданое (около двух недель). В селе Олсуфьево на таких вечеринках мог присутствовать жених. В это время девушки, которые помогали невесте шить приданое, делали небольшую ёлку, которую потом ставили в каравай. В свадебный день эту ёлку (символизирующую невесту) несла крёстная мать жениха. Если же выходила замуж вдова, то ёлки не было.

С утра в свадебный день невесте расплетали косу. Например, в селе Овстуг это делала крёстная мать жениха. Когда невеста сидела за столом в ожидании жениха, мать благословляла её и плакала. Первым из свадебного поезда в хату входил дружка с кнутом и полотенцем, подвязанным наискось. Всем собравшимся (включая женихову родню) он пел специальную песню «Ой, пейте, гуляйтя».

Анна Михайловна Жуканова (с. Овстуг)

Затем мать невесты благословляла молодых, сидевших за столом: обходила с иконой вокруг них три раза, потом они садились на вывороченную наизнанку шубу и целовали икону. После благословения жених увозил невесту к венцу, иногда под игру на гармошке (в деревне Гришина Слобода).

После венца невесту везли в дом жениха. В селе Овстуг при подъезде к дому начиналась шутливая перебранка родственников. Затем все садились за стол и начинался пир. Вечером молодых клали спать в клеть — небольшую пристройку к избе.

Отводы — второй день свадьбы. В селе Овстуг молодых будили ударом кнута по двери, а также били тарелки и горшки, чтобы невеста подметала осколки. В деревне Гришина Слобода молодым приносили курицу с красным бантом. Красный цвет в свадебном обряде — цвет любви и целомудрия.

Невесту с утра отправляли за водой и по дороге учиняли ей всякие препятствия, чтобы она разлила воду — таким образом её проверяли на ловкость. Если невеста оказывалась «неверной», до колодца её гнали кнутом. Невесту могли заставить мести и мыть полы, искать мелочь на полу — проверяли её зрение. В этот же день устраивали поиски «гусыни» (невесты), которую прятали в доме жениха, и родичи невесты её искали. Во главе этих поисков могла быть крёстная мать.

Наконец, молодые отправлялись в гости к матери невесты (например, в деревне Гороховка шествие сопровождалось игрой на бубне) — это и называлось, собственно, отводами, или караваем, потому что его-то — каравай — мать невесты и пекла в этот день.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.