Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиция






О районе

Географическое положение Мглинского района своеобразно: к северу — граница с Беларусью, Смоленской областью, западнее находится Украина. Первое упоминание в летописи о городе Мглин (от слова «мгла») относится к 1387 году, который и считается датой его основания. С 1387 по 1502 годы он был литовским, а с 1618 по 1652 годы — польским городом. Русским уездным центром Мглин становится в 1781 году.

Некоторые из названных национальных влияний отразились в говоре, в народных костюмах (близких к украинским), в напевах. Но, все-таки, большей частью, песенный репертуар Мглинского района связан с древнейшей западно-русской традицией. Поэтому здесь сохранилось много календарных песен, связанных не только с праздниками, но и с трудовой деятельностью (покос, жатва). В местных песнях распространен характерный прием гукания — глиссандо голосами (чаще всего восходящее) в окончаниях песенных строк или куплетов. Подчеркивая эту характерную особенность, некоторые песни здесь называют «гуканными» или «гукальными».

Традиционные жанры исполняют и достаточно пожилые люди — хранители старины, и люди среднего поколения, много перенявшие у старших, и молодые певицы Мглинской агитбригады.

Традиция

Анастасия Макаровна Литвинова из села Луговец

Песни календарного цикла открываются щедровками (щедровка — разновидность святочной поздравительной песни, характерная для западно-русской традиции и Украины), исполнявшимися вечером перед старым Новым годом (с 13 на 14 января), во время хождения щедрующих по избам. За пение по обычаю давали угощения или деньги. Если же ходили с «козой» (ее роль исполнял человек с вымазанным грязью лицом и «рогами» из картона), то пели специальную песню «Го-го-го, коза», произносили также шутливые стишки (например, «Мы козу привели»).

На Масленицу звучали коротенькие песенки, иногда с шутливыми «обзываниями»:

Масленица-полизуха,
Полизала весь сыр - аж сухо.

Масленица - белый сыр,
А кто не женился - сукин сын!

Более протяжённые масленичные песни исполнялись во время хороводных гуляний.

Весенний цикл песен начинается веснянками, которые обычно исполнялись на Сороки (22 марта) — в день весеннего равноденствия. Особые обряды происходили в Мглинском районе на Радоницу — 9 день (вторник) после Пасхи. Утром ходили на клади́ ще (кладбище), поминали усопших. Возвращаясь с кладбища, водили веселые хороводы с особыми песнями (например, «Ой, мамочка, галава болит»). Тем самым как бы веселили покойников, ведь слово «радоница» (по одной из версий) означает «радость».

Участницы ансамбля из села Высокое демонстрируют традиционные костюмы

В Мглинском районе широко представлена традиция хороводных песен, которые не были приурочены к конкретным праздникам, а пелись весной вообще (но после Пасхи). Не случайно во время этих хороводов парни выбирали себе невест. Например, в селе Молодьково нам рассказали о хороводной игре «Царь и царевна», в которой «царь» (любой парень) выбирал себе «царевну» (девушку из хоровода). «Царевна» вставала внутрь хороводного круга и пела «царю», что у нее все болит: «и ножки, и ручки». После жалоб «царевны» «царь» брал ее на руки и выносил из круга. Такие веселые игры предваряли весенние свадьбы.

Традиционный свадебный обряд начинался с зарученья (сватовства). Накануне свадебного дня невеста собирала подруг на девичник (или вичаруху). Сама свадьба игралась два дня. В первый день жених с друзьями на лошадях отправлялся за невестой. Задорные песни в свадебном поезде звучали на всю округу. Многие свадебные песни поются на один и тот же мотив — формулу. Когда же входили в хату, родственники молодых начинали шутливо дразнить друг друга, например:

А наш маладый буря бурею, а ваша маладая дура дураю.

Затем шли венчаться, а потом начинался пир, продолжавшийся и на второй день.

Среди множества лирических песен встречаются как приуроченные к трудовым процессам (покосные, жнивные) или к определенному времени года (летние, осенние), так и исполнявшиеся всегда. Поэтический язык таких песен близок к свадебным образам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.