Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика работы над мелодико-интонационной стороной речи на уроках литературы.
Интонация (intono - громко произношу; латинский) - совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Мелодико-интонационная сторона речи - функция правого полушария мозга. Учёными доказано, что в детском возрасте речь является правополушарной функцией у правшей. Под воздействием обучения в первом классе массового образовательного учреждения речевые функции из правого полушария передаются в левое. Если правополушарные функции в дошкольном возрасте недостаточно развиты, в школьном возрасте ребёнок сталкивается с различными трудностями при овладении навыком письма и чтения, поскольку левое полушарие, не получив необходимое, остаётся недоразвитым. Учитывая, что обучение и воспитание детей в массовом дошкольном образовательном учреждении - ступень к формированию и развитию необходимых в школе навыков, уже в среднем и старшем дошкольном возрасте следует всесторонне формировать и развивать функции правого полушария. Известно, что у детей среднего и старшего дошкольного возраста могут отмечаться следующие нарушения интонационной выразительности речи: · нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый); · трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации; · нарушения модуляции голоса по силе и высоте; · нарушения мелодической организации высказывания. Работа над темпо-ритмической стороной речи, развитие силы и высоты голоса, формирование длительного речевого выдоха, работа над эмоциональной окрашенностью речи может вестись с разной интенсивностью и на разном материале. Вполне очевиден в данном случае выбор игрушки - как с точки зрения ведущей деятельности описываемого возраста, так и доступности её в дошкольном образовательном учреждении. Через игрушку ребёнок знакомится с окружающим миром, приобретает новые знания, развивает мышление, логику, мелкую моторику рук. Большой популярностью пользуются деревянные игрушки. Объясняется это тем, что игрушки, созданные из натурального " тёплого" материала, - из дерева - экологичны и качественны. Напоминающий самую первую игрушку погремушку - маракас - ребенок держит за ручку и трясёт. Этот музыкальный инструмент с пересыпающимися шариками внутри, издающий необычный шуршащий звук, способствует развитию у детей фонематического слуха (на начальном этапе работы), чувства ритма и музыкальной памяти, развивает координацию, слаженность и точность движений рук. Вообще, как показывает практика, он многофункционален. Рассмотрим это на следующих примерах. Примерные задания при работе над темпо-ритмической стороной речи. Инструкции для ребёнка: " Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз ты ударишь ручкой маракаса по парте". Повтори за мной такой ритм: II III, III II II и т.д. Я хлопну один раз, а ты стукнешь ручкой маракаса по парте два раза; я хлопну два раза, а ты стукнешь один раз. Слушай. Отхлопай такой же ритм, какой я отстучу по парте ручкой маракаса. Примерные задания при развитии высоты голоса. 1. Называйте гласные звуки высоко (как звенит комарик) или низко (как ревёт мишка) в зависимости от того, где находится маракас: вверху или внизу. Примерные задания при формировании длительного речевого выдоха. Вдох носом, руки сомкнуты перед собой, выдох через рот, руки, в которых маракасы, разводим в стороны. То же самое, на выдохе произносим гласный звук. Вдох быстрый, медленный выдох и наоборот. Итак, работу над темпо-ритмической стороной речи, высотой голоса, длительным речевым выдохом очень удобно проводить, используя маракасы.
|