Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии и методы социально-трудовой реабилитации воспитанников центра






 

В основу деятельности педагогов и специалистов центра по достижению цели и решению задач данного проекта положена технология программно-диагностического обеспечения процесса социально-трудовой реабилитации воспитанников центра.

Идея данной технологии основана на совместной целенаправленной трудовой деятельности педагогов и подростков, осуществляемой поэтапно.

На первом (диагностическом) этапе выявляется круг интересов подростка, по данным анкетирования определяется показатель позитивного отношения к труду (ППОТ), изучаются мотивы трудовой деятельности, оценивается уровень отношения к трудовой деятельности (УОТД), уровень воспитанности, выявляется уровень сформированности трудовых умений и навыков, изучаются психолого-педагогические особенности подростка, выявляются нарушения физических и психических функций его личности.

Второй этап (прогностический): разработка совместно с подростком индивидуальной программы социально-трудовой реабилитации подростка. В основе проектирования программы - идея сочетания реабилитационных, коррекционных, воспитательных и развивающих мероприятий, обеспечивающих восстановление (или коррекцию) нарушенных функций личности подростка, черт характера, формирование желаемых умений и навыков трудовой деятельности. На данном этапе определяются виды трудовой деятельности подростка, с учетом специфики учреждения (временное пребывание воспитанников) устанавливаются индивидуальные сроки реализации программы. Выбор вида трудовой деятельности на каждом этапе реализации программы подросток осуществляет самостоятельно (в случаях затруднения – при содействии педагогов).

Третий этап (деятельностный): реализация индивидуальных и групповых программ трудовой реабилитации в совместной деятельности взрослых и подростков.

Четвертый этап (оценочный): промежуточная диагностика результатов реабилитационных мероприятий, внесение корректив в программу.

Пятый этап: работа по программе с учетом корректив.

Шестой этап (рефлексивный): диагностика, осмысление и самооценка подростком результатов реабилитации. На данном этапе используется тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе.

Программно-диагностический подход к организации процесса социально-трудовой реабилитации воспитанников центра реализуется при непрерывной психолого-педагогической поддержке и сопровождении воспитанников центра в процессе трудовой деятельности.

Психолого-педагогическая поддержка воспитанников центра осуществляется в процессе взаимодействия педагога и ребенка, направленного на решение проблем ребенка: фиксация проблемы (проговаривание её самим ребенком) – поиск причин возникновения проблемы (прием «глазами ребенка») – проектирование действий ребенка и педагога – действия ребенка и педагога – рефлексия.

Ответом на варианты отношения воспитанника к возникшей проблеме являются так называемые «тактики поддержки»: тактика защиты, тактика помощи, тактика содействия, тактика взаимодействия, которые активно осваиваются и применяются в практике педагогами и психологами центра. Совокупность тактик психолого-педагогической поддержки и сопровождения воспитанников дополняют следующие приемы умственной деятельности, способствующие становлению субъектности и развитию личности детей и подростков: сопоставление, интериоризация, экстериоризация, рефлексия, идентификация, стереотипизация. Эффективность психолого-педагогической поддержки детей и подростков группы риска в процессе социально-трудовой реабилитации проявляется в позитивных изменениях личности детей и подростков, включающих повышение уровня их самостоятельности и ответственности, стабилизацию психоэмоционального состояния, умение адекватно реагировать на жизненные проблемы и стремление к их преодолению.

Перечень методов не является исчерпывающим: методы, содержание, формы социально-трудовой реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра смоделированы с учетом личностно-ориентированного, деятельностного и системного подходов к организации процесса социально-трудовой реабилитации детей и подростков группы риска.

Новизна идеи, предложенной в проекте, заключается в том, что в данном проекте труд выступает не столько как средство самообеспечения, а, что более важно, как средство реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Новизной являются также идея совместной трудовой деятельности детей и взрослых и технология программно-диагностического обеспечения процесса социально-трудовой реабилитации воспитанников центра в условиях непрерывной психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.