Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страховой рынок Германии






Страховой рынок Германии характеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуре национального страхового рын­ка занимает около 37%. Медицинское страхование, которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей. Имущественное страхование занимает 51% национального страхового рынка в Германии.

Сектор личного страхования в Германии испытывает расту­щую конкуренцию со стороны коммерческих банков, стремящихся организовать страховое обслуживание клиентуры через операционные залы коммерческих банков. В целом доходность операций в секторе страхового обслуживания физических лиц выше, чем в секторе страхового обслуживания юридических лиц. Сектор страхового обслуживания физических лиц занимает 87% германского страхового рынка, сектор страхового обслуживания юридических лиц — 13%. Дивиденды по акциям акционеров страховых компаний стабильны, но несколько ниже, чем в дру­гих странах Западной Европы. Объединение Германии наложило свой отпечаток на динамику развития страхового рынка.

Страховое дело в Германии разделено между системой госу­дарственного социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование обязательно для всех работников наемного труда, если они не охвачены сектором ча­стных страховых дел. Имеется в виду страхование по старости, на случай безработицы, страхование на случай временной утра­ты трудоспособности.

Частный сектор страховых услуг в Германии представлен сле­дующими видами страховщиков — акционерные страховые обще­ства, являющиеся собственностью их акционеров, общества вза­имного страхования и государственные страховые корпорации.

В 1990 г. в Германии насчитывалось 115 страховщиков, об­служивающих сектор договоров личного страхования, 230 него­сударственных пенсионных фондов, 55 обществ медицинского страхования, 35 специализированных перестраховочных компа­ний, 330 иных страховщиков. Кроме того, специфику герман­ского страхового рынка составляют более 2200 местных регио­нальных страховщиков, собирающих менее 5% общего объема страховых премий. Иностранным страховщикам в Германии принадлежит 13% страхового рынка, из них лидирующие пози­ции традиционно занимают страховые компании из Швейцарии (около 9% страхового рынка), присутствующие на берегах Рейна уже более 100 лет. Страховщики в Германии не имеют права за­ниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.

Федеративное устройство Германии является важным фактором в развитии каналов продвижения страховых услуг непосредствен­ным потребителям. Региональные страховщики поддерживают свое физическое присутствие во всех федеральных землях Германии. Большинство крупных страховых компаний решают вопросы акти­визации по заключению новых и возобновлению ранее действую­щих договоров страхования через страховых агентов, которые либо работают на основе контракта со страховой компанией, либо дейст­вуют, как так называемые " связанные" страховые агенты.

Крупным источником привлечения клиентуры служит работа независимых страховых брокеров, обслуживающих различные страховые компании. Широко представлена прямая продажа страховых полисов, осуществляемая непосредственно из офисов страховых компаний.

Каждый страховщик обычно имеет более одного страхового агента, обслуживающего определенную закрепленную террито­рию. В целом страховые брокеры более активны в страховом об­служивании юридических лиц, в то время как " связанные" стра­ховые агенты преимущественно обслуживают страховые интере­сы физических лиц. Характерно, что ряд крупных страховых компаний в Германии, решая вопросы активизации, обходятся без дорогостоящих услуг страховых посредников, информируя потенциальных клиентов о предлагаемых страховых услугах пу­тем рассылки соответствующей информации по почте. Экономя на оплате труда страховых посредников, эти страховые компа­нии имеют значительную статью расходов по организации рек­ламных мероприятий и оплате почтовых услуг.

Страховое дело в Германии сильно зарегулировано. В на­стоящее время действует закон о государственном страховом надзоре 1983 г. с учетом последующих изменений, внесенных в декабре 1985 г. и октябре 1990 г., содержащий основные право­вые нормы, регулирующие страховые отношения.

Все действующие в Германии национальные и иностранные страховые компании подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине. Основная цель деятельности федерального органа го­сударственного страхового органа государственного страхового надзора — защита интересов страхователей. Это важно, по­скольку в Германии нет особого централизованного гарантий­ного фонда для возмещения убытков страхователем ввиду не­предвиденного банкротства их страховщиков. Единственное ис­ключение из этого правила — особый гарантийный фонд страхования гражданской ответственности владельцев автотранс­портных средств. Имеется в виду, что из этого фонда возмеща­ется ущерб участникам дорожного движения, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, если автовла­делец по каким-либо причинам не имел полиса, удостоверяю­щего наличие у него договора обязательного страхования граж­данской ответственности.

Страховые компании, учрежденные в отдельных федераль­ных землях, подлежат страховому надзору со стороны уполномо­ченных на то земельными властями органов. Как правило, на земельном уровне вопросами страхового надзора ведают земель­ные департаменты экономики. BAY может передавать земельным департаментам экономики права по выдаче лицензий на страховую деятельность. Вместе с тем, единственным органом, осуществляющим общее руководство страховой деятельностью в стране, остается BAV.

Все прямые страховщики, исключая перестраховочные ком­пании, должны обращаться в BAV за получением лицензии на страховую деятельность.

Для того чтобы получить лицензию BAV на страховую дея­тельность, страховщик должен иметь одобрение органа государ­ственного страхового надзора в отношении предложенных кан­дидатур высшего звена управления страховой компании. Требу­ется представить документ, подтверждающий величину полно­стью оплаченного уставного капитала страховой компании. В настоящее время минимальная величина его должна составлять 5 млн. немецких марок. К заявлению в BAV о выдаче лицензии также прикладываются составленный бизнес-план страховой деятельности на ближайшие три года, справки-объективки на членов совета директоров страховщика, правила и тарифы по видам страхования, предполагаемая программа перестраховоч­ной защиты, ожидаемая величина расходов на ведение дела, включая сумму орграсходов и административно-управленческих. Страховая компания обязана также предоставить в BAV доказа­тельства наличия необходимых резервных (запасных) фондов, опосредующих страховую деятельность. Если определенные ад­министративно-управленческие функции страховщика (бухгал­терский учет, услуги аджастеров и т.п.) передаются сервисным компаниям, обладающим правами юридического лица, то об этом должен быть извещен BAV.

Все иностранные страховые компании, намеревающиеся осу­ществлять операции прямого страхования в Германии, должны пройти процедуру лицензирования. Эта процедура через BAV обя­зательна для страховых компаний-домицилей стран-членов ЕС (т.е. страховых компаний, у которых штаб-квартира находится в одной из стран ЕС). Страховые компании из стран, не являющих­ся членами ЕС, в предварительном порядке до рассмотрения до­кументов на лицензирование в BAV должны подать их в Феде­ральное министерство финансов. Получить разрешение на осуще­ствление страховой деятельности в Германии иностранные стра­ховщики из стран, не являющихся членами ЕС, могут только при наличии соответствующего административного офисного поме­щения, управленческого персонала, секретарского оборудования и т.п., составляющих инфраструктуру страхового бизнеса. Кроме того, этот иностранный страховщик должен назначить адвоката, представляющего его интересы; представить на рассмотрение независимому аудитору документы, характеризующие его финансовое положение, и опубликовать в Федеральной газете (Bundesanzeiger) сведения о состоянии основных балансовых счетов.

BAV наделен широкими правами и полномочиями по надзору за страховой деятельностью. Контрольные функции BAV преследу­ют прежде всего защиту интересов страхователей (застрахованных), включая прямой определенный контроль за действиями и управленческими решениями страховщика в отношении взятых им особо крупных рисков. Нет никаких ограничений со стороны органов государственной власти и управления на выполнение функций страхового надзора, возложенных на BAV, который уполномочен проверять и контролировать все аспекты страховой деятельности функционирующих страховщиков.

Одна из главных функций деятельности BAV — мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страхо­вых компаний — хозяйствующих субъектов страхового рынка Германии, BAV проверяет фактическое состояние дел страхов­щиков по показателям предложенных ими бизнес-планов при лицензировании, анализирует полисные условия, тарифные ставки. В круг контрольных функций BAV входит также анализ управленческих структур и их коммуникаций в аппарате страхо­вых компаний. BAV одобряет предложенный персональный со­став высшего звена аппарата управления страховой компании, а также кандидатуры внутренний аудиторов. Оказывает помощь держателям акций страховых компаний, которые имеют жалобы на решение процедурных вопросов уставной деятельности ак­ционерных страховщиков. BAV издает распоряжения и инструк­ции, касающиеся ведения бухгалтерского учета в страховых компаниях, определения методов оценки результатов инвести­ционной деятельности страховщиков и подсчета технических ре­зервов, назначает своего полномочного представителя в страхо­вую компанию для решения вопросов по существу.

Оперирующие в Германии страховщики обязаны поддержи­вать установленный в законодательном порядке уровень плате­жеспособности, принятый в отношении страховых компаний в странах-членах ЕС. Для иностранных страховщиков, оперирую­щих в Германии, из стран-нечленов ЕС, действуют дополни­тельные требования. Они должны подтвердить наличие фикси­рованного депозита в денежной форме, гарантирующей выпол­нение взятых страховщиком финансовых обязательств перед страхователями. Имеются требования об инвестиционной дея­тельности этих иностранных страховщиков, которая должна быть ориентирована исключительно на экономику Германии.

Обязательное страхование в Германии носит относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство Германии устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхова­ние гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия. Обязательное страхование про­фессиональной (гражданской) ответственности авиационных пе­ревозчиков и диспетчеров по управлению движением граждан­ских воздушных судов, бухгалтеров, охотников, операторов атом­ных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. Кроме того, в некоторых феде­ральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

Объем годовой финансовой отчетности и принципы бухгал­терского учета хозяйственных операций, совершаемых страхо­выми компаниями, устанавливается BAV. Особые требования к объему годовой финансовой отчетности компаний установлены при совершении операций по определенным видам (классам) страхования, например, по страхованию жизни.

Консолидированный годовой финансовый отчет должен включать результаты операций и бухгалтерские балансы всех до­черних компаний, агентств и представительств данного стра­ховщика по всем странам, где он осуществляет страховые и пе­рестраховочные операции.

В соответствии с требованиями BAV годовой бухгалтерский баланс страховой компании, расшифровка по счету " прибыли и убытки", сопроводительная записка к годовому бухгалтерскому балансу генерального директора страховой компании должны быть подвергнуты проверке со стороны внешнего аудитора. Эти функции может выполнять присяжный бухгалтер, имеющий ли­цензию установленного образца на совершение операций бух­галтерского учета. Кандидатура присяжного бухгалтера должна быть одобрена советом директоров страховой компании. BAV может опротестовать одобренную советом директоров страховой компании кандидатуру внешнего аудитора и потребовать от ру­ководства страховой компании рассмотреть другую кандидатуру, отвечающую требованиям BAV. Процедуры внешнего аудита страховой компании в целом соответствуют международным нормам и стандартам аудита. Вместе с тем BAV издает дополни­тельные указания и разъяснения применительно к нормам и стан­дартам аудита результатов страховой деятельности в Германии.

Результаты внешнего аудита оформляются аудиторским за­ключением. Особое внимание в нем уделяется оценке финансовой устойчивости страховщика, уровня платежеспособности, величине и направлениям размещения страховых резервов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.