Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь психофизиологии профессиональной деятельности с другими науками






Трудовая (в том числе и профессиональная) деятельность в психофизиологическом контексте рассматривается как категория социальная и биологическая. Труд – это естественная потребность здоро­вого организма, способ развития и форма проявления духовных и физических сил человека. Однако человек отличается от животного тем, что он существо социальное. Это и опреде­ляет особенности его физиологии и психологии в трудовом процессе и вне его.

Основным содержанием труда в современных профессиях является управление потоками информации, техническими средствами, контроль за сложными системами.

Примерно 80% всех современных видов трудовой деятельности предполагают небольшие и умеренные физические напряжения, энергозатраты при которых не превышают 8, 4 – 12, 5 кДж/мин.

Непрерывно возрастает доля умственного труда в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на различных станках умственная деятельность, связанная с концентрацией внимания, колеблется от 15%, до 52%, при управлении автотранспортом в черте города – более 60%, при печатанье на пишущей машинке – не менее 73% и т.д.

Характерной особенностью многих видов профессий становится нервно-эмоциональное напряжение, возникающее при выполнении ответственных операций, связанных с принятием решений. Если такие операции постоянно повторяются в процессе деятельности, то нервно-эмоциональное напряжение постоянно возрастает, так как не находит выхода в мышечной работе, эволюционно с ним связанной. Ограничение мышечной функции делает более значительным ее вегетативный компонент, что приводит к нарушению общего равновесия в организме и проявляется в негативном изменении функционального состояния человека – работоспособности (А.Б. Леонова, Е.Г. Мильнер и др.).

Современная наука призвана наиболее полно использовать положительное влияние труда на здоровье человека, развитие его духовных и физических сил, повышение его работоспособности. Проблема повышения работоспособности комплексная. Успешное решение ее зависит от результатов совместных исследований специалистов различных отраслей знания: психологов, фи­зиологов, экономистов, социологов, инженеров, гигиенистов и даже художников и музыкантов. Особое место в этих исследованиях отводится специальным физиологическим и психологическим исследованиям. Без учета данных этих исследований невозможна действительно научная организация труда, про­изводства и управления, невозможен правильный подход к решению вопросов профессионального отбора, обучения и комплектования кадров, а также к разработке научно обосно­ванных рекомендаций для оздоровления условий труда.

Все эти предпосылки способствовали интеграции естественных наук и психологии, в результате чего сформиро­вался ряд специальных научных дисциплин и направле­ний объектом исследования, которых явля­ется человек труда. Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками.

Основной задачей психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда, эргономики и других перечисленных выше наук является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих вли­яние на ее эффективность, обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и пси­хофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изме­нением характера труда, насыщением его интеллектуаль­ным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся:

· психофизиологический анализ деятельности человека;

· оптимизация психофи­зиологических состояний работников;

· решение задач профессиональ­ного отбора и профпригодности;

· определение и форми­рование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкрет­ной деятельности;

· оптимизация неблагоприятных пси­хических состояний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.