Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия «профессия», «специальность», «должность»: сущность, признаки и элементы






В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и др.

Профессия является исходным концептуальным понятием исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Современные психофизиологические исследования призваны с помощью специального инструментария раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих трудовой процесс.

Трактовок понятия «профессия», как уже было отмечено, в научной литературе много. Несколько определений представлено в работах Е.А. Климова и его последователей. Наиболее общим является следующее определение: «профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и разви­тия». Уточняя это объемное определение, Е.А. Климов характеризует профессию как общность, деятель­ность, область проявления личности и как исторически развившуюся систему. Далее он раскрывает социальную сущность профессии как системы профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлет­ворение потребностей общества в достижении нуж­ного общественно значимого результата, продукта.

Существует и узкое определение профессии с позиции конкретного человека: профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию (В.Г. Макушин).

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. professio) – это исторически возникшие формы трудовой деятель­ности, для выполнения которых человек должен обла­дать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональ­но важные качества.

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (ргоfession) и «занятие» (оссuраtiоn). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высо­костатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специаль­ностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят по­нятия «профессия» и «специальность».

Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отли­чительными признаками являются: профессиональная компетентность, социально-професси­ональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профес­сия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специаль­ности –терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; про­фессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.

Специальность – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках конкретной профессии. Кроме того, специальность – один из видов про­фессиональной деятельности внутри профессии, на­правленный на достижение более частных или проме­жуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Особняком стоит понятие «должность». Должность – служебное место (положение) в учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник и др.), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальности в определенной сфере деятельности.

 

Сущность и задачи психофизиологических основ построения профессии

Следует отметить, что мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

Названия профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века (Э.Ф. Зеер). Можно констатировать, что названия профессий и специальностей отражают устаревший уровень технологий и средств труда. Но, с другой стороны, без официальной номенклатуры профессий нельзя осуществлять кадровую политику.

Вместе с тем существует необходимость во введении названий новых профес­сий и определении их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п. Номенклатура новых профессийскладывается стихий­но, они с большим опозданием попадают в официаль­ные справочники. Профессия «менеджер» стала весь­ма распространенной и популярной, но в официальной номенклату­ре она отсутствует. Можно привести много примеров отставания офици­альных служб труда от потребностей профессиональ­ных сообществ.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий – важная задача для исследований в области психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда и профессиографии. Общим у всех этих исследований является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.