Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! КОММЕНТАРИЙ. 3 заговор филистимлян; какой именно заговор филистимлян имеет в виду Гвидо, непонятно
3 заговор филистимлян; какой именно заговор филистимлян имеет в виду Гвидо, непонятно. Ветхий Завет переполнен историями войн израильтян с филистимлянами, развивавшимися с переменным успехом. 7 был приговорен [ императором ] к смерти; читайте подробнее историю с излишне самоуверенным стекольщиком у Петрония (LI), a также ее вариант у Плиния в «Натуральной истории» (XXVI, 26). 15 готовится мне венец правды; 2 Гим 4: 7—8. 24 растолковать этот труд; имеется в виду издание антифонария, подготовленное Гвидо. 43 Чтобы рабы — канонизированная версия гимна Ut queant Iaxis (по Antiphonale Monasticum): 46 незаписанную; т. е. ненотированную. 50 Затем под каждый из звуков я подставил кратчайшие мелодии; т. е. распространил слоги ut, re, mi, fa, sol, la на весь певческий звукоряд, на всю «гексахордовую систему». 55 ни в чем от предыдущих не отличаясь; они отличаются по написанию: «низкая» октава нотируется прописными буквами, «высокая» — строчными. 67 Делением струны на девять частей (1), на четыре (2), на три (3) и на две (4) части. 69 Чтобы приблизить перевод к читателю, мы сознательно идем на компромисс в переводе обозначений интервалов (которые в контексте трактата обозначаются термином modus — модус). Правильнее было бы переводить дитон (вместо большая терция), полудитон (вместо малая терция), диатессарон (вместо кварта), диапента (вместо квинта) и диап а сон (вместо октава). Первая, более древняя серия терминов фиксирует только количество интервала (сколько тонов и полутонов), вторая — их ступенную величину (какая по счету ступень, считая от «коренного» тона). Подробнее см. в нашей диссертации «Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения». 75 воксы; мы пользуемся термином вокс, предложенным Риммой Поспеловой для обозначения ступеней гексахордового звукоряда. Другой возможный терминологический перевод слова vox — «звукоступень». 75 Связанные только этими шестью способами воксы и звучат согласно, и переходят друг в друга; речь идет, конечно, о горизонтальных (мелодических) консонансах. Вертикальные интервалы в «Послании» не обсуждаются и не классифицируются. 78 воксы являются настолько подобными... насколько подобно они повышаются или понижаются ходами через целые тоны и полутоны; Гвидо говорит о тождестве и различии модальных функций (в диатоническом звукоряде). 95 две формулы приходятся на один лад; Гвидо различает четыре лада: прот (protus), девтер (deuterus), трит (tritus) и тетрард (tetrardus). Прот соответствует первому и второму ладам (автентическому дорийскому и плагальному дорийскому), девтер — третьему и четвертому (фригийскому), трит — пятому и шестому (лидийскому), тетрард — седьмому и восьмому (миксолидийскому) ладам. Поскольку амбитус, а также типовые интонации для автентических и плагальных ладов разные, необходимы две формулы на каждый лад. Таким образом, четыре пары или восемь формул охватывают все восемь григорианских ладов. 106 после а-#-с в нисхождении два целых тона; в изд. Герберта — «три целых тона» (исправлено). 124 Эта симфония сохраняется только в двух интервалах; если прибавить еще одну ступень в восхождении, функциональное тождество («симфоническое» звучание) мелодических ходов будет нарушено: CDEF (ттп), но Fga# (ттт). 128 Речь вновь идет о модальных функциях: первый, четвертый и седьмой воксы тождественны по функции, т. к. имеют вверху и внизу целый тон; второй и пятый имеют вверху полутон, а внизу тон; третий и шестой имеют вверху тон, а внизу полутон. 128 шестой с первым или с четвертым; в изд. Герберта ошибочно стоит «шестой с первым или третьим» (исправлено по смыслу; см. предыдущий коммент.). 129 больше чем на четыре шага; т. е. не больше чем на квинту вверх или вниз. Ср. следующее предложение. 132 В плагальных же ладах мы восходим и нисходим от финалиса на квинту; в модальной теории принято считать, что амбитус плагальных ладов обнимает кварту ниже и квинту выше финалиса. 133 В этом предложении в изд. Герберта ошибка: вместо secundum praedictas sex consonantias стоит secundam praedictas sex consonantias. В переводе исправлено. 135 К концу трактата Гвидо становится все более афористичным, перескакивая с одной темы на другую. В этом предложении без явной связи с только что сказанным он проводит параллель отделов музыкальной и поэтической (текстовой) формы. Vox=syllaba, pars=distinctio или pars=versus. Оппозиция distinctio—versus может быть трактована как строка—строфа, а может и как полустишие—стих, в зависимости от контекста (которого здесь нет). 137 о формулах ладов и невм; т. е. учение о категориях лада и мелодии. 140 не так, как это делает Боэций; в системе буквенной нотации Боэция каждой высоте Совершенной системы соответствует лат. буква, по порядку от А до LL (сначала одиночные, затем двойные лат. буквы). Родоначальником октавной алфавитной нотации (ряд лат. букв от А до G) был автор трактатов «Диалог о музыке» («Учебник», по Гвидо) и (без заглавия, с инципитом) Musicae artis disciplina аретинский монах Одо (не путать с Одо Клюнийским!), эту нотацию и развивал Гвидо Аретинский. Как и Боэций, Гвидо обозначает высоты сначала одиночными, а потом двойными буквами, но при этом осознает октавное тождество ступеней диатонического звукоряда. В отличие от Одо, использовавшего только прописные буквы, в алфавитной нотации Гвидо первая (нижняя) октава обозначается прописными буками, а вторая и третья (неполная) — строчными. Иоанн де Грокейо ТРАКТАТ О МУЗЫКЕ Перевод С. Лебедева 1 Некоторые [ученые], рассматривающие форму и материю, описывают музыку как [науку] о числе, отнесенном к звукам. 2 Другие же, рассматривая ее действенное проявление (operatio), говорят, что музыка — это искусство (artem), предназначенное для пения. 3 Мы же намерены обозначить музыку двояко: с одной стороны, как инструмент, а с другой — как некое искусство. 4 Ибо как естественное тепло [тела] есть первый инструмент, в котором душа себя осуществляет, так и искусство есть главный инструмент, или правило, в котором практический интеллект развертывается и проявляется. 5 Итак, скажем, что музыка — это искусство или наука об исчисленном гармоническом (harmonice sumpto) звуке; она предназначена для облегчения пения.6 Я говорю «наука», поскольку музыка передает познание начал; говорю же «искусство», поскольку им в своей деятельности управляет практический интеллект. 7 [Говорю] «о гармоническом звуке», потому что это — свойственная материя (materia propria), с которой [музыка] имеет дело. 8 Через «число» же познается его форма.9 А в «пении», для которого музыка «предназначена», она себя действенно проявляет. 10 О том, что есть музыка, пусть будет сказано так. 11 Некоторые делят музыку на три рода, как, например, Боэций, И[оанн] де Гарландия в своих трактатах и их последователи. 12 Первый род они называют мировой музыкой, второй — человеческой, третий же — инструментальной.13 Мировой музыкой они обозначают гармонию, обусловленную движением небесных тел, человеческой же — соразмерность конституции (temperamentum complexionis) человеческого тела, проистекающую из оптимального смешения в нем элементов. 14А инструментальной они называют такую музыку, которая звучит в инструментах естественных или искусственных. 15 Те, которые так делят или, [лучше сказать], выдумывают такое деление, либо предпочитают скорее подчиниться мнению пифагорейцев и других [ученых], чем истине, либо им неведомы законы природы и логики. 16 Прежде всего, они утверждают, что музыка существует во всем, [так как] это наука об исчисленном звуке, 17Тем не менее небесные тела не издают в своем движении ни звука (хотя древние думали именно так) и, согласно Аристотелю, не прокладывают орбит.18 (А его [научным] представлениям и предположениям в книге о теории планет следует доверять.) 19 Человеческому организму также не свойственно издавать звук. 20 Да и кто слышал, чтобы организм звучал? 21 Третий род, который назван инструментальной музыкой, они подразделяют на три [других рода], а именно: на диатонический, хроматический и энармонический. В соответствии с этим [подразделением] они выводят три конкорданса монохорда.22 Диатоническим они называют такой [тетрахорд], который состоит из тона, еще одного тона и полутона. Песни (cantilenae) в большинстве своем случаются [именно] в таком роде. Хроматическим [тетрахордом] они называют такой, который состоит из диесы, еще одной диесы и составного триполутона, 23 и утверждают, что таким кантусом пользуются планеты. 24А энармоническим они называют [тетрахорд], который образуется из диесы, еще одной диесы и дитона. 25 Они называют его «нежнейшим», потому что им пользуются ангелы. 26 Мы не понимаем такого деления, в котором исследуется только инструментальная [музыка], а другие ее виды опускаются.27 Не стоит музыканту рассматривать и пение ангелов, если только он не богослов или не пророк. 28Никто не в состоянии теоретически рассуждать (experientiam habere) о таком пении иначе как по божественному вдохновению. 29 И когда эти писатели говорят о пении планет, кажется, что они не ведают, что такое звук (о котором было сказано в соответствующем месте). 30 Другие делят всю музыку на плавную, или немензуральную, и размеренную, [или мензуральную]. Под плавной, или немензуральной, они понимают церковную [музыку], которая согласно Григорию [Великому] определяется несколькими тонами, [или ладами].31 Под мензуральной они понимают такую [музыку], которая возникает из различных [по высоте] звуков, размеренных и звучащих одновременно, как, например, в кондуктах и мотетах.32 Если под немензуральной музыкой эти [писатели] понимают [музыку] никак не размеренную, то есть исполняемую совершенно произвольно, то они ошибаются, поскольку любое действенное проявление (operatio) музыки или какого угодно другого искусства должно быть «размерено» правилами этого искусства.33 Если же под немензуральной они понимают музыку не строго размеренную, то такое деление мы поддерживаем (как будет видно из дальнейшего). 34 О том, как некоторые делят музыку, пусть будет сказано так. 35 Нелегко правильно разделить музыку, потому что в правильном делении отделы [системы] деления должны исчерпывать все существо делимого целого.36 Частей же музыки много: их различие определяется различиями в [музыкальном] обиходе (usus), различиями говоров и языков в различных городах и областях.37 Впрочем, если мы разделим музыку в соответствии с тем, как ею пользуются парижане (то есть в зависимости от надобности музыки в обиходе гражданской общины), и как следует изучим ее виды, то намерение наше вполне осуществится, поскольку в наши дни [именно] в Париже ведется тщательное исследование начал всех свободных искусств и каждое из них (а также почти каждое из механических искусств) находит свое применение (usus).
|