Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие права публичной (государственной и муниципальной) собственности






 

До недавнего времени (до 1991 года) понятие права государственной и муниципальной собственности являлось определяющим и в законодательстве и в доктрине. Такое положение вещей было обусловлено историческими условиями функционирования российского (советского) государства и существовавшей идеологией.

В настоящее время ситуация изменилась в связи с принятием Конституции РФ 1993 года и ГК РФ 1994 года. В соответствии с п.2 ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.

В литературе неоднократно справедливо обращается внимание на некорректные формулировки п.2 ст. 8 Конституции РФ и ст. 212 ГК РФ в части выделения «форм собственности». Так, ряд авторов (В.А. Дозорцев, Е.А. Суханов) указывают на то, что в условиях командно-административной системы не проводилось особого различия между собственностью и правом собственности. Виды и формы собственности (права собственности) различались не только по субъектам, но и по кругу объектов и по содержанию. Такая система пришла в противоречие с потребностями новых отношений рыночной экономики. Основная задача гражданско-правовой регламентации права собственности заключается в том, чтобы поставить участников рыночных отношений в одинаковое, равное положение. Для этого важно создание единого института права собственности, отказ от деления права собственности на виды или формы, каждый из которых имеет разное содержание. Поэтому ст. 8 Конституции РФ оперирует с экономической и политической, но не с правовой категорией, она обозначает лишь субъекта права собственности, а не содержательные категории. В свою очередь, ст. 212 ГК РФ тоже называет формы собственности, но не права собственности, и она прямо указывает на то, что речь идет о субъектах права собственности. Само право собственности теперь едино и не делится на формы, которым присуще особое содержание. Для права собственности государства не устанавливаются особые правомочия или особые условия защиты, как это было ранее. Одинаковое для всех субъектов содержание права собственности – это принципиальнейшее положение, определяющее новую систему права собственности.

По указанным причинам, право частной и право публичной собственности следует рассматривать не в качестве «разновидностей права собственности» (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности.

Таким образом, на современном этапе развития гражданского законодательства при определении понятия права публичной (государственной и муниципальной) собственности нецелесообразно характеризовать его с помощью категории «форма собственности», а более предпочтительно использовать иные правовые понятия. С этой точки зрения, исследуемое понятие (право собственности в субъективном смысле) может быть раскрыто с помощью выявления характерных особенностей права публичной собственности, к числу которых относятся следующие:

1) особенности, связанные с субъектом права: поскольку субъектом права выступают публично-правовые образования, то их правовой статус, включающий в себя публично-правовую и частно-правовую составляющие, оказывает непосредственное влияние на принадлежащие им субъективные права. Чаще всего, в литературе обращается внимание на то, что публичные образования сами устанавливают для себя правила и нормы поведения как собственника имущества, чем принципиально отличаются от других субъектов права.

2) особенности, связанные с объектами права (в собственности публично-правовых образований может находиться имущество, изъятое из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособное);

3) публичный характер (в отличие от граждан и юридических лиц, публичные образования преследуют исключительно публичные интересы, поэтому осуществление принадлежащего им права собственности также происходит в публичных интересах).

4) особые способы приобретения и прекращения права собственности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.