Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшей нервной деятельности человека






В первой сигнальной системе все формы поведения базируются на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители. Человек воспринимает внешний мир на основе деятельности первой сиг-

нальной системы. Следовательно, общими для животных и человеска являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную си­стему.

У человека в процессе его развития появилась «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Это вторая сигнальная система действительности, специфическим раздражителем кото­рой является слово с заложенным в него смыслом, слово, кото­рое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под и горой сигнальной системой действительности И.П. Павлов по­нимал нервные процессы, возникающие в полушариях большо­го мозга в результате восприятия сигналов окружающего мира в виде речевых обозначений предметов и явлений природы и об­щества. Слово воспринимается человеком как услышанное (слу­ховой анализатор), как написанное (зрительный анализатор) или как произнесенное (двигательный анализатор). Во всех случаях данные раздражители объединяются смыслом слова. Слова при­обретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре полушарий большого мозга между центрами возбуждения, возникающими под действием конкретных объектов окружа­ющего мира, и центрами возбуждения, возникающими при про­изнесении слов, обозначающих конкретные предметы или дей­ствия. В результате образования таких связей слова могут заме­нить конкретный раздражитель окружающей среды и сделаться его символом.

Возникновение второй сигнальной системы внесло новый принцип в деятельность мозга человека. Слово, как сигнал сиг­налов, дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, что находит свое выражение в характер­ных для человека явлениях — мышлении и понятиях.

Способность мыслить путем абстрактных (отвлеченных) обра­зов, понятий, выражаемых произнесенными или написанными словами, сделало возможным возникновение абстрактно-обоб­щенного мышления.

Итак, вторая сигнальная система человека является основой сугубо человеческого словесно-логического мышления, основой формирования знаний об окружающем мире посредством словес­ных абстракций и основой человеческого сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.