Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель В. Хендерсон






Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физио­логические, а затем — на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благода­ря сестринскому уходу. Главное в этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повсе­дневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудно­стей при удовлетворении этих потребностей, в то же вре­мя, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно,

В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход дол­жен быть направлен на скорейшее восстановление незави­симости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

125


 


 


3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать, отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать
одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных преде­
лах, подбирая соответствующую одежду и изменяя
окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасно­
сти для других людей.

 

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая
свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей

верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую
нормально развиваться.

Характеристика модели В. Хендерсон

 

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность сестринского вмешательства
В.Хен­дерсон Пациент имеет фун­даментальные чело­веческие потребно­сти, являющиеся одинаковыми для всех людей. Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности челове­ка в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности, в чувстве необходи­мости и взаимозави­симости в условиях общественных отно­шений. Проблемы возни­кают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (бо­лезнь, младенче­ский или старче­ский возраст) не в состоянии осущест­вить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного уми­рания. При обследова­нии пациента медицинская сестра обсужда­ет с ним условия оказания сест­ринской помо­щи.

 

Цельухода Сестринское Оценка качест- Роль
  вмешательство ва и результатов медицинской
    ухода сестры
Медицинская Автор данной Оценить резуль- Роль сестры в
сестра должна модели считает, тат и качество модели представ-
ставить только что сестринский ухода за пациен- лена двояко:
долгосрочные уход должен том можно толь- - это самостоя-
цели в восста- быть связан с ко тогда, когда тельный и неза-
новлении неза- лекарственной удовлетворены висимый специа-
висимости па- терапией и с все повседневные лист в системе
циента в удов- процедурами, потребности, здравоохранения.
летворении им назначаемыми в отношении выполняющий те
14 повседнев- врачами. которых было функции, кото-
ных потребно- Для осуществле- предпринято рые не может
стей. ния сестринских сестринское выполнить паци-
Краткосрочные вмешательств. вмешательство. ент, чтобы чувст-
и промежуточ- может потребо-   вовать себя неза-
ные цели только ваться участие   висимым;
при экстренных семьи пациента.   - это помошник
состояниях     врача, выпол-
(шок, лихорад-     няющий его на-
ка, кома ит.д.).     значения.

Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе

Модель В. Хендерсон предусматривает непременное уча­стие пациента во всех этапах сестринского процесса.

На первом этапе сестринского процесса медицинская се­стра совместно с пациентом устанавливают, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в пер­вую очередь. Принимать решения за пациента медицин­ская сестра может только в том случае, если пациент не в состоянии этого сделать.

Планирование ухода

Автор данной модели считает, что пациент должен пол­ностью и самостоятельно удовлетворять свои повседнев­ные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода за­ключается в том, чтобы добиться у пациента максималь­ной независимости.

Поставленная цель должна быть реалистичной и изме­римой, чтобы можно было оценить успешность или неус­пешность сестринского вмешательства.

127


семьи, выявляет сильные стороны семьи и существующие проблемы, связанные со здоровьем пациента. Определяет приоритеты и отношение членов семьи пациента к опре­деленным сферам деятельности, ее духовные ценности и убеждения.

Планирование сестринского ухода

Медицинская сестра выясняет, что думает, чувствует, в чем нуждается пациент и его семья в связи с предстоя­щим длительным периодом его лечения. Она должна опре­делить время проведения тех или иных мероприятий пла­на, руководствуясь при этом результатами непрерывной оценки готовности к ним со стороны пациента и его семьи. Пациент должен осознать и использовать потенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разрабо­тать план действий. Планы должны быть нацелены на решение всех задач, выявленных медицинской сестрой в процессе работы с семьей;

Сестринское вмешательство

Медицинская сестра должна определять, какие подхо­ды к преодолению проблем предпочтительны для пациен­та и его семьи, и оценить их эффективность. Она должна постоянно работать над планами действий, исходя из си­туации в семье.

Оценка эффективности сестринского ухода. Медицинская сестра фиксирует оценки пациента и его семьи в отношении плана мероприятий и вносит в него необходимые изменения, основываясь на мнении семьи о возможности достижения ожидаемых результатов. Она обобщает работу, проделанную членами семьи.

Например: пациент поступил в терапевтическое отделе­ние с диагнозом гипертонический криз в сопровождении жены и двух сыновей. При обследовании медицинская сес­тра отмечает у пациента избыточную массу тела, он обес­покоен своим состоянием.

При первичной оценке состояния пациента медицин­ская сестра собирает сведения о пациенте и его семье: ка­кие проблемы со здоровьем и заболевания были в семье

130


раньше; как семья решала эти проблемы; какими сред­ствами при этом пользовалась; какой был вклад каждого члена семьи в решение этих проблем. Кроме этого паци­ент дает описание своей повседневной жизни, т. е. работа, питание, физические упражнения, семья.

Планирование сестринского ухода

Медицинская сестра вместе с пациентом определяют су­ществующую у него проблему — ту, что явилась причи­ной его госпитализации, а также приоритеты и отношение членов семьи к определенным сферам деятельности. Дан­ная проблема долговременная, и предстоит длительный период, в течение которого придется направить все уси­лия на преодоление причин, вызвавших проблему. Паци­ент и его семья должны это понять и осознать. Пациент должен использовать потенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий.

Сестринское вмешательство предусматривает следующее:

—образ жизни пациента (как заболевание может отра­
зиться на профессиональной деятельности);

—стресс (если сменить место работы не представляется
возможным);

—диета и контроль за массой тела;

—физические упражнения;

—вредные привычки — курение.

При знакомстве с несколькими моделями из множества существующих, видно, что единой модели на сегодняшний день нет.

Практикующие сестры во многих странах одновремен­но используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Осмысление уже разработанных моделей помогает вы­брать те, которые пригодны для конкретного пациента.

Модель сестринского ухода помогает акцентировать вни­мание медицинской сестры при обследовании пациента, постановке диагноза и планировании сестринского вмеша­тельства.

/3/







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.