Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение модели К. Рой в сестринском процессе






Оценка состояния пациента

Медицинская сестра должна определить, дает ли пове­дение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть,


медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуацион­ными или остаточными раздражителями.

Медицинская сестра, использующая эту модель, опре­деляет пределы уровня адаптации для каждого человека; то, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого не создает никаких проблем благода­ря его уровню адаптации.

Планирование сестринского ухода

Медицинская сестра, выявив раздражители, вызываю­щие у пациента неадекватные реакции, совместно с паци­ентом определяет:

— краткосрочную цель ухода, она позволяет расши­
рить уровень адаптации или устранить раздражитель;

— долгосрочную цель ухода, которая поможет пациен­
ту адаптироваться к постоянно изменяющейся окру­
жающей среде.

Сестринское вмешательство по модели К. Рой предпо­лагает, что каждый человек стремится к состоянию пси­хологического и физиологического равновесия. Сестрин­ское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители.

Оценка эффективности сестринского ухода

Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах.

Например: пациентка после операции, удалена молоч­ная железа. Она подавлена и не желает никого видеть из посетителей, кроме близких родственников.

При оценке состояния пациентки медицинская сестра предположила проблему адаптации в системе «Я-концеп-ция». Отсутствие груди действует как очаговый раздра­житель и существенно меняет ее собственное представле­ние о себе вследствие сложившихся у нее убеждений и ценностей. Поэтому пациентка не может по-прежнему под­держивать отношения с окружающими.

120


Медицинская сестра совместно с пациенткой определя­ют краткосрочную цель ухода, позволяющую решить уро­вень адаптации. В данном случае, для пациентки ощуще­ние себя в состоянии провести какое-то время в обществе

друзей.

Сестринское вмешательство должно изменить очаговый раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уров­ня адаптации.

Медицинская сестра не сможет устранить очаговый раз­дражитель — отсутствие молочной железы у пациентки, но она сможет расширить уровень ее адаптации, познако­мив с литературой, описывающей ситуацию, в которой на­ходится пациентка, или познакомить с другими пациент­ками, которые уже адаптировались в подобной ситуации.

Модель Д. Орэм

Модель, предложенная Д. Орэм в 1971 году, рассмат-швает человека как единое целое. Она основана на прин-гипах самоухода. В модели уделяется большое значение гачной ответственности человека за состояние собствен-

юго здоровья.

Сестринскому вмешательству уделяется большое значе­ние в профилактике заболеваний травм и обучению паци­ента и его родственников.

В модели выделены три группы потребностей в само­уходе:

1. Универсальные:

■ достаточное потребление воздуха;

■ достаточное потребление жидкости;

■ достаточное потребление пищи;

■ достаточная возможность выделения и потребности,
связанные с этим процессом;

■ сохранение баланса между активностью и отдыхом;

■ предупреждение опасности для жизни, нормальной
жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

■ стимулирование желания соответствовать определен­
ной социальной группе в соответствии с индивиду­
альными способностями и ограничениями;

121


■ время одиночества сбалансировано со временем в об­
ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребно­стей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности.

2. Потребности, связанные со стадией развития.

Эти потребности удовлетворяются всеми взрослыми
людьми (пациентом, его родственниками), поддаю­
щимися обучению и воспитанию.

3. Потребности, связанные с нарушением здоровья.
В этой группе выделено три вида нарушений:

■ анатомические изменения (отеки, ожоги, раны и т.д.);

■ функциональные физиологические изменения (одыш­
ка, тугоподвижность сустава);

■ изменение поведения или повседневных жизненных
привычек (чувство безразличия, бессонница, внезап­
ные изменения настроения).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.