Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новелла






Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Новелла сопоставима по объему с рассказом, но отличается от него острым, центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета - центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа - жанра новой литературы на рубеже 18-19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, - новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в другую, прямо ей противоположную, распространен во многих фольклорных жанрах (сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк).

Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец " Декамерон" Боккаччо), а затем в Англии, Франции, Испании. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма.



Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. Фон Клейст, Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. В конце 19 - начале 20 вв. к жанру новеллы, изображающей изломы судьбы, ее таинственную игру с человеком, обращаются Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, А.П. Чехов, И.А. Бунин и многие другие. Зарубежная новеллистика этого времени отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, экспериментальной усложненностью формы (Борхес, Кортасар и т.п.). В советской литературе жанр новеллы, продуктивный в 20-х гг. (Бабель, Иванов, Зощенко, Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюционной действительности, впоследствии вытесняется жанром рассказа.

СОЗДАЕМ ГЕРОЯ (типаж, архетипы)

Женщины

* Роковая соблазнительница. Персонаж — умная, красивая, циничная женщина, которая любит манипулировать людьми. Дружбу заводит из корыстных целей. Пользуется своими данными, как оружием в достижении поставленных целей. Не остановится перед «постелью» с незнакомцем, если это ей сулит выгоду. Находит себе мужа только из богатых и влиятельных мужчин. Практически не способна любить. Пример такой — Ирэн Адлер (Артура Конан Дойл) в серии «Шерлок Холмс», Амалия (Борис Акунин) — в произведении " Азазель".

* Наивная. Персонаж книги — наивная, чистая душа. Как правило девственница. Она не активна. постоянно нуждается в помощи сильного пола, ждет своего героя постоянно. Ее легко ранить. Слезы — ее оружие, хотя и бессознательно. Может любить беззаветно, со всеми дружит, всех любит. Пример: Эми (Луиза Мэй Олкотт) в романе «Маленькие женщины».

* Заучка. Женщина очень начитанная и умная. Очень серьезная, сильный характер. Общается мало, часто уходит в свой мир. На нее всегда можно положится. Пленница устоев. Никогда первой не признается в любви и часто — недоступна. Чувства не показывает, все переживает внутри. Как правило с возрастом становится неврастеником или счастливой матерью. Пример: Джейн Эйр (Шарлотта Бронте), в одноименном романе.

* Жилетка — утешительница. Персонаж всегда поддержит, выслушает, утешит. Ей можно «поплакаться в жилетку» без страха, что об этом узнают другие. У нее всегда есть верные советы на все вопросы. Постоянно требует окружения, не любит быть одной. Очень стойкий характер и зачастую от этого страдает. Ради другого готова отдать последнее. Не меркантильна. Ищет свою любовь. Находит. Как правило безответную, но добивается взаимности. Пример: Эовин (Дж.Толкин), в «Властелин колец».

* Сорвиголова. Дама крайне недисциплинированная, безбашенная, можно сказать, импульсивная. Очень доверчива, но сама любит приврать. Никого не слушает, ненавидит устои. Как правило авторы награждают такую рыжим цветом волос. Но не факт. Пример: Марьяна (Алина Кускова) в романе «Рыжая бестия»

* Руководитель. Она всегда требовательна и ненавидит, когда ее обходят вниманием. Высокомерная, упорная, трудоголик. Знает себе цену и считает, что мужчины ниже женщин в социальной иерархии. Пример: Лера (Анна Берсенева) в «Слабости сильной женщины».

* Герой-воитель. Она отважная, с сильным характером. Физически — тоже не на последнем месте. Смелая, упрямая. Как правило нет постоянного угла и семьи. ее все любят и боятся. Всегда поможет. Все игнорирует, ради своих целей. Пример: Жанна д’Арк (Марк Твен). в одноименной книге.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.