Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки начинающих авторов






Статья Нелли Мартовой

В конце прошедшего года мне довелось судить конкурс " Современная нереалистическая проза". Я прочитала около сотни рассказов начинающих авторов, и попыталась выделить в итоговом обзоре часто встречающиеся ошибки и самые " эксплуатируемые" темы. Кстати, судить такие конкурсы очень полезно, становится острее глаз, набивается рука.
Об идеях
К сожалению, ярких и необычных фантастических идей на конкурсе встретилось совсем немного.
Больше всего начинающие авторы нереалистической прозы интересуются темами:
- жизнь после смерти: уж каких только потусторонних миров не встретилось в рассказах, от гостиницы до кинозала;
- ангелы и архангелы, которые по традиции отказываются выполнять свою жестокую роль проводников смерти, рискуя заполучить на свою голову какое-нибудь страшное наказание;
- раскопки на местах сражений ВОВ, непременно с благодарностью от солдат с того света, почему-то большей частью немецких. Не иначе, как лавры фильма " Мы из будущего" не дают покоя авторам;
- чтение чужих мыслей: наверное, это тайное желание многих авторов, особенно им хочется читать мысли преподавателей во время экзаменов;
- вампиры и оборотни во всей красе;
- неземная любовь, про которую и словами-то сказать ничего нельзя, кроме как " ах, люблю", при этом образ романтического героя витает исключительно в воображении автора, а поделиться им с читателями автор стесняется. Как вариант - герой, который временно материализуется из ниоткуда и, подарив даме пару прекрасных моментов, испаряется в никуда. Оно и правильно, а то потом придется носки по углам собирать да зубную пасту оттирать с зеркала;
Хочу заметить, что тема может быть совершенно избитой, но при вдумчивой и талантливой реализации, когда перед глазами сама рисуется картинка, и хочется сопереживать главному герою, все равно получается очень интересный рассказ.
Типичные ошибки
Критиковать, как известно, гораздо легче, чем делать что-то самому. Но раз уж мне представилась такая возможность, попробую обобщить самые частые ошибки и недоработки, что встретились мне на конкурсе.
Пожалуй, самый частый и заметный недостаток многих рассказов - это отсутствие конфликта главного героя и четкой структуры произведения: экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Многие авторы оправдываются: мол, а мы не хотели никакой кульминации, нам и так нравится, и никакого конфликта у нас задумано не было. И забывают одно " но" - такие рассказы, в лучшем случае, читать неинтересно. Ладно, когда есть просто красивая описательная картинка. Тогда это можно называть эссе, зарисовкой, мыслями вслух. Обидно бывает, когда придуман интересный герой, целостный мир с фантастическим допущением, и ждешь-ждешь, что с героем вот-вот случиться что-нибудь интересное, но не успеешь впиться глазами в текст, как вдруг бац - конец рассказа. И остается одно только разочарование.
Представьте себе рассказ: " Вот Винни-Пух. Это симпатичный медвежонок, в голове у него опилки, он очень любит мед и сочиняет песенки-пыхтелки. А еще у него есть друзья Пятачок и Кролик. Однажды Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Кролику и там чудесно пообедали. " Далее следует тонкое романтическое описание процесса поедания сгущенки и меда". А потом Винни-Пух отправился домой, напевая песенку". Ну как, интересно? Теперь сравните с настоящим вариантом, когда Винни застрял в норе, и перечитайте свой рассказ еще раз.
Очень хочется за героя переживать, а еще лучше - переживать вместе с героем то, что редко случается с нами в обычной жизни.
Еще один из самых нелюбимых моих типов рассказов - это " поучения в диалогах". Запутавшийся в жизни главный герой встречает мудреца/колдуна/инопланетянина/сотрудника спецслубж/ангела/черта/смерть/говорящую птицу/лешего (нужное подчеркнуть), который его долго и нудно учит, как правильно жить. Вдобавок ко всему, понятия о том, " как правильно жить", у начинающих авторов часто наивны и просто кричат об отсутствии жизненного опыта.
Для чтения морали есть родители и воспитатели. Одна из задач литературы - заставить героя и читателя задуматься и сделать выводы самому, а подтолкнуть его к этому должны события в вымышленном мире, а не унылые нравоучения. Только представьте себе сказку, в которой Знайка три страницы рассказывает Незнайке, как важно хорошо учиться и трудиться. Какие дети будут это читать? Но, конечно, события придумать гораздо труднее, чем написать нудную проповедь.
Иногда авторы поднимают очень сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа. Может ли быть жизнь одного человека важнее жизни другого? А если можно спасти целую жизнь одного ценой двух месяцев жизни другого? Очень печально видеть грубый и прямолинейный подход к подобным вопросам в попытке надавить на эмоции читателя. Еще Юрий Никитин писал, что " спасение детей и котят" в литературе - это как удар ниже пояса в боксе, запрещенный прием. Пусть это гарантированно выдавит слезу умиления, но автору тут нечего гордится литературным мастерством. Наверное, не стоит сразу браться отвечать на вопрос " быть или не быть". Начинать лучше всего с простых человеческих чувств и того, что хорошо знакомо.
Многие рассказы с неплохой задумкой отличаются бедным, убогим и невыразительным языком. И, напротив, очень немногие могут похвастаться образностью изложения.
И с этим же связан еще один недостаток - невнимание к деталям. Может быть и сюжет неплох, и язык легкий, но без ярких, говорящих деталей обстановки рассказ выглядит " голым", теряет кинематографичность. Учитесь замечать детали, которые рисуют в нашем воображении картинку. К примеру, на моей клавиатуре почему-то самая грязная кнопка - с вопросом. Наверное, я очень люблю спрашивать. Поверхность моего стола чуть шероховатая и местами пыльная, в комнате пахнет грейпфрутом, а из окна тянет холодной сыростью, и сразу понятно, что там, в темноте, идет снег. Если выключить компьютер, станет неожиданно тихо, и захочется включить его снова. Какая деталь может рассказать о вашем герое?
Обратная сторона - излишнее количество деталей, которые не имеют никакого отношения к сюжету. То же можно сказать об излишних биографических изысках для второстепенных героев и углублений в историю города или еще какую историю. Если сам сюжет занимает две страницы, стоит ли описывать на четырех страницах фантастический мир?
Грустно читать рассказы ленивых авторов. Такой рассказ выглядит так, как будто его писали два разных человека. Один абзац - просто отличный, емкий, эмоциональный, образный и лаконичный. А следующий - будто из школьного сочинения. Ничем, кроме лени как следует проработать весь текст, я это объяснить не могу.
Наконец, последний момент, который несколько портит впечатление даже от весьма удачных рассказов - это предсказуемость развязки. Я понимаю, сделать концовку по-настоящему неожиданной действительно трудно. И даже не припомню ни одного рассказа, где окончание меня бы по-настоящему удивило. Тут совет можно дать только один - развивать фантазию и воображение. С другой стороны, есть рассказы, которые совсем не портит предсказуемая развязка.
В заключение: нет ни одного автора, которому хотелось бы сказать: бросайте писать, это не ваше. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, и хочется пожелать всем как можно больше работать над собой. На самом деле, все недостатки исправимы, и почти любой рассказ, не прошедший в финал, можно сделать намного лучше и интереснее.
Несколько банальных советов:
- любите конструктивную критику и помните: критикуют не вас, а ваше произведение;
- учите матчасть: читайте книги по теории литературы и много хороших произведений;
- верьте в себя и пишите от души: не о том, что теоретически популярно, а о том, что трогает за душу лично вас.

 


Друзья, наткнулся на Хабре на интересную статью " Сингулярность: 7 вариантов роботизированного будущего". Фантастам на заметку.

Этот сюжет лёг в основу бесчисленного количества антиутопических фильмов. Сингулярность – точка, в которой искусственный интеллект превосходит разум человека. Но хотя это и звучит как научная фантастика, многие специалисты в области компьютерной техники говорят, что сингулярность наступит уже где-то в течение 21-го века.
Однако трудно представить как будет выглядеть наше с вами будущее, когда роботы будут интегрированы во все сферы жизни общества.
Я попытаюсь описать вам несколько потенциальных сценариев будущего, в которое вовлечены сверх-умные роботы.

1. Война с роботами. Этот кошмар стал главным топливом фильма «Терминатор» — возможность, что однажды роботы схлестнутся с людьми в битве за доминирование. Инженеры уже сейчас разрабатывают робо-мулов и робо-солдат, а дроны становятся повсеместным инструментом в войне против терроризма. Не исключено, что машины пойдут против своих создателей.

2. Бессмертие. Многие люди полагают, что после достижения сингулярности люди перестанут умирать. Не за горами будущее, в котором мы будем загружать свой разум в компьютеры, фактически переселяясь внутрь машин. Так же возможным вариантом может стать применение имплантатов для замены утерянных конечностей и стареющих органов. В любом случае, смерть трансформируется из неизбежного аспекта жизни в достаточно редкое явление.

3. Экономический взрыв. Когда машины сравнятся с людьми в интеллекте, станет достаточно просто копировать интеллектуальное программное обеспечение из одного компьютера в другой для создания новых работников для экономической системы. В то время как агрокультурная революция позволила удвоить уровень экономики человечества за одну тысячу лет, а промышленная революция сделала это за 15, пост-сингулярная экономика возможно будет удваиваться каждый месяц, если не каждую неделю. Невероятный рост экономики может происходить настолько быстро, что люди просто не смогут за ним поспевать.

4. Разрушение окружающей среды. Поскольку роботы не нуждаются в воздухе, воде или пище, они, в отличие от людей, не будут испытывать страха перед уничтожением своей среды. Как следствие, существует большой риск, что сверх-интеллектуальные машины истощат все природные ресурсы Земли.

5. Усовершенствование человечества. Кибернетические имплантаты могут означать также и появление более умных, наделённых сверх-возможностями людей. Разумеется, это превратит людей в киборгов, но скорее всего, это небольшая цена за приобретение новых невероятных способностей.

6. Массовая безработица.
По мере того, как роботы будут становиться умнее, люди просто не смогут выдерживать конкуренции с ними. Хотя поначалу роботам будут отдаваться наиболее простые задачи. Роботы уже заменили промышленных рабочих, и самоуправляющиеся машины уже совсем рядом. Однако технологии по-прежнему развиваются без учёта того, как они могут повредить людям или оставить их без работы.

7. Рудиментарные органы.
Когда почти все задачи будут отданы на исполнение сверх-разуму, люди могут постепенно утратить те способности, которые когда-то и легли в основу человечества, как разумной расы. Фактически человечество уже находится в сингулярности: люди уже отказались от способностей к навигации, запоминанию и вычислению. Учёными уже созданы даже роботы, которые выполняют наиболее человечные из наших задач – заботу о больных и пожилых.

В конце концов, люди могут занять положение, сходное с митохондриями – энергетическими станциями живых клеток. Когда-то митохондрии были независимыми организмами, но древние бактерии давным-давно поглотили их, и митохондрии постепенно передали клеткам все свои функции, за исключением выработки энергии. Люди вполне могут также утратить все свои способности, выполняя только функцию предоставления энергии для машин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.