Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство как фактор социокультурной интеграции




  В условиях развала Римской империи, непрекращающихся набегов «варваров», восстаний рабов в бывших имперских провинциях, главной, а нередко и единственной реальной силой в Западной Европе стала католическая церковь. В эпоху средних веков католическая церковь вступила значительно усилившейся, с полностью оформившейся иерархической структурой, которую возглавлял римский епископ, или папа. О влиянии римской церкви и ее главы можно судить по словам английского философа Томаса Гоббса, который писал, что римское папство представляло собой «не что иное, как привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу» [Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М., 1984, с.120], т.е. римско-католическая церковь в эпоху средневековья приобрела огромное влияние, сходное с влиянием некогда великой Римской империи. В структуре католической церкви большую роль играли монастыри. Они начали возникать еще во времена существования Западной Римской империи, а после ее падения распространились по всей Европе, пользуясь поддержкой светских и духовных властей. Со временем многие монастыри усиливались, приобретали большие земельные владения и начинали оказывать заметное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие культуры. Обусловлено это влияние было множеством причин. Прежде всего, в монастыри уходили часто самые образованные люди своего времени. Поскольку одной из главных целей монахов было изучение священных текстов, то практически все они были грамотными, знали латынь, т.к. латынь была официальным языком католической церкви. При этом уровень грамотности светских слоев населения, в том числе и высших, был очень низким. При монастырях существовали библиотеки, часто очень обширные, а также школы, где обучали монахов, а иногда и мирян. При монастырских библиотеках, как правило, были скриптории – мастерские по переписыванию книг. Благодаря монастырским переписчикам до нас дошли многие произведения античных авторов, таких, как Платон, Аристотель, Цицерон, и многих других. Представления о мире в раннем средневековье были большей частью фантастическими. Сравнительно хорошо были известны только Средиземноморье и европейское побережье Атлантического океана, а также в большей или меньшей степени Балтика и Скандинавия. Знания о мире, накопленные античными путешественниками (а ведь они в свое время совершали даже морские путешествия вокруг Африки) были частью забыты, частью утрачены. Да и в условиях развала Римской империи и последовавших за ним веков элементарной борьбы за существование люди не особенно интересовались дальними странами и обычно довольствовались той картиной мира, которая вырисовывалась со слов священников и монахов, а они в свою очередь черпали информацию из священных текстов. В таком же плачевном состоянии находилась и наука раннесредневековой Западной Европы. Прошло много времени, прежде чем на базе монастырей стали возникать школы, дававшие более-менее основательное образование. За пределами же монастырей грамотных людей было очень мало. Даже среди дворян, не говоря уже о крестьянах, грамотность была ужасающе низкой. Сами короли, как правило, были неграмотны, и в качестве подписи использовали табличку, на которой было вырезано их имя (есть даже версия, что именно из этого явления вырос обычай скреплять документы личной печатью). Наиболее образованными людьми Западной Европы в то время были бывшие римляне, обычно монахи, которые после развала империи оказались на службе у папы или у варварских королей. Из них можно выделить таких деятелей, как Боэций и Кассиодор. Боэций (ок. 480-524) состоял на службе у остготского короля Теодориха, занимал высокие посты, впоследствии попал в опалу и после заключения казнен. К числу его заслуг относится создание учебников по различным отраслям знания, по которым позднее учились в школах и университетах, латинский перевод и комментарии к античным философам Аристотелю и Порфирию. В сокровищницу мировой литературы вошло его произведение «Утешение философией», созданное в заключении. Этим трудом впоследствии восхищались такие великие люди, как поэт Данте и писатель-гуманист Томас Мор. Магн Аврелий Кассиодор (ок. 490-583) также находился на службе у короля Теодориха, стремился к взаимопониманию готов и римлян. После ухода со службы основал Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных авторов и привлек монахов к их переписыванию. Этим он сыграл огромную роль в спасении древней литературы. Кассиодор написал также учебник для монахов «Институции», содержавший основы светского и духовного образования, «Историю готов» и хронику от сотворения мира до 519 года, комментировал псалмы и богословские тексты. К сожалению, несмотря на деятельность людей, подобных Боэцию и Кассиодору, огромная часть античного наследия была утрачена. Все, что осталось, оседало главным образом в монастырях. Монастыри же стали и центрами науки. И, хоть это и может показаться странным, не допускавшая свободной научной деятельности церковь, тем не менее, не только не преследовала, но даже и поощряла научную деятельность монахов, среди которых было немало выдающихся ученых, специалистов в самых различных отраслях научного знания. В монастырях работали химические лаборатории, больницы, велись астрономические наблюдения, изучались старинные, в т.ч. античные, книги, создавались философские трактаты.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.