Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первобытная культура






Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo появились около 4 млн. лет назад, Homo habilis (умевшие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн. лет назад, a Homo sapiens – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон – возник около 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства образовались на рубеже IV – III тысячелетий до н.э. Первобытный образ жизни сохраняется и в ХХ столетии – у некоторых племен в Африке, на островах Тихого океана. Но как бы то ни было, ясно одно: эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры являлся синкретизм (от греч. syncretis – соединение) – нерасчлененность, недифференцированность ее форм, которая соответствовала их неразвитому состоянию. Другой важной особенностью этой культуры была ее бесписьменность, обусловливавшая медленность накопления информации в обществе и, следовательно, слабые темпы культурного и социального развития.

Первобытная культура была традиционной и постфигуративной. На ранних ее стадиях, когда язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации были невелики, мир смыслов, в котором жил человек, задавался ритуалами. Они являлись невербальными «текстами» его культуры. Подражательность ритуального поведения требовала от каждого индивида следования образцам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Индивид не то чтобы должен был вести себя «как все», он просто не мог отступать от ритуальных требований, налагавшихся на его поведение. Особую роль здесь играли запреты – табу, охранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни. Культура начиналась с введения запретов, которые пресекали асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживали личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формировался и приобретал все большее значение иной информационный канал – устное вербальное общение. Это сопровождалось развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид переставал отождествлять себя с коллективом, у него появлялась возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов, хотя самостоятельность мышления долгое время оставалась еще очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры стало мифологическое сознание. Мифы окутали все формы жизнедеятельности людей и выступали как основные «тексты» культуры. Их устная трансляция обеспечивала установление единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в свои мифы скрепляла сообщество и и вместе с тем отделяла его членов от «чужаков», веривших в иные мифы.

Поэзия мифов была первой формой литературного творчества. Но мифологическая символика воплощалась не только в словесной форме, она выражалась также в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и др. В результате мифология создавала атмосферу для появления разных видов первобытного искусства. В мифах закреплялись и освещались практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накапливавшийся в течение многих веков опыт сохранялся в социальной памяти и образовывал первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, населявших мир, зарождалось религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном (синкретичном) виде первобытная мифология заключала в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделялись из нее на последующих ступенях развития человеческого общества: религии, искусства, философии, науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.