Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепление и развитие принципов гуманизма




    Основным чер­тами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности – возрождение антич­ных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Человек стал восприниматься не как бессильная тварь, прах у ног Творца, он отныне сам выступает как творец, хозяин своей судьбы и вершитель судеб мира. Не аскет, но титан стал идеалом деятелей Ренессанса. Ориентация на человека, интерес к человеческому в философии и искусстве Возрождения были вызваны множеством причин. Одна из них – упомянутые выше социально-экономические факторы, в частности развитие торговли и ремесел в североитальянских городах на закате эпохи средневековья. «Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были средото­чием мастеров своего дела – людей, покинувших крестьян­ское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.215]. Развитие городской культуры и образования вызвали интерес к античному философскому наследию. Из философских течений античности наибольшим интересом у ренессансных философов пользовался платонизм и неоплатонизм. Учение Платона и его последователей активно исследовалось еще в средневековье, в силу этого деятели Возрождения были хорошо знакомы с ним. «Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить пра­вильность космического круговращения, круговорота веществ и душ в природе. Средневековый неоплатонизм был направ­лен на теорию абсолютной личности, существующей выше вся­кой природы и мира и являющуюся творцом всякого бытия из ничего. Антропологический возрожденческий неоплато­низм, с одной стороны, старается возвысить и утвердить ма­териальный мир при помощи категорий античного неопла­тонизма, а с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.218]. Таким образом, философия Ренессанса при всех претензиях на возрождение античных традиций все же выросла из христианской идеологии средневековья. «Время, в которое жили возрожденцы, действительно застави­ло их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накла­дывалась на пристальный интерес к античности, что и созда­вало уникальную и неповторимую культуру» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.217]. «Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный инте­рес к визуальному восприятию, расцветают живопись и дру­гие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точ­но и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. По­этому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется зако­нам искусства, поэтому именно художники ближе других сто­ят в решении мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.218]. Преклонение философии Возрождения перед человеком породило новую идеологию, получившую название «гуманизм». Слово «гуманизм» (от латинского «humanitas» – человеческий) ввели в обиход философы Колюччо Салютати и Леонардо Бруни. Как широкое идейно-культурное движение гуманизм сформировался в эпоху Возрождения (середина 14 – середина 16 в.) в сочинениях Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового че­ловека раннебуржуазной эпохи. Гума­нисты выступали за духовное возрожде­ние классической античности, апелли­ровали к достоинству индивида, крити­ковали духовную деспотию средневе­ковой схоластики, прославляли величие, красоту и совершенство человека, подчеркивали самоценность челове­ческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к по­стоянному совершенствованию и уверенность в его безгранич­ных возможностях. Человек рассматривался гуманистами как наиболее прекрас­ное и совершенное творение Бога, библейское выражение «по образу и подобию» виделось им как основание для распро­странения на него созидательных, творческих функций, видя его предназначение на Земле в активном созидательном дей­ствии, познании и преобразовании мира, в украшении его своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.