Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональная устойчивость школьника






Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сфер и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.

Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них).

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность – это устойчивое состояние.

Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Характеристики тревожности:

- любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

- во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

- беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

- у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

- не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;

- старается скрывать свои проблемы и тревогу.

Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности.

1. Прежде всего, может играть роль наследственность: у тревожных родителей, чаще вырастают тревожные дети.

Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких, как она проявляется и как можно влиять на ребенка.

2. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.

Чаще всего, нарушение отношений с родителями:

- завышенные требования;

- конфликтная атмосфера в семье;

- неудовлетворенность взрослых в семье;

- развод родителей;

- разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или спонтанность и непоследовательность их действий.

3. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания.

Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления:

1. Совместная работа с родителями и детьми

2. Психологическое просвещение родителей

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей

4. Практика в реальной жизни

Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей, которая позволяет:

- создать близкие отношения между участниками игры;

- формировать адекватную самооценку;

- снимать напряженность, тревогу, страх перед окружающими;

- формировать произвольное поведение.

Основные задачи игровой терапии:

1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;

3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.

Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии, как

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• повышение уверенности в себе;

• повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка:

1. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.

2. Избегать соревновательных моментов в играх.

3. Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.

4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.

5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.

6. Действовать по обстоятельствам.

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

1. Повышение самооценки ребенка. «Копилка достижений»

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.