Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы подросткового возраста




 

Новообразования психического и физического развития Меры педагогического воздействия
Это переходный период от детства к юности, который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Н. К. Крупская характеризовала душевный мир подростка психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже ``ушел'' от детей, но еще не ``пристал'' к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма: наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость; значительно возрастает сила мышц; развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает до , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на поведение подростков: они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. Характерная особенность подросткового возраста -половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания. Продолжается развитие нервной системы: мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Характерная черта внимания - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, улучшается способность к абстрактному мышлению; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи. Речь: заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к ``эмансипации'' от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности, однако нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще не приобрели устойчивость (их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни); чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно; одна из самых серьезных проблем - несогласованность убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления: притягательными для мальчиков-подростков могут стать не только книжные пираты, но и местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у девочек-подростков также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями). К концу подросткового периода перед школьниками встает проблема выбора профессии: большинство подростков понимают смысл честного и добросовестного труда, однако, по данным исследований последних лет, прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода развития творческого мышления, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные зависимости. Внимание подростков нуждается в поддержке со стороны педагогов: следует использовать эмоциональные факторы, потребность подростка утвердить себя среди сверстников. Решающая роль принадлежит правильно организованному воспитанию: в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества. Важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике ``детских'' форм контроля, требований послушания, выраженной опеки вызывают у подростка протест. Необходимым условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого. Благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимодействия со взрослыми и сверстниками создают демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.