Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы старшего звена






 

Новообразования психического и физического развития Меры педагогического воздействия
В основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, учащиеся выдерживают большие двигательные нагрузки; устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции; заканчивается первый период полового созревания; значительно ослабляется усиленная деятельность щитовидной железы; продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий; идет общее созревание организма. Юношеский возраст - это период выработкимировоззрения, характера и жизненного самоопределения; период самоутверждения, ростасамосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Жизненные планы, ценностные ориентации старшеклассников на пороге выбора профессии отличаются дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном: стремление занять достойное место в жизни, получить интересную работу, достойную зарплату, создать семью. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт старшеклассника. Восприятие характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером; мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Юность - период расцвета умственной деятельности: старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, выработать собственную точку зрения и собственную оценку; определяющий характер для самоутверждения личности приобретаетсамостоятельность мышления. Старшеклассники уважают интеллектуальные качества (подростки больше всего ценят физическую силу): живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения; в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека: кумирами становятся гармонично развитые люди (сочетание качеств ума с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами), при этом ``примерка'' качеств к себе стимулируетпроцесс самовоспитания, приобретающий устойчивость и целенаправленность. Ускоренными темпами формируются нравственные и социальные качества, так как юношеский возраст - это сензитивный период нравственной зрелости: более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения; глубже становится чувство взрослости; появляется стремление выразить свою индивидуальность (иногда это стремление приобретает гипертрофированные размеры); появляется усиленный интерес к этическим проблемам (некоторые педагоги считают, что характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности); сильные переживания вызывает первая любовь. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения; важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива (коллектив корректирует качества личности, способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств); многих старшеклассников привлекают программы неформальных молодежных организаций. Следует тактично относиться к стремлению старшеклассников выработать самостоятельную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям (учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не зрелые заключения учащихся, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов). Необходимо проявлять терпение, оказывать заинтересованную помощь в том случае, если стремление к самовыражению приобретает у старшеклассника гипертрофированные формы (стремление обратить на себя внимание, демонстративное увлечение модными вещами, порой и не совсем безобидными). Необходимо поддерживать интерес к ``вечным'' проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности, религии. В юношеском возрасте не принимается снисхождение в связи с повышением критериев оценок и требований к учителям и взрослым. Существует опасность затягивания профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащихся, ознакомлении с различными видами деятельности, практическом приобщении к труду, учете потребности школьников в специальной профориента

№ 8. Понятие об индивидуальных программах воспитания

Индивидуальная программа воспитания – совокупность задач, условий и перспектив, методов и приёмов развития ребёнка, основанная на комплексном изучении его личности и реальных возможностях субъектов воспитания, а также реализующая его потребность в самовоспитании.
Индивидуальные программы воспитания составляются педагогом вместе с родителями ребёнка, школьным психологом или врачом (состав такого «малого совета» или психолого-педагогической комиссии может быть в самых различных вариациях в зависимости от условий конкретной школы, класса и наличия специалистов; в его состав могут входить организатор или завуч школы, руководители кружков, секций и т.д.). программы могут быть составлены в самых различных формах. При разработке каждой программы взрослые выясняют мнение ребёнка, корректируя его содержание.


Основные разделы индивидуальных программ воспитания, которые целесообразно выделить, следующие:

1. краткая характеристика уровня воспитанности ребёнка.

2. ведущие субъекты воспитания.

3. каналы положительного влияния.

4. потенциально и реально негативные каналы влияния.

5. способности ребёнка.

6. своеобразие и уникальность его личности.

7. перспективы развития.

8. методы воспитания.

9. помощь ребёнку в самовоспитании.

10. педагогическая коррекция характера и общения.

Составление индивидуальных программ воспитания – творческий и длительный процесс. Индивидуальные программы воспитания предполагают, что их реализация происходит как в процессе индивидуального общения педагогов с ребёнком, его родителями, так и в воспитательной работе, проводимой со всем классом, группами учащихся, коллективами секций, кружков, детских объединений.
Модели индивидуальных программ воспитания учитывают, что в школе, в каждом отдельном классе вместе учатся, общаются дети с различным уровнем умственного, психического, физического, эстетического развития. У них разная направленность поведения, порой прямо противоположные интересы и потребности. Поэтому программы их воспитания будут различаться прежде всего превалированием тех или иных её разделов. Одни дети уже в первых классах проявляют определённые способности, и такие разделы, как перспективы развития (7), способности ребёнка (5), будут более подробными и конкретными. Для воспитанников, чьи интересы и способности выявляются с трудом, программы первоначально будут расширенными в других своих разделах.
Особое место в индивидуальных программах воспитания должно занимать описание методов и приёмов воспитательной работы с ребёнком, так как именно они определяют в значительной мере эффективность её реализации.
Предлагаемые варианты программ – это документы для всех субъектов воспитания, которые принимают участие в формировании личности данного, конкретного школьника.

Индивидуальные программы воспитания предполагают конкретную формулировку задач эстетического и физического развития ребёнка, описание содержания воспитательной работы с ним, указание конкретных реалий материального и духовного характера, опора на которые помогает реализовать данные цели и задачи. При этом педагогу и родителям школьника важно понимать реальные положение и статус ребёнка в детском коллективе, прогнозировать решение указанных в индивидуальной программе задач не только в различных видах деятельности ученика, но и в коллективной, групповой работе с детьми.

 

Форма составления ИПР может быть различной, тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИПР:

  • - обозначение направления коррекционно-развивающей работы;
  • задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
  • методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы ресурсы;
  • специалист, который является ведущим в данном направлении и другие специалисты, родители, которые могут участвовать в реализации поставленных задач;
  • сроки, в течение которых данную задачу предполагается разрешить;
  • результаты реализации поставленной задачи.

Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, то есть она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи, опираясь на актуальный уровень развития ребенка, должны быть рассчитаны на его потенциальный уровень, то есть на «зону ближайшего развития» ребенка.

По каждому направлению определяется ведущий специалист, отвечающий за реализацию поставленных задач в этом направлении. Но помимо него в реализации этой задачи могут участвовать и другие специалисты, педагоги, родители, они также указываются в ИПР. Желательно, чтобы в ИПР были также определены формы, методы и приемы, которые будет использовать специалист в решении поставленных задач. В программе определяется примерное время, отводимое на реализацию запланированных в программе задач. Как правило, это время от консилиума до консилиума. В конце срока, определенного в ИПР, специалист, отвечающий за данное направление, оценивает результативность работы, отмечает в программе состояние проблемы на момент завершения срока реализации поставленных задач. Обозначения в программе могут быть различными: цветовыми, знаковыми, цифровыми, др. Это зависит от принятой в ДОУ системы оценки.

ИПР может содержать также и другие параметры, если это продиктовано особенностями и условиями данного образовательного учреждения, конкретного ребенка. По окончанию срока реализации ИПР целесообразно не составлять новую программу на следующий период, а дополнять эту следующими шагами, уточнять, планировать дальнейшую работу. Таким образом, ИПР ребенка может содержать не только плановые мероприятия, шаги коррекционно-развивающей работы, но и отражать динамику развития ребенка.

Направления работы с ребенком могут меняться, а могут и оставаться прежними. Это зависит от эффективности реализации Программы, адекватности выбранных направлений, форм, методов и приемов работы с ребенком его индивидуальными особенностями, тяжести имеющихся у ребенка нарушений.

Реализация индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется командой специалистов дошкольного образовательного учреждения. Так как программа является комплексной, в ее составлении участвуют учителя-логопеды, педагоги-психологи, медики, педагоги, она включает в себя весь комплекс необходимых ребенку в первую очередь мероприятий, оптимально планируются, и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.

Грамотное составление индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.

При составлении Программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста. Но крайне необходимо оптимизировать эти формы, избавить членов консилиума, педагогов и специалистов от лишней документации. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в вашем ДОУ. Можно предложить следующую форму индивидуальной программы развития ребенка:

Индивидуальный план развития

Фамилия, имя ребенка ______________________ _______Дата рождения____________

Дошкольное учреждение, группа ________________________________________________

Направ ления Задачи Формы, Методы, приемы Ответствен ный Сроки, реализации, результат
Нач. уч.г. Сер. уч.г. Конецуч.г.
Определ яютсянаправле ния работы (3-4 направле ния) В рамках каждого направления ставятся задачи (их может быть несколько) Определяются формы, методы и приемы реализации поставленных задач Назначаетсяответственный за это направ-ление. Кроме негомогут участвоватьи другиеспециалисты      
Определяются сроки реализации поставленных задач, обозначается состояние проблемы на каждый период работы с ней
           
                 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.