Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечание. Я боюсь оказаться еще большим схоластом, чем я есть, но, пользуясь случаем, сделаю мелкие придирки к наиакадемичнейшему изданию [Овидий 1985]
Я боюсь оказаться еще б о льшим схоластом, чем я есть, но, пользуясь случаем, сделаю мелкие придирки к наиакадемичнейшему изданию [Овидий 1985]. Из приведенных выше текстов следует, что образы Ореста и Пилада ассоциируются у Овидия прежде всего с сюжетом трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» и ее переработки Пакувием. А.В.Подосинов обещал в предисловии [Овидий 1985, с.6], что «учтены все места, в которых упоминаются … скифы … Таврика», но несколько упоминаний об Оресте и Пиладе всё же не учёл, что можно было бы исправить. Впрочем, пользы от этого для истории Причерноморья еще меньше, чем от остальных упоминаний.
Манилий (№ 2289). «Теперь я расскажу о созвездии Орла, встающем слева от льющего воду юноши, которого он однажды унес с земли. И ныне он распростер крылья над своей добычей. Он приносит обратно брошенные молнии, служа небу крыльями; им отмечена дважды шестая часть влажного Водолея». (Манилий. Астрономика V [Манилий 1993, с.132]) О знаке Водолея [Манилий 1993, с.67, 105, 111, 115]
Германик «Луком безвестным Стрела запущена в небо ночное Страж ее верный хранит - Юпитера птица. Не диво, Что сияет с высот Юпитера оруженосец – Встарь он, прянув с небес, Ганимеда Фригийца похитил, Бережно в когти приняв, и оружью был стражем, покуда Страстью Юпитер пылал, погубившей несчастную Трою». (№ 2290). (Германик. Небесные явления по Арату 315-320 [Германик 1988, с.353]) Германик 285 [с.352], 387 [с.355] – Водолей, 561 [с.359] – Водолеем назван Девкалион.
Федр «Прометей» Спросил другой: откуда на земле взялись Кинеды и трибады? Объяснил Эзоп: Однажды Прометей, создатель глиняных Людей, столь хрупких пред судьбы ударами, Те члены их, что стыд прикрыл одеждою, В теченье дня отдельно изготовивши, Чтобы затем приладить их как следует, Внезапно Вакхом позван был на пиршество И, переполненный обильным нектаром, Воротился поздно, шагом неуверенным. Тогда-то, в полусне, напутав с пьяных глаз, Мужскому полу он приладил женские, А женскому – мужские дал он признаки. С тех пор извращены утехи похоти». (№ 2291). (Федр IV 16, пер. М.Л.Гаспарова [Античная басня 1991, с.305]) Ср. шумерский миф («Сказание об Энки и Нинмах»). От предыдущей басни IV 15, героем которой был Прометей, сохранились только два стиха непристойного содержания [Античная басня 1991, с.478].
Персий Сатиры ( пер. Ф.А.Петровского)
«Но ведь приятно, коль пальцем покажут и шепчут все: «Вот он!» - Иль что диктуют тебя целой сотне кудрявых мальчишек, Вздором считаешь?»… (№ 2292). (Персий I 28-30 [Сатира 1989, с.98]) Персий – не сторонник данного мнения.
«Видя, что сами отцы близорукие это вбивают В голову детям, ужель об источнике спрашивать станешь Нашей пустой болтовни и о том непотребстве, с которым Прыгают так у тебя на скамьях безбородые франты?» (№ 2293). (Персий I 79-82 [Сатира 1989, с.100])
«Если же нежишься ты, натеревшись духами, на солнце, Локтем тебя подтолкнув, незнакомец какой-нибудь рядом Плюнет и скажет: «Хорош! Все чресла и части срамные Выполоть и напоказ выставлять свое дряблое гузно! Если ты чешешь свою раздушенную байку на скулах, Бритый зачем у тебя червяк торчит непристойный? Пятеро банщиков пусть эти грядки выщипывать будут Или вареный твой зад мотыжить щипцами кривыми, - Папоротник этот твой никаким плугам не поддастся». (№ 2294). (Персий IV 33-41 [Сатира 1989, с.107])
«Верно, свобода нужна, но не та, по которой любому Публием можно стать из трибы Велинской и полбу Затхлую даром иметь. О невежды, которым квиритов Делает лишь поворот! Вот трех ассов не стоящий конюх Дама, подслепый питух, что тебя и на сене надует, А повернет господин, и мигом тут обернется Марком твой Дама…» (№ 2295). (Персий V 73-79 [Сатира 1989, с.109]) Лукан «Коль попадутся тебе наши книжки, Полла-царица, Шутки читая мои, лба своего ты не хмурь. Твой знаменитый певец, Геликона нашего слава, На Пиэрийской трубе ужасы певший войны, Не устыдился сказать, игривым стихом забавляясь: «Коль Ганимедом не быть, Котта, на что я гожусь?» [ 'Si nec pedicor, Cotta, quid hic facio? ' ] (№ 2296). (Марциал X 64 [Марциал 1994, с.272]) Полла – вдова Лукана.
|