Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Эпиграммы на Эрота Праксителя.






    «Силу изведав мою, представил Пракситель Эрота,

    Образ любви отыскав в собственном сердце своём.

    Отдан я Фрине – Любовь за любовь. Без стрел и без лука

    Я проникаю в сердца тех, кто глядит на меня»

    (№ 1032). (Псевдо-Симонид № 56 (АП XVI 204),

    пер. М.Л.Гаспарова [Эпиграмма 1993, с.24-25],

    пер. Л.В.Блуменау см. [Лирика 1968, с.337])

     

    «В Феспиях чтут одного лишь Эрота, дитя Афродиты,

    И признают только тот образ Эрота, в каком

    Бога познал сам Пракситель, в каком его видел у Фрины,

    И, изваяв, ей как дань собственной страсти принёс»

    (№ 1033). (Леонид № 89 (АП XVI 206),

    пер. Л.В.Блуменау [Эпиграмма 1993, с.149])

     

    «Видя на Книде скалистом вот эту Киприду, ты скажешь:

    «Камень способна зажечь, хоть и из камня сама».

    В Феспиях, видя Эрота, невольно промолвишь: «Не камень,

    Но и холодную сталь этот способен зажечь».

    Создал такими Пракситель богов. Но чтоб всё не сгорело

    От двойного огня, порознь он их поместил»

    (№ 1034). (Антипатр Сидонский № 44 (АП XVI 167),

    пер. Ю.Ф.Шульца [Эпиграмма 1993, с.205])

     

    «Статую создал Пракситель Эрота паросскую, облик

    Сына Киприды самой в это творенье вдохнув.

    Ныне Эрот оживил прекраснейший статую эту

    И, представляя себя, нам он Праксителя дал,

    Пусть этот смертных чарует, а бог обольщает на небе!

    Страсти пусть правят равно на небе и на земле!

    О счастливейший город меропов, который Эрота

    Богорожденного вновь, юных вождя, воспитал!»

    (№ 1035). (Мелеагр № 110 (АП XII 56),

    пер. Ю.Ф.Шульца [Эпиграмма 1993, с.253])

     

    «Древний ваятель Пракситель прекрасную статую создал,

    Но без души, лишь придав внешние камню черты,

    Облик глухой и немой. А теперь им волшебно изваян

    Одушевленный в моем сердце коварный Эрот.

    Общее имя у них, а в жизни он лучше гораздо,

    Он и не камень, – души преобразующий дух.

    Пусть изваяет теперь ваятель во мне мою душу,

    А после этого пусть храм возведет в ней Эрот»

    (№ 1036). (Мелеагр № 111 (АП XII 57),

    пер. Ю.Ф.Шульца [Эпиграмма 1993, с.253])

     

    Македония

    Филипп

    (№ 1037). «Мальчиком он [ Филипп ] жил в Фивах у Паммена и на этом основании считался ревностным последователем Эпаминонда» (Плутарх. Пелопид 26, пер. С.П.Маркиша [Плутарх 1994, т.1, с.333])

    (№ 1038). «…Александра, пасынка Аррибы, брата жены своей Олимпиады, красивого и чистого нравами юношу, Филипп вызвал в Македонию якобы по просьбе сестры. Всеми способами, то обещая юноше царскую корону, то притворяясь влюбленным, Филипп склонил юношу к преступной связи с ним. Филипп рассчитывал, что впоследствии Александр будет ему вполне покорным либо из чувства стыда, либо из чувства благодарности за [обещанное] благодеяние, царскую власть. Поэтому, когда Александру исполнилось двадцать лет, Филипп, несмотря на его юный возраст, передал ему отнятое у Аррибы царство, совершив, таким образом, преступление по отношению и к тому и к другому. Ибо в отношении того, у которого отнял царство, он нарушил право родства, а того, которому он отдал царство, развратил, прежде чем сделать его царем» (Юстин. Эпитома Помпея Трога VIII 6, 5-8 [Юстин 2005, с.73])

    (№ 1039). «В сорок девятой книге он [ Феопомп ] так говорит о Филиппе: «Людей благопристойных и бережливых Филипп отвергал, а любил и хвалил тех, кто жил привольно и тешился пьянством и игрою. Он не только давал им в этом полную волю, но и позволил состязаться во всем дурном и мерзком. Каких гнусностей в них не было? И что хорошего в них было? Взрослые, они брили и выщипывали себе волосы; бородатые, влезали друг на друга, каждый из них таскал с собой двух-трех распутников и сам был готов служить другим. Поэтому верно было бы сказать, что они – не гетайры, но гетеры, не воины, но подонки, по натуре злодеи, по привычкам блудодеи» (Афиней VI 260d-f [Афиней 2003-, т.1, с.326])

    (№ 1040). «Филипп брал сыновей знатных македонян в свою свиту не для того, чтобы, как говорят некоторые, бесчестить или унижать их, а с целью закалить юношей в трудах и приучить к несению необходимых обязанностей. К тем же, кто был склонен к изнеженности и лености, он, как передают, относился беспощадно» (Элиан. Пёстрые рассказы XIV 48 [Элиан 1963, с.121])

    (№ 1041). «…когда же после битвы [ при Херонее ] Филипп, осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей, и на его вопрос ему ответили, что это отряд любовников и возлюбленных, он заплакал и промолвил: «Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновниками или соучастниками чего бы то ни было позорного». (Плутарх. Пелопид 18, пер. С.П.Маркиша [Плутарх 1994, т.1, с.329])

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.