Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистические свойства и особенности употребления имён существительных.






Как и любая другая часть речи, существительные обладают определёнными стилистическими свойствами.

Так, лица женского пола по профессии или виду деятельности могут обозначаться как существительными мужского рода: лаборант, секретарь, дворник, так и существительными женского рода: лаборантка, секретарша, дворничиха. Первый способ обозначения принят в официально-деловом стиле (и, шире, в книжно-письменной речи): лаборант Сергеева, секретарь Иванова, дворник Сидорова. Второй способ распространён в обиходно-бытовой речи.

Форма множественного числа существительных, обозначающих сорта, виды материалов и веществ, используется преимущественно в научных и технических текстах, в специальной терминологии: масла. соли, различные сорта сталей и т. п. С другой стороны, формы множественного числа некоторых отвлечённых существительных свойственны преимущественно разговорной речи, например: времена, холода, морозы, зимы.

Форма единственного числа существительных может употребляться в обобщённом значении, что свойственно главным образом публицистическому стилю..Сравните, например, такие газетные заголовки: Нужды хлебороба; Разговор со зрителем; Учёный приходит в цех и под. Сходное явление наблюдается и в современной разговорной речи, только здесь обобщённое употребление форм единственного числа отличается большей экспрессивностью, чем в публицистике, например: Студент нынче пошёл ленивый; Няньку теперь и днём с огнем не сыщешь – никто не хочет идти в няньки.

Падежные формы имени существительного различаются как по смыслу, так и стилистически. Так, родительный падеж ряда существительных образуется и с помощью окончания -а (-я), и с помощью окончания -у (-ю): сахара – сахару, чая – чаю. В тех случаях, когда те и другие словоформы обозначают количество вещества, формы на -а (-я) употребляются преимущественно в книжно-письменной речи, а формы с окончанием -у (-ю) в разговорной.

В предложном падеже существительных 2-го склонения также допустимы варианты; сравните: в отпуске – в отпуску, в цехе – в цеху, на шкафе – на шкафу и т. п. Варианты с окончанием -у(-ю) свойственны разговорной речи, а варианты с окончанием - е – книжной.

Так же различаются и формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных 2-го склонения: окончание -и (-ы) больше свойственно книжной речи, а окончание (-я) разговорной речи и просторечию, например: токар и – токаря, цехи – цех а, договоры – договор а, инспекторы – инспектор а, прожекторы – прожектор а. Являются нарушением литературной нормы просторечные формы типа «шофер а», «офицер а» и нек. др. Некоторые из форм на - а (-я) ограничены в употреблении профессиональной речью: прииск а, – от при и ск, привод а от пр и вод.

В родительном падеже множественного числа некоторые существительные мужского рода имеют тенденцию употребляться без окончания -ов: кило помидор (вместо: помидоров), ящик апельсин (вместо: апельсинов), сто грамм (вместо: граммов).

В наибольшей степени эта тенденция свойственна разговорной речи, норма же книжно-литературного языка запрещает использовать подобные формы (см., например, указания «Орфоэпического словаря русского языка»).

Определёнными стилистическими свойствами обладают и многие словообразовательные морфемы и типы. Так, формы субъективной оценки присущи главным образом обиходно-разговорному стилю речи: котишка, собачонка, старушенция, мамуля, бумажонка и т. п. Другие словообразовательные аффиксы, напротив, наделены окраской книжности, официальности. Таковы, например, приставка со - (соредактор, совладелец, сопереживание) и заимствованные приставки ультра - (ультралиберализм, ультрареакционер), дис - (диспропорция, дисгармония), де - (демилитаризация, дегуманизация), гипер - (гиперкоррекция).

Некоторые морфемы свойственны народно-поэтической речи, фольклору; такова, например, приставка раз- (рас-) в словах типа раскрасавица, умница-разумница и под.

Упражнение 179. Объясните правописание сложных слов; составьте с ними предложения.

Землетрясение, растениеводство, агротехника, аэродинамика, зоосад, кинопередвижка, фотоэлемент, трёхтонка, стодвадцатипятилетие.

Жар-птица, пай-мальчик, Китай-город, Москва-река, вагон-выставка, тонно-километр, человеко-день, трудодень, северо-запад, юго-восток, норд-ост, мать-и-мачеха.

180. Спишите, раскрывая скобки и ставя, где надо, дефисы.

1) По каналу имени Москвы ходят прекрасно оборудованные (тепло) ходы. 2) На речном вокзале открыт (кафе) ресторан. 3) С (севера) запада дул холодный ветер и гнал скучные, тёмные тучи. 4) По берегам ручья видны кругловатые листья (мать) (и) (мачеха): сверху гладкие, тёмно-зелёные, снизу пушистые, зеленовато-белые. 5) В (избе) читальне, с колхозниками велись беседы по (агро) технике и (животно) водству. 6) Всё лето пестрят перелески жёлто-лиловыми цветами (иван) (да) (марья). 7) (Аэро) съёмка имеет огромное значение для (карто) графирования местности. 8) Огромную просветительную роль играет в деревне (кино) передвижка. 9) Завод вырабатывает (шарико) и роликоподшипники. 10) (Экс) чемпион по боксу оказался очень весёлым собеседником.

181. Прочтите и укажите, какие из выделенных слов употреблены в значении существительных и какие – в значении прилагательных.

1) Да здравствуют рабочие люди всех стран! (М. Г.) 2) Рабочие ткут великолепное полотно, (М.Г.) 3) Учёный решительно встаёт и начинает диктовать. (Ч.) 4) Отец у них был человек учёный. (Т.) 5) Марья чувствовала в невестке близкого, родного человека. (Ч.) 6) У Веры никого не было родных, кроме дедушки и тёти. (Ч.) 7) Врач подошёл к больному. 8)Больной ребёнок улыбнулся. 9) В девичьей две женщины занимаются приготовлением горчичников и примочек. (С.-Щ.) 10)Девичья песня за речкой слышна. (Ник.)

182. Составьте предложения, в которых данные слова употреблялись бы то в значении прилагательных, то в значении существительных.

Хромой, слепой, больной, сытый, голодный.

183. Прочтите и укажите существительные с окончанием прилагательных.

1) В гостиной пробило двенадцать. (П.) 2) Горничная вносит в кабинет на подносе два стакана чаю. (Ч.) 3) Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз. (П.) 4) Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой. (Г.)

184. Данные ниже слова и формы распределите на две группы в зависимости от их стилистических свойств: 1) употребляемые преимущественно в книжной речи и 2) употребляемые в обиходно-бытовой речи.

Докторша, ветр а, (кусок) сыра, в снег у, кр е йсеры, директриса, на дубе, много народу, аспирант Смирнова, сто килограмм, кондуктор а, ящик мандаринов, (плитка) шоколаду, сл е сари, стакан чаю, на холод у, (бутылка) кефира, совладелец, бумаженция, маникюрша, дискомфорт, деревушка, старикан, гипотермия.

185. По программе и учебнику русского языка для 111 класса начальной школы установите следующее: I) какие грамматические формы имён существительных изучаются в 111 классе; 2) какие правила правописания существительных должны усвоить ученики III класса.

186. Пользуясь программой и учебником русского языка для 111 класса начальной школы, составьте примерный план распределения сведений об именах существительных но урокам.

187. Установите, какие сведения о существительных повторяются в начале IV класса (по учебнику русского языка для IV класса).

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

188. Спишите, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Объясните их правописание.

I. Луна в вечерн...м чист...м неб... висела полная видная скво...ь ветви клена. Липы и акации разрис…вали землю в саду сложным узором пятен. Трёхстворчатое окно открытое но задёрнутое штор...и св...тилось бешеным электрическим свет...м. В спальн... Маргариты Николаевны г...рели все огни и осв...щали полный бе...порядок в комнат.... Пахло духами кроме того доносился откуда-то зап...х ра...кале...ого утюга.

(По М.А. Булгакову.)

II. На сед...мой день пути Таня Васильченко под...шла на лыжах к Новинску. В коричневом байковом костюм... и красной вязаной шапк... с вещевым мешком и свёрнутой тел...грейкои за спиной она походила на учас…ника мног...километрового лыжного перехода.

Последние дни в управлени... старались не прозевать мгновени... когда ост...новится река. Адун наконец стал – и никто не заметил в какой миг. В хаотическом нагромождени... торосов застыла его исполинская сила.

Снова возникла, теперь уже бли...ко, одинокая фигура лыжн...цы. Не дойдя до «старта» Таня Васильченко скинула лыжи и взяв их на плеч... поднялась по обрывистому берегу. Она искала пристан...ща ей хотелось отдохнуть и привести себя в порядок. Девушка направилась к одному из двухквартирных дом...ков в посёлк... возле управлен.... Там жила её приятельн...ца врач Ольга Родионовна. На стук никто не отозвался. Таня постояла на крылечк... и присл...нив лыжи к двер... пошла протоптанной в сугроб... дорожкой в управлени....

Она долго бродила по коридорам, раз…скивая другую свою приятельн...цу – экономиста Женю Козлову.

Козлова сидела в маленькой комнатк... за нелепо большим пис…менным столом и вместе с другим экономистом считывала отпечатанные на машинк... таблицы. Женя встретила неожиданное появлени... Тан... радос…ным криком.

На поцелуи об...ятия и взаимное оглядывани... у подруг ушло добрых тридцать минут. Сотруднику за столом надоело наблюдать за ними и он постучал карандаш...м по стеклу:

– Может быть мы вернёмся к таблицам?

(По В. А ж а е в у.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.