Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правописание родительного падежа множественного числа.






Особенности в образовании форм родительного падежа множественного числа, отмеченные в § 142, отражаются в правописании этих форм.

1. После ц под ударением пишется - ов, без ударения - ев: отц в, бойц в, конц в, но: пльц ев.

2. Буква ь ставится после мягких согласных (но не шипящих): земел ь, яблон ь, дын ь. После - ен (если е беглое) буква ь не ставится: вшня – вшен, псня – псен, готовльня – готовлен, бйня – бен; за исключением слов: деревнь, брышень, борышень.

3. Следующие группы имён существительных в родительном падеже множественного чис..з имеют на конце основы - ий:

а) слова 1-го склонения на -ия: млния – млн ий, пртия – прт ий, акция – а кц ий,

б) слова 1-го склонения на -ья, если ударение на конце: шалнья – шалун ий, летнья – летун ий (с ударением на конце произносится и пишется -ей; семь – сем й, свинь – свин й);

в) слова 2-го склонения на -ие и -ье заявлние – заявлн ий, ожрелье – ожерл ий (кроме ружьё – руж ей).


Упражнение 160. Спишите, поставив имена существительные, заключённые в скобках, в родительном (или винительном) падеже множественного числа.

I. 1) Да! Рука судьбы меня вела иным путём... Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю (отец) не из последних (удалец). (Л.) 2).Меж (горец) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Но Орша нравом был угрюм; он не любил придворный шум, при виде трепетных (льстец) щипал концы седых усов. (Л.) 4) Литавры грянули, и скоро на площадь, как шмели, стали собираться толпы (запорожец). (Г.) 5) Видала я (молодец), а ты удалей и краше их душой и лицом. (М. Г.)

II. 1) Урожай был обилен, ветки (яблоня) гнулись до земли под тяжестью плодов. (М. Г.) 2) За домиком – душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем (вишня) и яхонтовым морем слив. (Г.) 3) В одной из (башня) под окном, в глубоком, тяжком размышленье, окован, Кочубей сидит и мрачно на небо глядит. (П.) 4) Сидит невеста меж подруг: средь игр и (песня) их досуг проходит. (Л.) 5) Не он ли сам от мирных (пашня) меня в дремучий лес сманил? (П.) 6) Ветки цветущих (черешня) смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. (Л.) 7) Просёлочным путём люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных (деревня). (Л.)

161. Спишите, поставив слова, заключённые в скобках, в родительном падеже множественного числа.

1) Вспышки (молния) становились всё реже. 2) Слышались глухие залпы (орудие). 3) Ветер с воем вырывался из (ущелье). 4) Цветы водяных (лилия) пышно белели распустившимися лепестками. 5) Я прочёл несколько (статья) о радио. 6) Свист ласточек- (летунья) раздавался высоко в небе. 7) Вчера мы набрали (ландыш). 8) Редко встретишь таких (говорунья), как наша соседка Власьевна. 9) Это путешествие было полно (опасность и неожиданность). 10) В зале стояли ряды (скамья). 11) Солдаты шли налегке, без (шинель и ружьё). 12) В конце лета уже не услышишь птиц -(певунья). 13) Мы последовали за ним без (возраженье).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.