Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод анализа документов в качественной и количественной парадигмах






 

Книги это всегда книги жизни, или книги выживания и переживания.

Ж. Деррида. Письмо и различие

1. Понятие " документ" в социологии

 

В повседневной жизни понятие «документ» фигурирует в своем узком значении - как официальная бумага. Такой документ должен обладать видимыми признаками официального статуса: печатями, штампами организации и т.д. Документами в этом смысле можно назвать паспорт, официальное письмо, историю болезни и т.д.

В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении - как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Кроме того, любой документ - всегда и репрезентация самого автора (или авторов), выраженная в содержании документа, его стиле и средствах выражения. Отсюда и определенная вторичность этого метода: здесь исследователь не имеет прямого контакта с той реальностью, которую изучает, как это имеет место при наблюдении, опросе.

Любой документ - всегда кодированная информация, вбирающая в себя цели и намерения коммуникатора, его видение, интерпретацию реальности.

Все разнообразие документов, используемых в социологическом исследовании, может быть «уложено» в классификации, построенные по различным основаниям.

По критерию «статус документа» могут быть выделены документы:

- официальные;

- неофициальные.

К официальным относятся законы, постановления, протоколы собраний, материалы статистической отчетности, архивы и т.д.

К неофициальным относятся личные письма, дневники, материалы вторичного анализа, сделанные исследователем, любительские видеофильмы и т.д.

По критерию «степень персонификации документа» можно выделить документы:

-личные;

-безличные.

К личным относятся авторские документы: очерк в газете, автобиография, дневник, письма, а также документы, относящиеся к конкретному человеку: читательский формуляр в библиотеке, деловая характеристика, история болезни и т.д.

Безличные документы, напротив, не имеют конкретных авторов и не относятся к тому или иному человеку: статистические материалы, протоколы собраний, законы, финансовая отчетность и т.д.

По критерию «ситуация создания документа» можно выделить:

- спровоцированные социологом документы;

- неспровоцированные (естественные).

К спровоцированным относятся такие документы, которые создаются специально для целей исследования по просьбе социолога. Это могут быть школьные сочинения, автобиографии, мемуары.

Неспровоцированные - это все другие виды документов, естественным образом существующие в социуме, «обслуживающие» нашу повседневную жизнь.

Широко распространена в литературе и классификация по видам материальных носителей. Здесь выделяются документы:

- письменные (все виды печатной и рукописной продукции);

- иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.п.);

- фонетические (радио- и магнитофонные записи, грампластинки и т.п.).

Метод анализа документов практически так же универсален, как и опросные методы. С его помощью можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем'. реконструировать давно ушедшие, но значимые для живущих сегодня людей социальные явления и процессы; описать образы будущего страны, поколения, отдельной социальной группы.

Кроме того, документы содержат информацию о поведении и результатах деятельности людей, так же как и об их сознании: оценках, мотивах, жизненных планах, ценностных ориентациях. Этот метод дает возможность не только реконструировать событие, социальное явление, но еще и понять образ мыслей, ожидания, надежды и разочарования тех или иных социальных общностей. С его помощью можно понять, какие «большие нарративы» были в ходу в стране на конкретном витке ее истории, какие нормы, «правила игры» тогда существовали, как они принимались и одновременно конструировались людьми.

В частности, анализ аттестационных характеристик рядовых инженеров-проектировщиков, осуществленный в рамках известного в отечественной социологии исследовательского проекта «Социально-психологический портрет инженера», проведенного в семидесятые годы под руководством В.А. Ядова, позволил сделать вывод о нормах, действующих тогда в проектных организациях: более всего здесь ценились (конечно, наряду со знанием и опытом) исполнительность и добросовестность, и менее всего оказались востребованными инициатива и творчество, умение самостоятельно мыслить[1].

Метод анализа документов дает возможность изучить явление не только в его статике, «точечно», но и в его динамике, изменении. В самом деле, даже довольно поверхностный «импрессионистский»[2] анализ двух официальных документов: Закона о государственном предприятии от 1987 г. и Закона о предприятии от 1991 г. дает возможность оценить судьбу производственной демократии в постсоветской России. Первый закон вводил в действие новые демократические социальные институты в организациях: Совет трудового коллектива (СТК) как коллегиальный орган, призванный ограничить единоличную власть руководителя; выборность руководителя. Второй закон их фактически отменял.

Еще один пример из российской ситуации. Анализируя письма «простых людей» в прессу в первые перестроечные годы (1987-1991 гг.), выстраивая их во временной последовательности, Н.Н.Козлова смогла «увидеть» крушение «революции надежд» для части россиян: проследить переход от чувства оптимизма, радости по поводу расставания с ужасами прошлого к чувству разочарования, к ощущению распада мира и одиночества[3].

 

2. Виды анализа документов

в классическом социологическом исследовании

В классическом социологическом исследовании используются преимущественно два вида анализа документальной информации:

- неформализованный (традиционный);

- формализованный.

В свою очередь, формализованный вид анализа может быть представлен тремя разновидностями:

- контент-анализом или анализом содержания (от англ-content - содержание);

- анализом статистической информации;

- информативно-целевым анализом текстовой информации.

Остановимся на этих видах анализа подробнее.

 

2.1. Неформализованный анализ документальной информации

Неформализованный анализ основывается на «понимающем» восприятии текста: [4] выделении блоков идей, соответствующих целям анализа. Такое понимание текста достигается за счет усилий ума: использования логических операций синтеза, анализа, сравнения, оценивания и т.д.

С позиции методологии количественного подхода этот вид анализа недостаточно хорош, т.к. «страдает» субъективизмом исследователя, а значит, и возможностью смещения информации, отклонением от «истинного положения дел». В самом деле, понимание текста зависит не только от степени владения исследователем мыслительными операциями (а с этим у каждого человека «свои отношения»), но и от его психофизиологических особенностей: утомляемости, способности концентрировать внимание, памяти и т.д. На восприятие текста большое влияние оказывают и неосознаваемые психические феномены, в частности механизм психологической защиты, когда неприятные для исследователя моменты «сами собой» пропускаются в тексте, а, напротив, приятные сразу бросаются в глаза. Существенна здесь и роль интуиции, знания предмета изучения, а также ценностных ориентации, мировоззрения исследователя, выступающих своеобразной базой оценки, платформой, с позиции которой и воспринимается анализируемый текст.

Следует отличать такой вид анализа документальной информации от простого понимания тех или иных текстов, с которыми каждый человек «имеет дело» в повседневной жизни: мы читаем и пониманием газетные статьи, книги, учебники. Неформализованный анализ как метод исследования предполагает восприятие текста в контексте исследовательской задачи. Это означает, что в соответствии со строгой логикой количественного подхода социолог выдвигает исследовательские задачи, формулирует гипотезу и только потом ищет в тексте подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезе.

Вместе с тем в этом своем качестве неформализованный анализ документальной информации в классическом исследовании используется довольно редко именно в силу названных выше недостатков. В то же время на разведывательном (формулятивном) этапе роль его достаточно велика: вкупе с другими методами - свободным интервью, индивидуальными или групповыми формами экспертного опроса он «помогает» социологу выделить грани проблемы, более других нуждающиеся в изучении, определить предмет исследования, сформулировать гипотезу. Следует подчеркнуть также, что и на этом, разведывательном, этапе не отменяется главная черта неформализованного анализа документа как метода исследования: понимание, восприятие текста здесь происходят в контексте цели исследования, тех исследовательских вопросов (или задач), которые социолог ставит перед собой, приступая к исследованию.

 

2.2. Контент-анализ текстовой информации

Этот вид анализа документов в наибольшей степени соответствует количественному подходу в социологическом исследовании с его ориентацией на достоверное объективное знание: собственно говоря, из потребности преодолеть субъективизм неформализованного анализа он и вышел. Не случайно один из первых его исследователей, американский социолог Б.Берельсон[5], определил контент-анализ как «объективное, систематическое количественное описание явного содержания коммуникации»[6].

Конент-анализ родился в сфере американской журналистики в конце XIX века. В этот период резко возрастают количество печатных изданий, объемы содержащейся в ней информации, да и читательская аудитория стремительно увеличивается. Начинается борьба за читателя, что в конечном счете означает экономическое выживание газет, журналов. В поисках «рецептов» процветания хозяева вынуждены были обращаться к аналитикам, которым надо было, с одной стороны, «справиться» с большими объемами информации, а с другой - описать ситуацию максимально достоверно. Так рождается потребность в количественном анализе текстовой информации, который был бы максимально унифицирован и объективен. Пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем здесь же, в сфере анализа печати, американским исследователем Д. Уилли будут осмыслены и сформулированы основные базовые положения контент-анализа:

1) система категорий (здесь это группировка материала по тем или иным признакам) должна быть применима ко всем газетам общего характера, а не ориентироваться на специальные издания;

2) система категорий должна строиться таким образом, чтобы обладать универсальной сравнимостью. Это означает высокую стандартизацию категорий;

3) система категорий должна давать максимум точности и сводить элемент субъективности к минимуму.

Сегодня контент-анализом называется строго формализованный вид анализа документальной информации, суть которого состоит в переводе ее в количественные показатели с последующей статистической обработкой.

Чаще всего контент-анализ используется в традиционном ключе - для анализа текстовой[7] информации. В то же время в последнее время область его применения становится гораздо шире и «захватывает» и другие документальные источники: фотоматериалы, радиопрограммы, инструменты повседневной деятельности, одежду и т.д. Процедура контент-анализа включает в себя:

- выделение смысловых единиц анализа (категорий анализа);

- определение единиц счета, соответствующих выделенным смысловым единицам;

- определение способа количественной фиксации единиц счета.

Следует сказать, что процедура контент-анализа в полном соответствии с методологическими основаниями количественного подхода воспроизводит дедуктивную нисходящую логику получения знания. Смысловые единицы (категории анализа) здесь - это направления анализа текста, некие теоретические конструкты (или эмпирические обобщения), задаваемые исследовательскими задачами, гипотезами, теоретическим видением предмета в целом.

Единицы счета - это элементы текста, выступающие «представителями», индикаторами той или иной смысловой единицы. Единицы счета весьма разнообразны. Это могут быть как отдельные слова: термины, имена исторических или политических деятелей, названия городов, так и более сложные элементы текста: словосочетания, отдельные суждения, целые абзацы, темы. Существует целый ряд способов количественной фиксации единиц счета, которые зависят от того, какие именно фрагменты текста исследователь выбрал в качестве единиц счета. Это может быть и их количество в тексте (частота употребления), если единица счета - понятие, имя собственное или определенные словосочетания. Это может быть и физическая протяженность: объем площади или количество строк, столбцов, колонок, если единица счета, например, тема материала.

Как выбираются единицы счета, эти эмпирические «заменители» теоретических конструктов в тексте? Для этой цели социолог разрабатывает классификатор - документ, в котором смысловым единицам анализа приводятся в соответствие их эмпирические «аналоги» (см. табл.1).

Главная задача такого классификатора - обеспечить максимальную полноту представленности смысловых единиц анализа через элементы конкретного текста. Для этого

Таблица 1

Классификатор контент-анализа текстов брачных объявлений

Обобщенные группы социальных и психофизиологических характеристик: смысловые единицы анализа Индикаторы характеристик в тексте (единицы счета)
1. Качества «жены» «Люблю готовить», «вкусно готовлю», «заботливая», «хороший друг», «умею создавать уют», «конфликтов по пустякам стараюсь избежать», «домашний труд не в тягость», «домашним хозяйством занимаюсь с удовольствием»
2. Качества характера   «Мягкая», «спокойная», «веселая», «жизнерадостная», «ровная в общении», «доброжелательная», «скромная», «уважаю людей открытых», «добра», «общительна»
3. Увлечения в свободное время «Люблю ходить в походы», «люблю путешествовать», «люблю шить», «предпочитаю проводить время на даче», «предпочитаю свободное время проводить дома», «люблю книги», «обожаю театр», «люблю активный отдых», «ценю поэзию», «увлекаюсь игрой на гитаре», «люблю хорошие книги по вечерам в уютной квартире»
4. Характеристики уровня материальной и жилищной обеспеченности «Материально независима», «в жилплощади не нуждаюсь», «рассчитываю на улучшение жилищных условий, «материально и жилищно обеспечена»
5. Внешние данные «Выгляжу соответственно возрасту», «внешность приятная», «небольшого роста», «полная», «к полноте склонна», «внешность не приносит огорчений».

 

Примечание: здесь приведено соотнесение обобщенных групп социальных и психофизиологических характеристик женщин с их индикаторами в текстах брачных объявлений.

социолог из всего массива анализируемых текстов случайным (вероятностным) способом (можно использовать механический отбор) отбирает те из них, которые надлежит рассмотреть «сквозь» выделенные смысловые единицы анализа. При этом он «набирает» элементы - индикаторы из первого текста, затем дополняет их элементами из второго текста и так до тех пор, пока не будет попадаться ни одна новая единица счета: новые словосочетания или отдельные слова.

Считается, что получившееся таким образом «пространство» единиц счета достаточно полно «представляет» определенную смысловую единицу в массиве текстов, которые будут анализироваться. Именно с этим «пространством» кодировщик будет сверять каждый анализируемый текст из общего объема текстовой информации[8].

Возможно ли появление в нем тех единиц счета (понятий, словосочетаний, тем и т.д.), которые не попали в классификатор? Конечно, возможно: мы помним, что существует ошибка репрезентативности (см. тему 2 части 1). В этом случае кодировщик вместе с исследователем решает вопрос о соответствии новой единицы счета смысловой единице и дополняет классификатор.

В полном соответствии с идеями классического подхода доказательство выдвинутой гипотезы в контент-анализе происходит средствами математики. Для этого могут определяться:

1. Частота употребления в тексте смысловой единицы. В этом случае рассчитывается удельный вес (частость) соответствующих выделенных единиц счета в общем объеме знаков текстовой информации.

Например, можно подсчитать удельный вес единиц счета, репрезентирующих такие смысловые единицы анализа, как основные социальные группы российского постсоветского общества: рабочие, интеллигенция, предприниматели, коммерсанты, политики и т.д[9]. В исследовании, посвященном анализу представленности этих групп в ведущих российских средствах массовой информации, был сделан вывод о колебаниях в престиже этих групп в последнее десятилетие, а также о «возвышении» некоторых из них в общественном сознании (политиков, предпринимателей) и «падении» других (рабочих, интеллигенции).

2. Объем внимания, уделяемый смысловой единице в содержании текста.

Для этого могут быть рассчитаны удельный вес площади абзаца, или всего текста в общем объеме площади материала, а также количество строк, колонок, печатных знаков, минут вещания, посвященных той или иной единице анализа.

Таким способом можно сравнивать объемы внимания к разным смысловым единицам анализа в рамках одного и того же средства массовой информации или к одной и той же смысловой единице - в различных каналах информации. Например, можно сравнить объем внимания к вопросам защиты прав человека в разных городских газетах или, наоборот, соотнести масштабы правового и экологического просвещения в рамках одного ведущего издания города.

Лоуренс Ньюман вводит еще ряд понятий, характеризующих технику контент-анализа, единица анализа (не путать со смысловой единицей анализа - категорией анализа) и «популяция». Прежде всего, эти понятия используются там и тогда, когда исследователь проводит контент-анализ с помощью выборочного метода. Единицей анализа здесь выступает элемент выборки: статья, газета, журнал и т.д. Популяция же включает в себя всю совокупность единиц анализа, относящихся к определенному периоду времени. Термин «популяция» созвучен понятию «генеральная совокупность» в теории выборочного метода. Из популяции выбранных единиц анализа социолог выборочным путем, используя известные технологии отбора, формирует ту совокупность материалов, которую будет непосредственно анализировать. Рассмотрим пример такого отбора, который приводит американский исследователь[10]. Вот как автор пишет об этом:

" Например, я хочу узнать, как изображаются женщины и представители меньшинств в американских еженедельных журналах. Избранная мною единица анализа – cтатья. Избранная мною популяция включает все статьи, опубликованные в Time, Newsweek, U.S.News & World

Report между 1969 и 1989 гг. Прежде всего я проверяю, издавались ли названные журналы в указанные годы, и тщательнейшим образом определяю, что понимается под «статьей». Например, являются ли статьями тексты, представляющие собой обзоры кинофильмов? Можно ли определить минимальный размер текста (например, текст, состоящий из двух предложений), позволяющий квалифицировать его как статью? Если статья состоит из нескольких частей (и печатается в нескольких номерах), следует ли рассматривать эти части как отдельные статьи или же как одну? Далее я исследую указанные три журнала и обнаруживаю, что в среднем каждый номер содержит 45 статей. В год издавалось 52 еженедельных номера. Учитывая 20 лет определенных мною временных рамок, популяция состоит из около 140000 статей (3x45x52x20=140400). Рамочные параметры для выборки задаются перечнем всех этих статей. Затем я принимаю решение о размере выборки и дизайне. Учитывая размер бюджета и времени, я решаю ограничить выборку размером 1400 статей. Таким образом, пропорция выборки составляет 1%. Я также избираю дизайн выборки. Я избегаю систематизированной выборки, поскольку журнальные издания выходят в свет циклично, в соответствии с календарем (например, интервал между выходом каждого из 52 номеров на протяжении каждого года -всегда неделя). Все номера важны для исследования, поэтому я использую стратифицированную выборку. Стратификация проводится по журналам: 1400/3=467. И так как я хочу быть уверенной, что статьи репрезентируют каждый из 20 годов, то выборка стратифицируется также и по годам. Результат - примерно 23 статьи из каждого журнала за год.

Наконец, я описываю пространство случаев для выборки, используя таблицу, в которой случаи описываются по номерам, чтобы присвоить 23 номера для 23 отобранных статей из каждого журнала за каждый год".

Известный американский социолог Р.Мертон вьделил шесть типов контент-анализа в зависимости от целей исследования и его объекта.

Первый из них основан только на подсчете символов (определенных ключевых слов, словосочетаний), содержащихся в текстовой информации. Такой анализ позволяет определить объем внимания канала к той или иной проблеме, теме: ее представленность в общем объеме информации. Кроме того, таким способом можно определить и намерение коммуникатора, его позицию. Так, анализируя объем внимания к темам, представленным в материалах одной из новокуйбышевских газет (мы уже упоминали это исследование - тема 1 части 2), мы смогли определить, что главная целевая аудитория этой газеты - пенсионеры: проблемам, которые могли бы быть интересны для молодежи, здесь уделяется незначительное внимание.

В рамках такого анализа можно получить информацию, касающуюся не только того или иного канала массовой информации, но и относящуюся к социальным явлениям, процессам. Так, например, анализ брачных объявлений, классификатор которого представлен в табл. 1, позволяет получить знание о социокультурных нормах, действующих на рынке брачных услуг, оценить направленность развития брачно-семейных отношений в той или иной культуре.

Второй тип включает в себя и анализ отношения, позиции газеты относительно того или иного явления. Анализ здесь также основан на подсчете символов, но сами символы выражают то или иное отношение.

В исследованиях, как правило, фиксируется положительное, отрицательное и нейтральное отношение. Возможен и вариант так называемой сбалансированной позиции, когда отрицательное отношение к одним аспектам социального явления «мирно сосуществует» с положительным восприятием коммуникатором (автором или редакцией) других граней этого явления.

Следует сказать, что реальное осуществление такого вида контент-анализа - достаточно сложная задача: практически отсутствуют критерии, по которым можно было бы точно определить «знак» тех или иных ключевых слов. Конечно, слова, используемые в тексте, несут в себе тот или иной «знак» отношения к явлению. Например, такие слова, как «предприниматель» или «новые русские», маркируя одну и ту же новую социальную группу, появившуюся в постсоветском социально-экономическом пространстве, тем не менее характеризуют разный знак отношения к ней. Это же самое можно сказать относительно словесной пары «коммерция - спекуляция»: одно и то же явление - факт продажи продукта с выгодой для себя - здесь полярно оценивается.

Вместе с тем подлинное отношение коммуникатора, видимо, можно оценить, не столько измеряя частоту употребления «положительных» или «отрицательных» ключевых слов, сколько оценивая с этой позиции весь материал. Впрочем, сделать это также нелегко: тексты, как правило, не так часто содержат открытые, явно выраженные оценки, намерения автора. Чаще всего то или иное отношение присутствует в тексте в неявной скрытой форме, «уловить» которое с помощью контент-анализа практически невозможно. В этом случае говорят об общем оценочном контексте, восприятие которого исследователем как положительного, нейтрального или отрицательного производится с помощью традиционного анализа.

Социолог может количественно, т.е. через контент-анализ, определить одну из граней отношения коммуникатора к представленному в тексте явлению: модальность сообщения. Под модальностью здесь понимается целевая установка текста, его отношение к реальности. Так, отношение к реформе школьного образования может быть выражено разной модальностью (в тексте это - различные ключевые слова). Присутствие в тексте слов «необходима», «обязательна» говорит об одной модальности текста, «выдавая» позицию автора. Наличие в тексте других слов: «возможна», «стоит попробовать» свидетельствует о более осторожной позиции автора относительно реформы школьного образования или отдельных ее аспектов.

Спектр различных модальностей достаточно широк: это и разрешение или запрет («запрещено», «допустимо», «разрешено», «нельзя допускать» и т.д.), и долженствование («обязан», «должен», «входит в обязанность», «святой долг каждого», «не обязан» и т.д.), и желательность («следовало бы», «было бы хорошо», «имело бы смысл «и т.д.), и побуждение к действию («мы должны разобраться», «надо освоить», «давайте подумаем вместе» и т.д.).

Анализ модальности текста можно дополнить анализом характера сообщения: прямого или косвенного. Прямое сообщение предполагает текст, идущий от имени автора, либо ссылку на реальные факты. В косвенном - делается ссылка на источник мнения. Здесь автор как будто снимает с себя ответственность за сказанное, предоставляя читателю самому решать, прав ли автор высказывания или нет.

Например, суждение: «В последние 2-3 года наметилось некоторое оживление экономики» - пример прямого характера текста. При косвенном характере это сообщение выглядело бы так: «По мнению правительства, в последние 2-3 года наметилось некоторое оживление экономики».

Третий тип контент-анализа - это анализ по элементам. Элементами, как правило, выступают сцены в фильме, фотографии к статьям, песни в радиопрограмме и т.д. Здесь выделяются главные и второстепенные материалы. Так, анализ содержания фотографий, расположенных на первых и последних страницах той или иной газеты, мог бы говорить о ее предпочтениях относительно конкретных социальных групп, представители которых изображены на фотографиях. В этом плане обязательность фотографий рабочих на первых страницах наиболее покупаемых советских газет «Правда», «Комсомольская правда», «Известия» демонстрировала их лояльность к идеологии пролетарского государства.

Еще один тип контент-анализа - тематический анализ материалов газеты. Он предполагает определение исследователем всего «многоцветья» явных и скрытых тем, выделение крупных классов этих тем, подсчет частоты их представленности на страницах газеты.

Еще два типа анализа, встречающиеся достаточно редко, это структурный, направленный на анализ взаимоотношения различных тем такой же, ориентированный на изучение взаимоотношений различного рода материалов с целью достижения единой цели. Оба этих анализа используются для анализа пропагандистских кампаний.

В целом контент-анализ рекомендуется использовать в том случае, когда исследователь имеет дело с большим количеством информации, которую с помощью традиционного анализа невозможно охватить. Обращение к этому виду анализа документов целесообразно и тогда, когда требуется достаточно достоверное знание о социальных явлениях или процессах. Не случайно результаты контент-анализа могут рассматриваться в судебном разбирательстве по тому или иному делу в качестве доказательства.

Вместе с тем сегодня к контент-анализу как «выразителю» идеологии количественного подхода есть и принципиальные претензии. В последние десятилетия все больше осознается, что текст следует рассматривать в качестве социального объекта, взаимодействующего со своей аудиторией. Это означает, что вне социального контекста отдельные высказывания или даже тексты могут иметь неопределенное значение, либо восприниматься как бессмыслица. Следовательно, с этих позиций для социального анализа недостаточно изучение сообщения самого по себе без учета взаимных ориентации участников коммуникативного процесса и социального контекста, как это делается в контент-анализе. Базовое допущение этого вида анализа о существовании однозначного объективного смысла текста, который достаточно просто может быть восстановлен из него самого, начинает казаться сомнительным.

 

2.3. Анализ статистической информации

Всевозможные сборники, содержащие уже статистические обработанные данные, т.е. представленные количественно, - прекрасный источник информации в классическом социологическом исследовании. Это могут быть официалъные документы, выпускаемые органами государственной статистики на федеральном и региональном уровнях. Это могут быть также отчеты, подготовленные крупными производственными и общественными организациями для собственных нужд, а также для нужд вышестоящих управленческих структур. Источниками статистической информации могут быть и различные справочники, биографические издания, словари и т.д.

Как правило, такого рода информация используется социологом для подтверждения выдвинутых теоретических гипотез в том случае, если в гипотезе представлены те переменные, которые содержатся в статистических данных. Вместе с тем понятно, что статистическая информация, как правило, собирается, «упаковывается» в определенные группы, классы для целей, далеких от целей социолога.

В таком случае социолог может использовать так называемый вторичный анализ статистической информации. Он представляет собой рассмотрение этой информации под углом зрения исследователя, в контексте его познавательных задач. Фактически это повторный анализ одной и той же информации, сделанный другим исследователем для других целей. Иногда такой анализ может сопровождаться перегруппировкой представленного материала по другим основаниям, также находящегося в документе, и важного для подтверждения (или неподтверждения) выдвинутой исследователем гипотезы. Искусство вторичного анализа официальных документов -довольно сложное, требующее от социолога сочетания трудно сочетаемого: изобретательности и строгости, точности.

 

2.4. Информативно-целевой анализ текстов

В последние годы российским исследователем Т. Дридзе был разработан еще один вид формализованного анализа, правда, только текстовой информации – информативноцелевой. В рамках этого подхода текст рассматривается как целостная иерархическая содержательно-смысловая структура, объединенная авторским замыслом (коммуникативным намерением). Это объединение функционально, т.е. ориентировано на достижение конкретной цели общения[11].

Основная задача этого метода состоит в том, чтобы оценить конкретный текст с точки зрения его первичной и вторичной информативности. Здесь первичная информативность характеризуется не абсолютным количеством информации в тексте, но лишь той ее частью, которая станет достоянием реципиента (т.е. человека, воспринимающего информацию). Первичная информативность описывает потенциальную способность конкретного текста донести замысел, основное коммуникативное намерение автора до потребителя.

Вторичная информативность понимается как потенциальная способность конкретного текста служить источником тех сведений, которые ищет читатель, не задумываясь о целях порождения автором этого текста. Как правило, читатели находят много полезного, интересного в тексте «поверх» или вопреки коммуникативным намерениям автора. Это означает, что первичная и вторичная информативности чаще всего не совпадают друг с другом, создавая «смысловые ножницы».

Социолог, приступая к анализу текстов, исходя из своих исследовательских задач, тоже рассчитывает на вторичную информативность: преобладающее большинство документов, циркулирующих в обществе, не создается для социолога, для целей научного анализа, у их авторов - свои собственные коммуникативные замыслы, далекие от интересов социологии.

В этом случае информативно-целевой анализ больших, текстовых разноплановых массивов ориентирован на изучение содержания с целью выявления, сопоставления, систематизации и сведения в системы данных о социальных явлениях или процессах. Здесь конкретный текст признается информативным в той мере, в какой в его содержании обнаруживаются сведения, соответствующие целям исследования.

В этом своем варианте информативно-целевой анализ соединяет в себе элементы дедуктивного анализа (контент-анализ), индуктивного, где исследователь идет от текста, и информационного, когда извлеченные из текста индикаторы смысловых единиц «ставятся в жесткие координаты существующих между ними семантических отношений»[12]. Для оценки первичной информативности текста исследователь анализирует макро- и микроструктуры текста, где макроструктура - это иерархия разнопорядковых смысловых блоков, а микроструктура - набор внутри текстовых связей между опорными смысловыми узлами текста (фактами), которые образуют логикофактологическую цепочку, на основании которой рассчитывается гипотетический коэффициент информативности[13]. По величине этого коэффициента судят об уровне первичной информативности текста: при максимальном значении его (К=1) текст в высшей степени информативен, т.е. воспринимается реципиентом (или, точнее, будет восприниматься) максимально адекватно цели коммуникации. В целом, чем «дальше» этот коэффициент от единицы, тем в меньшей степени он будет адекватно восприниматься.

Оценка первичной информативности текста помогает сделать ряд практически важных операций:

- внести изменения в текст таким образом, чтобы лингвистический его план (языковые средства), логика развертывания в наибольшей степени соответствовали содержательно-смысловой структуре, т.е. коммуникативным намерениям коммуникатора;

- сократить (сжать) текст, снять его избыточность без устранения смысловых узлов.

В социологии оценка первичной информативности может быть использована в методических целях. В частности, И.П.Киселева проводила такой анализ текстов интервью с путеводителем, которые использовала на разведывательной стадии исследования: успех взаимодействия интервьюера и респондента и на этом этапе зависит в значительной мере от того, насколько адекватны друг другу «фокусы вопросов и ответов»[14].

Информативно-целевой анализ здесь выступает средством обнаружения и устранения «смысловых ножниц» между порождением текста и его восприятием респондентом. Анализ макро- и микроструктуры восьми интервью, расчет коэффициентов информативности каждого из них позволил оценить качество формулировок вопросов с точки зрения их соответствия целям исследования (коммуникативного замысла исследователя). Это, в свою очередь, дало возможность определить лучшие из них, т.е. такие, при которых соответствие вопросов и ответов на них оказалось максимально полным. Понятно, что использование таких формулировок в тексте интервью сослужит наибольшую пользу исследователю.

 

2.5. Проблема надежности документальной информации

Классическая парадигма социологического исследования с ее нацеленностью на достоверное знание всегда ставит этот важный вопрос: насколько надежна документальная информация, насколько ей можно доверять?

Прежде всего, качество получаемой таким методом информации зависит от надежности ее источника. Как оценить ее? Считается, что первичные документы, содержащие информацию «из первых рук» (дневники, тексты интервью), всегда надежнее вторичных, «перекраивающих», «перемалывающих» первичную информацию для целей анализа (отчеты по исследованию, материалы государственной статистики и т.д.). При использовании вторичных документов полезно знать цель их написания, чтобы представить себе степень их надежности. Так, отчет о деятельности организации, представленный в вышестоящие органы (речь идет о государственных организациях), как правило, не очень надежный документ, т.к. реализует установки администрации «выглядеть лучше», «не выносить сор из избы». В то же время отчет о деятельности подразделений, подготовленный для «внутреннего использования», для реального анализа ситуации заведомо более надежен. Исследователю, использующему вторичные документы, необходимо представлять себе и ситуацию подготовки документа, чтобы определить меру его надежности: кто готовил документы, откуда, из каких источников брались первичные данные; каким методом осуществлялся их сбор и т.д. Наиболее надежными являются документы, подготовленные независимыми экспертами: социологами, финансовыми аналитиками и т.д.

Особенное значение это требование имеет применительно к официальным личным документам: книгам, газетным статьям, мемуарам. Знание ситуации, при которой готовился официальный документ, помогает оценить меру возможного смещения, отделить «ритуальные» пассажи, диктуемые социальным контекстом, от «истинной» информации, соответствующей мнениям автора.

Данные формализованных интервью или Карточек наблюдения считаются надежными, если они выполнены в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к ним: шкалы проверены на обоснованность и устойчивость данных, а Карточки наблюдения являются результатом контролируемого (самого надежного) вида наблюдения.

Анализируя тексты личных документов (дневников, мемуаров, писем), полезно помнить, что фактуальная информация всегда более надежна, чем оценочная. Кроме того, видимо, более достоверны те детали, которые автор считает несущественными, неважными.

 

3. Анализ документов в качественной парадигме социологического исследования

3.1. Традиция изучения «человеческих документов»

В качественном социологическом исследовании могут использоваться любые документы. В то же время особой любовью здесь пользуются личные и особенно так называемые «человеческие документы» как особая их разновидность: письма, дневники, воспоминания, автобиографии и т.д.

К документам такого рода следует отнести такие, где человек «сам рукой водит», т.е. не пропущенные сквозь чью-либо интерпретацию, «живые». Транскрипт интервью, тоже личный документ, с этой позиции не может быть отнесен к «человеческим документам» по той причине, что «прошел» сквозь стадию транскрибирования, т.е. определенной обработки и потому неизбежной интерпретации «живого» языка интервью. Мы помним, что многие связывают само возникновение качественного подхода с анализом писем польских эмигрантов, проведенного У. Томасом и Ф. Знанецки в своем знаменитом «Польском крестьянине».

Новый всплеск интереса к личным и особенно «человеческим документам» происходит в 80-е годы. В этот период начинает остро осознаваться плюралъностъ социальной жизни, разнообразие ее форм, традиций, жизненных стилей, языковых игр. Новая культурная и познавательная ситуация в гуманитарном познании побуждает обратить внимание исследователей на «цветущую сложность культуры», когда рядом с вполне современными модернистскими формами жизни соседствуют немодернистские, традиционные, столь же ценные и важные и отнюдь не должные «отмирать», уступив место современным. В рамках такого умонастроения среди социологов возникает мощная потребность «восстановить» неведомую, замалчиваемую историю, «дать голос» «маленьким людям», чьи «наивные» тексты «забивались» «большими нарративами», создаваемыми учеными, политиками, интеллектуалами в целом.

Внимание к таким документам стало своего рода знаком эпохи и превратилось в особую традицию использования метода анализа документальной информации.

Погружение в «человеческие документы» дает возможность исследователю проникнуть в «незаметность» повседневной жизни «простого человека», в которую так или иначе «вписана» история, понять социальный контекст одной-единственной человеческой судьбы: события, «правила игры», идеологемы, представления и ожидания. Понять этот «социальный фон» социолог может, используя так называемые реалистический и нарративные подходы (мы об этом говорили в теме 4 части 1). Кроме того, очень важное значение здесь имеет и анализ языка текста. Язык пишущего - это выражение и производство его статуса, его «места» в социальной структуре, характеристика его символического капитала[15].

Как правило, «документы жизни» анализируются методом традиционного (качественного) анализа, «внимательного вглядывания». Результатом такого изучения чаще всего выступает комментарий, в котором теоретические понятия «переплетены» с метафорами, аналогиями, фрагментами «живого» текста.

Сами по себе эти «документы жизни» достаточно разнородны. Одни из них написаны на «нелитературном языке», без точек и запятых, с орфографическими и стилистическими «ошибками». Это так называемое «ручное», «наивное» письмо. Отрывок из такой «книги жизни», написанной женщиной «из народа», крестьянкой с пятью классами образования Е.Киселевой (эту рукопись анализировала Н.Козлова), мы приводили в теме 4 первой части. Чтение таких текстов большей частью подобно переходу в «мир иной», не похожий на мир литературного языка, субъектности и рационального мышления, в котором привык жить интеллектуал. Это тексты, в которых ощущается присутствие живого тела и живого голоса.

В других - сплошные клише, как будто в человека заложена машинка, которая пишет «за него». Самые уникальные события своей жизни здесь описываются одинаковым официальным, «газетным» языком. В третьих текстах обе эти разновидности письма смешаны, переплавлены, дополняя и конкурируя друг с другом.

Особый интерес для социологов представляют такие «человеческие документы», которые люди ведут всю жизнь: меняется сам пишущий, и вместе с ним меняется и язык текста - ручное «самодельное» письмо постепенно превращается в «нормальный», литературный язык.

 

3.2. Аполитическая индукция и «grounded theory» (обоснованная теория) как способы обработки информации в качественном исследовании

В качественном исследовании, ориентированном на производство теоретического знания (мини-концепции), для обработки документальной информации могут использоваться методы «grounded theory» и «аналитической индукции». О технологии осуществления «grounded theory» мы уже говорили в теме 2 части 2. Там обоснованная теория рассматривалась прежде всего как особый тип качественного социологического исследования, предполагающий специфическую организацию сбора и анализа полученной информации[16]. Между тем «обоснованная теория» - это и определенный способ обработки уже готовой собранной информации, содержащейся в документах - транскриптах интервью. Пример, приводимый в этой теме из нашего исследования, демонстрирует эту возможность «grounded theory».

Метод аналитической индукции направлен на описание «процесса разработки и верификации гипотез и определения новых понятий в качественном исследовании[17]. Мы уже говорили ранее, что в качественном исследовании реализуется индуктивная логика получения знания: от частного - конкретной первичной информации, содержащейся в документе, к общему - мини-теории, общей для некоторой совокупности случаев (в нашем случае документов). Одним из вариантов ее и является аналитическая индукция как определенная логика получения теоретического знания из частных случаев, «сырых данных».

Кратко эту логику можно проиллюстрировать следующим образом.

Есть некоторый набор случаев (документов транскрип-тов интервью), например, А, В, С, D, E, F, Берем документ А и изучаем его характеристики. Ему присущи признаки Р, R, S. Кратко это можно записать так: А (Р, R, S). Исследуем другие документы таким же образом:

В (Q, R, S),

С (Q, P, S),

D (К, R, S),

E(K, P, S),

F(K, Q, S).

Сравнивая эти случаи (документы), можно сделать вывод: общим и повторяющимся будет признак S. Остальные признаки либо специфичны только для отдельного случая, либо исследователь не сумел выделить нечто существенное, что объединяло бы эти разные признаки. Во втором случае, а у нас - именно он для признаков К, Р, Q, R, ищутся обобщающие их объяснения, которые могли бы быть применимы для каждого случая из исследуемых. В конечном итоге вывод может быть следующим: для существования феномена N необходимым и достаточным является наличие признака S и любых других, общих для изучаемых случаев. Отсутствие этих признаков свидетельствует и об отсутствии самого феномена.

Метод аналитической индукции, таким образом, направлен на выявление типического, общего для совокупности изучаемых элементов. Американский социолог Д.Тернер назвал эту логическую процедуру поиском универсального, т.е. эмпирически установленных общих причин, основанном на тщательном изучении каждого из отобранных случаев.

Впервые аналитическая индукция подробно была описана американским исследователем У.Робинзоном, где он выделял шесть этапов:

1) приблизительное определение изучаемого феномена;

2) формулирование гипотез, его объясняющих;

3) исследование одного случая с целью определения соответствия гипотезы реальным данным;

4) пересмотр гипотезы, если она не соответствует данным, либо переосмысление самого феномена, либо исключение случая как не соответствующего изучаемому явлению.

5) исследование нескольких случаев, чтобы была достигнута некоторая определенность.

В качестве шестого этапа Робинзоном была выдвинута идея необходимости продолжения анализа случая до тех пор, пока не будут установлены достаточно надежно «универсальные взаимосвязи».

Таким образом, в этой процедуре зафиксированы две важнейшие процедуры, характерные для качественного исследования:

- пересмотр гипотезы, если имеются данные, противоречащие ей;

- возможность изменения самого определения изучаемого феномена.

-

 

3.3. Специфические методы обработки документальной информации

В качественном исследовании для поиска типических паттернов (образцов) поведения и сознания, а также их интерпретации на теоретическом языке могут использоваться достаточно разнообразные методы. Л. Ньюман выделяет пять из них: иллюстративный, поступательную аппроксимацию, аналитическое сравнение (техники согласия и различия), анализ доменов и построение идеальных типов.

Иллюстративный метод используется для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию. При помощи такого метода исследователь примеривает теорию к конкретной социальной ситуации или организует данные, содержащиеся в документах в соответствии с предшествующей теорией. Существовавшая ранее теория предоставляет «открытые ящики» (белые пятна), а исследователь смотрит, в какой мере информация, содержащаяся в документах, может заполнить эти «ящики». Эта новая информация подтверждает или не подтверждает теорию, которую исследователь использует как инструмент для интерпретации изучаемых документов.

Поступательная аппроксимация предполагает возобновляемые итерации (повторения) или циклические возвраты при прохождении шаг за шагом сквозь текстовую информацию к результату - мини-концепции. Социолог начинает с исследовательских вопросов, а также с некоторых предположений (гипотез). Затем он апробирует их на данных, содержащихся в первых документах массива. Это позволяет увидеть, насколько предварительная гипотеза соответствует данным, раскрывает их характеристики. При несоответствии создается новая гипотеза, в большей степени соответствующая текстовой информации.

Затем исследователь анализирует следующий документ, чтобы проверить уточненную гипотезу на предмет ее соответствия данным второго документа. На этой стадии все повторяется сначала. Гипотеза может уточняться или быть отброшенной вовсе. Тогда исследователь формулирует новую гипотезу. На каждой такой стадии «свидетельства и теория оформляют друг друга». Этот процесс называется аппроксимацией, сближением, так как «модифицированные концепции приближаются к более полным свидетельствам и модифицируются снова и снова, пока постепенно не становятся более аккуратными»[18]. Каждое прохождение через «сырые данные» здесь принципиально предварительно и неполно, выступает лишь этапом в циклическом движении к адекватной миниконцепции.

Логические процедуры согласия и различия, составляющие суть метода аналитического сравнения, были разработаны английским философом Дж. Ст. Миллем как возможные логические основания эксперимента (логика «единственного различия» и «единственного сходства»). Вместе с тем они могут успешно применяться и при анализе информации в качественном исследовании. В отличие от иллюстративного метода, где нужно в готовой теории только заполнить «пустые ящики», исследователь здесь в полном соответствии с логикой качественного подхода ищет повторяющиеся образцы «внизу», в текстовой информации, чтобы противопоставить их альтернативным объяснениям и теоретически описать.

Используя логический прием согласия, социолог акцентирует свое внимание на том, что является сходным во всех текстах. Он устанавливает тождественный результат, а затем пытается найти общие черты, которые можно было бы квалифицировать как причины. При этом типические черты ищутся путем исключения (элиминирования) тех возможных причин, которые не являются общими для всех анализируемых текстов. Затем те сходные моменты, которые могут быть причинами одинакового результата, могут объединяться в более общие термины. Смысл такой логики заключается в том, чтобы доказать, что в изучаемых документах, несмотря на некоторые различия, есть сходные типические черты, которые могут быть квалифицированы социологом как некоторые причины и их следствия (результаты).

Логический прием различия состоит в том, что социолог классифицирует документы как по сходным чертам, так и по противоречащим им. При этом он фиксирует как тождественные причины и результаты в документах, так и ищет сходства (общие причины и результаты) в альтернативных случаях. Определенная симметрия в анализируемых документах в этой логике усиливает доказательность предположительной гипотезы. Обобщения, получаемые с помощью такой логики (в том числе и логики согласия), не носят универсального характера, то есть не являются законом, но тем не менее теоретически описывают явление в определенном социальном контексте (время, место, условия).

Например, в одних транскриптах нарративного интервью с жителями Самары трудоспособного возраста в конце 90-х годов мы фиксируем высокий уровень образования и высокую ценность работы в сочетании с достаточно высоким уровнем материального достатка. В другой совокупности текстов мы отмечаем низкий уровень обргзования в сочетании с другим набором ценностных ориентации и низким материальным статусом. В итоге мы можем сделать обобщение: уровень образования, а также характер ценностных ориентации являются факторами, определяющими успешность или неуспешность экономического поведения трудоспособного населения Самары в конце 90-х годов.

Анализ доменов как метод обработки информации в качественном исследовании был разработан американским исследователем Дж. Спрэдли. Доменом Спрэдли называет единицу культурного окружения, организующую концепцию. Домены включают в себя три части: покрывающий термин или фразу, семантическое отношение и включенный термин. Покрывающий термин - это просто название домена. Включенные термины - это подтипы или части доменов. Семантическое отношение показывает, каким образом включенный термин логически встраивается внутрь домена. В качестве семантического отношения могут быть использованы такие суждения: «такой стиль жизни, как», «человек подобного рода», «товары этого вида» и т. д.

Л. Ньюман как пример домена приводит исследование В. Зелицер, которая изучала изменение ценности «дети» в американском обществе, анализируя документы, так или иначе относящиеся к детской смертности в конце XIX века. В этом исследовании в качестве домена выступало отношение к детской смертности (покрывающее суждение). Суждения о различных представлениях по поводу этого явления, которые были обнаружены в текстах, - это включенные термины. Семантическое отношение здесь, включающее эти термины в домен, «является примером чего-либо». Такого рода домены называются аналитическими: покрывающие термины здесь «идут от исследователя», из его предварительных гипотез, предзнания в целом. Они -конструкция исследователя, пытающегося таким образом структурировать анализируемый текст. В то время покрывающий термин «вырастает из текста», соответствует ему.

Исследователь, использующий этот метод, «продвигаясь по тексту», создает аналитические заметки, из которых потом и черпает покрывающие термины, формируя домены. После того как домены созданы, осуществляется организация доменов путем установления различия и сходства между ними. Исследователь затем объединяет домены, где это возможно, в типы как более общую конструкцию, куда домены входят уже в качестве включенных терминов. Так происходит индуктивное восхождение от «сырых данных» к некоторым обобщающим категориям, к построению типологии социального явления, «вырастающей» из текстовой информации.

Метод идеальных типов, предложенный М. Вебером предполагает использование моделей, ментальных образований, описывающих то или иное социальное явление в качестве базы для сравнения с «живой» социальной реальностью. Модель представляет собой «чистый» образец, идеальную умозрительную конструкцию, созданную исследователем. Сравнение ее с конкретным «случаем», как правило, далеким от идеала, помогает исследователю понять специфические черты изучаемого объекта, его «особость», увидеть сходство или различие с подобными явлениями, подчеркнуть уникальность контекста. В этом смысле идеальный тип выступает своеобразным инструментом, организующим текстовую информацию в определенном направлении для реконструкции социального явления.

 

Ключевые слова

Документ, виды документов, традиционный анализ, контент-анализ, информативно-целевой анализ, смысловая единица анализа, единица счета, классификатор, коэффициент информативности, «человеческие документы», аналитичекая индукция, пересмотр гипотезы, сравнение.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как понимается термин «документ» в социологии?

2. Опишите основания для классификации видов документов.

3. Что такое «человеческие документы»?

4. Какие виды анализа документальной информации используются в классическом социологическом исследовании?

5. Что такое традиционный анализ документов?

6. Опишите основные понятия контент-анализа.

7. Как обрабатывается информация в контент-анализе?

8. Опишите сущность и назначение информативно-целевого анализа документов.

9. Опишите условия появления интереса к «человеческим документам».

10. Опишите алгоритм обработки документальной информации в логике «grounded theory».

11. В чем состоит основная идея метода аналитической индукции?

12. Опишите основные этапы этой логики.

13. Опишите основную идею поступательной аппроксимации.

14. В чем особенности метода аналитического сравнения?

15. Как используется метод анализа доменов при обработке текстовой информации?

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

1. Исупова О.Г. Различные подходы к анализу текстов и возможность их применения в социологических исследованиях // Методология и методы социологических исследований. Программа магистерского обучения. М., 1996.

2. Козлова Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Sociologos'96.

3. Козлова Н., Сандомирская И. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопросы социологии, 1996. Вып.7.

4. Киблицкая М. Дневники как метод тендерной социологии: стратегии выживания одиноких матерей // Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999.

5. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. №10.

6. Малышева М. Способы кодирования и анализа качественных данных // Возможности использования качественной

методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинара. М; 1997.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. М.: Наука, 1990.

8. Рябинская Н.с. Текст и социальная структура // Социологический журнал. 2000. №3/4.

9. Татарова Г. Методология анализа данных в социологии. М: Издат. дом «Стратегия», 1998.

10.Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М.: Инстт социологии РАН, 1996.

11.Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.

12.Ярская-Смирнова Е. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках: Тезисы докладов Международной научной конференции. 25-27 сентября 1998 г. Самара, 1998.

13.Neuman L. W. Social methods. Quantitative and Qualitative approaches. Allan and Bacon, 1994.

14.Silverman D. Doing qualitative research. A practical Hand book. Sage Publications. London. Thouthand Oaks. New Delhi, 2000.

15.Strauss Anselm L. Qualitative Analysis for social scientists. Cambridge, Universiy Press, 1987.

 


 

[1] Подробно см.: Социально-психологический портрет инженера. М.: Наука, 1977.

[2] Термин «импрессионистский анализ» принадлежит А.Страуссу и обозначает способ анализа документальной информации, основанный на понимании текста без использования специальных процедур обработки качественной информации: кодирования, концептуализации и т.д.

[3] Подробно см.: Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора).

[4] Этим же видом анализа можно изучать и другие, неписьменные документы: фото-видеоматериалы, радио- и магнитофонные записи и т.д.

[5] Цит. по: Newman L.W. Social methods: Quantitative and Qualitative approaches. Allan and Bacon, 1994. P.258.

[6] Сегодня в рамках контент-анализа изучается не только явное манифестное содержание текста, но и скрытое латентное. Такой подвид контент-анализа менее надежен, хотя здесь также используются технические процедуры, свойственные в целом этому виду анализа документов. - Подробно см.: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. М.: МУГИ, 1997.

[7] Термин «текст» здесь используется в узком значении как совокупность буквенных символов.

[8] Кодировщик - это определенная роль в рамках контент-анализа, главное содержание которой состоит в переводе текстовой информации в количественные показатели в соответствии с классификатором. Считается, что это достаточно механическая работа, не представляющая особой сложности, которую может выполнять и не исследователь. Чаще всего в роли кодировщиков выступают специально проинструктированные люди.

[9] Кармадонцев Ю.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) // Социс. 2001. №1.

[10] Neuman L.W. Social methods: qualitative and quantitative approaches, Allen and Bacon, 1994. P.260.

[11] Подробно см.: Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.

[12] Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990. С.102.

[13] Он рассчитывается как отношение синтаксем, составляющих логикофактологическую цепочку, к общему количеству синтаксем в тексте.

[14] Подробно см.: Киселева И.П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. №3.

[15] Козлова Н., Сандомирская И. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопросы социологии. 1996. Выпуск 7.

[16] Впрочем, А.Страусе рассматривает " grounded theory" в более широком значении - как особый стиль проведения любого качественного исследования.

[17] Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социс. 2000. № 10. С. 93.

[18] Newman L.W. Social Research methods.Qualitative and Quantitative Approaches.Allan and Bacon, 1994, p.419.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.