Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вести себя, когда ученики отвечают ошибочно?






Следует усилить ту часть ответа, которая правильна, и спросить, может ли ученик использовать то же понятие в ошибочной части.

Перефразируйте вопрос и дайте ученику ещё одну возможность.

Намекните ученику, чтобы он имел возможность мыслить.

Объясняйте дальше: установите, какая часть ответа правильная, и попросите ученика её продолжить.

Попросите помощи у других учеников.

Если ученик отвечает ошибочно, учитель может предложить вопрос: «Почему ты так думаешь?». Тогда ученик не будет чувствовать себя смущённым и часто сам сможет найти логическую ошибку, которая привела к ошибочному выводу.

 

Коммуникативное поведение учителя оценивается в соответствии с тем, что и как он говорит, какие у него жесты, движения, выражение лица, какой подтекст имеют его слова, на какую реакцию учеников рассчитаны.

Педагогическая эффективность коммуникативного поведения учителя прежде всего зависит от того, какой стиль общения с учите присущ учителю, какие у него установки на взаимодействие с учащимися, в какой мере он чувствует психологические особенности ситуации речи.

У учителей, стиль общения которых с учащимися строится на основе дружеского расположения к ним, коммуникативное поведение всегда направлена на установление личностного и познавательного контакта, создания ситуации совместных раздумий и переживаний.

Следовательно, уровень мастерства речевой деятельности учителя определяется уровнем культуры его речи и направлением его коммуникативного поведения.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены функциями, которые оно выполняет в педагогической деятельности. Главными среди них выступают следующие:

коммуникативная - установление и регуляция взаимоотношений между учителем и учеником, обеспечения гуманистической направленности развития учащихся. Это одна из ведущих функций речи педагога. Ее цель - помочь учителю наладить взаимодействие со своими виновниками, построить воспитания (обучения на мероприятиях сотрудничества и сотворчества.

Психологическая - создание условий для обеспечения психологической свободы ученика, проявления индивидуального своеобразия его личности; снятие социальных зажимов, которые мешают этому.

Здесь речь идет о ситуациях, когда возникает потребность психологически защитить ученика: подчеркнуть уважение к нему как личности, поднять его авторитет, знать страх перед возможной неудачей, поощрить усилия для достижения успеха. Речь учителя в этих ситуациях может быть тем инструментом, с помощью которого снимается неуверенность ученика в себе, инициируются его активность, творчество, вселяется вера в возможности самореализации, достижения положительных результатов в деятельности. Выбор речевых моделей учителем здесь осуществляется не с позиции " ты должен", " обязан", а с позиции " ты имеешь право".

Познавательная - обеспечение полноценного восприятия учебной информации учащимися, формирование у них личностного, эмоционально-ценностного отношения к знаниям.

Материал, который преподает учитель, нередко закрепляется надолго в памяти учеников именно благодаря особенностям его речи: сохраняются эмоциональную окраску голоса учителя, его интонации, ритмика, характер произнесения отдельных слов. Но педагогическая целесообразность речи учителя состоит в том, чтобы не только передать ученикам знания, но и сформировать у них эмоционально-ценностное отношение к знаниям, к необходимости руководствоваться этими знаниями в своей жизни, сделать их основой собственных убеждений. Решить эту задачу учитель сможет лишь тогда, когда он будет не просто информировать знания, но и принимать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к сопереживанию при восприятии учебного материала.

Организационная - обеспечение рациональной организации учебно-практической деятельности учащихся. Она подчеркивает роль речи учителя в решении таких задач урока, как организация эффективного учебного слушания учащихся, обеспечения оптимального темпа познавательной деятельности, творческого рабочего самочувствия учащихся на уроке.

В решении этих задач большое значение имеет речь учителя, стиль его коммуникативного поведения на уроке.

При каких условиях речи учителя может быть инструментом продуктивного решения педагогических задач?

Во-первых, профессиональное вещание учителя должно соответствовать требованиям культуры речи. Это важный показатель уровня его интеллигентности, образованности, общей культуры. Его условием является знание языка, ведь речь является средством существования, использования языка.

Под термином " культура речи" понимают соответствие ее не только современным литературным нормам (акцентологические, синтаксическим), но и другим качествам, которые свидетельствуют о ее коммуникативную совершенство. Это точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, целесообразность.

Во-вторых, профессиональное речи учителя должен быть своеобразной " словесной действием", цель которой - осуществление интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного воздействия на учащихся. Слово настоящего учителя убеждает, внушает, вызывает у учащихся соответствующие чувства, формирует их отношение к тому, о чем он говорит.

Третье условие эффективности профессиональной речи учителя - его направленность, обращенность к ученикам. Главная цель направленности вещания - вызывать учеников на диалога с учителем, привлечь их к сотрудничеству, создать атмосферу сопереживание.

Обязательным условием эффективности профессиональной речи учителя является также владение его техникой.

Компоненты техники речи - голос, темп, дикция, интонация - определяются как акустическая система воспроизводства человека человеком. Они выполняют при этом важные функции: создают имидж человека, который закрепляется в сознании окружающих; позволяют выявить психическую индивидуальность человека, определить его эмоциональное состояние. Пути в формировании речевой культуры:

Самоконтроль и развитие культуры речи, создание установки на овладение литературным языком в различных ситуациях общения.

Его суть заключается в воспитании привычки и потребности в постоянном обучении и повышении уровня своей культуры речи.

Особое внимание следует уделить вопросам правильности и чистоты речи. Важное значение здесь имеет работа с толковыми лексическими словарями, словарем с словообразования и др..

Важно сознательно ориентировать себя на овладение литературным языком в различных условиях - не только при решении деловых вопросов, проблем, но и в общении с друзьями, родителями, незнакомыми людьми.

Самоконтроль и развитие умений выразительной речи.

Выразительность речи достигается умелым интонированию зависимости от содержания, условий общения, а также путем уместного употребления изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), средств образности словесной наглядности.

Самоконтроль и развитие коммуникативных умений, способностей, социальных установок в общении.

Продуктивная речевая коммуникация учителя предполагает развитие у него ряда специальных способностей: социально-перспективный (понимать внутреннее состояние человека через восприятие его внешнего поведения) способности к идентификации (способность поставить себя на место другого человека и предусмотреть возможную реакцию, саморегулирования своему психическому состоянию в общении.

Развитие общих психофизических особенностей своей личности, которые являются предпосылкой овладения умениями профессионально-педагогической речи.

Речь идет, прежде всего, о развитии воображения (воспроизводящей и творческой), ассоциативной и образной памяти. Обязательным условием выразительности речи учителя есть видение им тех предметов, событий, о которых он рассказывает. Поэтому необходимо развивать в себе умение видеть, чувствовать окружающий мир в звуках, красках, картинах и воспроизводить свое видение в слове.

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Создайте словесный портрет педагога, который можно было бы, по вашему мнению, назвать эталоном (поза, жесты, звучание голоса).

2. Обратитесь с приветствием к группе, выражая радость встречи, восхищение, робость, недовольство, ужас. Чем они разнятся?

3. Выполните задание в паре. Один участник читает, а другой одно­временно демонстрирует с помощью жестов следующий текст: «Однаж­ды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз. Смотрю, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз».

4. С помощью жестов расскажите о своей подруге или друге.

5. Попробуйте по-разному произнести одно и то же слово: сначала производите артикуляционное выделение согласных, потом голосом вы­деляйте гласные звуки. Как изменяется эмоциональная окраска слова?

6. Как вы понимаете выражения: мягкий или твердый голос, теплый или холодный голос? Произнесите фразу «Желаю вам всего хорошего» с соответствующим звучанием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.