Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мимические коды эмоциональных состояний






Части и элементы лица Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови приподняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамическое Лицо застывшее Лицо динамическое

В исследованиях психологов было показано, что все люди независимо от национальности и культуры с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее – эмоции печали и страха.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальныйконтакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсомом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (" в пространство"), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, больше. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и " посылает" ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложнуюинформацию, лицо становится малоинформационным, а тело – главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут движения человеческого тела: поза, жест, походка.

Пластический образ складывается из темпоритма движений, рисунка и методики жестов, походки и позы человека. Пластиче­ский образ так же, как и язык мимики, обладает огромными воз­можностями раскрывать внутренний мир человека в его самых тонких и скрытых движениях. Телодвижение выдает иногда даже те отношения, которые хотят скрыть. Студенты легко прочиты­вают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика — общий рисунок жестов и движений, производи­мых педагогом. Воспринимаемая студентами пластика оказыва­ет столь же сильное влияние на обучаемых, как звучание голоса и мимика.

Выделим сначала профессионально значимые свойства позы педагога.

Открытая пластическая поза свойственна любому совре­менному культурному человеку, вступающему в общение. Но для педагога данная характеристика имеет свое чрезвычайно важное назначение: позволяет ребенку свободно и безбоязненно выхо­дить на общение с педагогом. Педагог должен быть доступен для детей, между миром взрослых и миром детей должно быть неко­торое связующее звено, чтобы обучающийся мог обратиться к опыту, знаниям и мудрости взрослого мира и воспользоваться до­стижениями культуры. Открытая пластическая поза есть внешняя форма доброжелательности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог на глазах аудитории студен­тов, всегда целесообразна. Студенты воспринимают то, что про­исходит в душе педагога во время совместной работы с ними, и по этим внешним данным оценивают происходящее. Поэтому пе­дагог «конструирует» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот тут он ошеломлен происшедшим... Поза педагога, таким образом, обретает содержательность, когда она сознательно выстраива­ется как способ отражения внутренних состояний либо отноше­ний. Для студентов педагог становится интересен, как интересен вообще внутренний мир личностной структуры.

Но при всем этом поза педагога свободная. Нет зажатости, психологической скованности, окаменелости (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Студенты видят, что педагог не испытывает стеснения, он непринужденно ведет себя, на него не давит нечто извне, он полностью владеет собою. Та­кая черта педагогической позы имеет своим величайшим послед­ствием свободную реактивность педагога на события взаимодей­ствия со студентами. Он не пугается вопросов, коллизий, сюрпри­зов — ему легко переключать внимание и усилия на другие объек­ты. Обучающиеся при таких условиях тоже спокойны, у них не рож­дается каверзных замыслов для проверки самообладания педагога. Отметим профессиональные свойства движений и жестов пе­дагога.

Ритмичность движений влияет на состояние присутствую­щих студентов, задает ритм деятельности, увлекает ходом работы, успокаивает, содействует оптимистическое- настрою, снижает меру осознанности собственного напряжения физических и ду­ховных сил. Часто студенты говорят, что не заметили, как проле­тело время занятий. Темпоритм создает поле эмоционального за­ражения, активизирует их действия. Заразительность движений педагога становится невидимым и неосознанным фактором жиз­недеятельности студентов. Чаще всего, к сожалению, сам педагог не знает о влиянии данного свойства его пластики на работоспо­собность обучаемых, он ссылается на то. что ему «повезло», что у него студенты оказались «хорошими».

Пластика педагога непременно должна быть гибкой в силу многочисленности и разнообразия действий, которые приходит­ся производить ему в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Легкость движений снимает традиционное представление о профессиональном труде педагога как о «тяжелейшем», «каторж­ном», «неблагодарном» и т.п. Педагог для студентов есть вопло­щение человека счастливого, любящего свое дело, с удовольстви­ем приходящего к ним на занятия. Он «не смеет» приходить к студентам нерадостным, несчастливым, не любящим работу. Пе­дагог идет к ним для совместной деятельности со счастливыми людьми. Поэтому он должен быть счастлив: бодр, подтянут, энер­гичен, открыт, доброжелателен, радостен и даже весел: «Мы хо­рошо с вами сейчас поработаем! Ах, какое же это удовольствие — трудиться всей душой!» — примерно такое прочитывают студен­ты в образе педагога. Появляется удовлетворенность уже от од­ного восприятия движений педагога.

Качества педагога — результат его упорного труда, в том чис­ле труда над своим телом, общим психофизическим аппаратом, который служит инструментом воздействия — и весьма влиятель­ным инструментом в системе отношений «человек — человек».

Таким образом, мы выделили еще одно направление в профес­сиональной подготовке педагога к успешной работе со студента­ми. Культивирование техники владения телом, — пожалуй, самое простое в системе овладения педагогической технологией, ибо не­обходимые упражнения можно проделывать лабораторным путем, ежедневно и, главное, вне зависимости от наличия или отсутствия свободной аудитории. Постоянный труд над голосом, мимикой, пластикой, позой и темпоритмом движений очень скоро положи­тельно скажется на взаимодействиях педагога с окружающими людьми: его будут «слышать», его будут «видеть», его станут «за­мечать» в контексте многообразия объектов действительности — на голос откликаться, при появлении вставать навстречу, при организации работы учитывать его особенности и пристрастия. Правда, решающим все-таки окажется другое, о чем высказал­ся однажды немецкий философ Ф. Ницше: «Когда человек долго и умно мыслит, то не только его лицо, но и его тело приобретает умное выражение». Можно продолжить: педагогом станут любо­ваться вне зависимости от конфигурации носа, цвета и длины волос, изгиба шеи или же качества модной одежды, что немало­важно для общего жизненного самочувствия педагога и общего состояния счастья в контексте профессиональных успехов.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает вы­делить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновен­но объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса!

Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает вну­треннее достоинство личности. Прямая походка, собранность го­ворят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять пе­ред учащимися на уроке (ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны при­влекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо:

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круг­лые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описатель­ные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не сле­дуют за ней. Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, спе­циальные приемы: представить себя стоящим на цыпочках, по­стоять у стены и пр.; очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить ди­станцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание ауди­тории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слуша­телям.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Роль невербальных средств в педагогическом общении. Требования к мимике и пантомимике педагога.

2. Недостатки начинающих учителей и пути их устранения.

3. Классификация жестов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.