Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Речевое искусство педагога






ПЛАН

1. Функции речи учителя: средство передачи знаний, информации, средство обучения и воспитания, средство общения.

2. Особенности речи учителя.

3. Речь и коммуникативное поведение учителя.

4. Понятие техники речи.

 

Речь учителя – это речь, приспособленная для решения специфических задач, которые возникают в пед. деятельности, общении.

Речь учителя является одним из основных средств педагогической деятельности. Она не только раскрывает сущность того или иного предмета, но и выражает отношение учителя к явлениям, событиям, воздействует на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывает личность самого педагога: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал», – писал
М. Саади.

 

Процесс восприятия и осознания речи учителя тесно связан с процессом слушания, на который приходится большая часть учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависти от совершенства речи учителя. Речь учителя может быть двух видов: монолог (школьная лекция, комментарий, пояснение) и диалог (беседы с учениками в форме вопрос-ответ).

Функции речи: 1) коммуникативная (установление отношений ученик-учитель); 2) презентация знаний; 3) организационная (организация учебно- практической деятельности учащихся); 4) психологическая (создание условий для психологической свободы учащихся); 5) обеспечение продуктами деятельности.

Особенности педагогической речевой деятельности: 1) специально организована учителем; 2) конечным результатом является достижение поставленной цели; 3) отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4) строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния учеников, информации, которую получают ученики от учителя; 5) речь учителя является предметом постоянного пед. анализа и совершенствования.

Показатели коммуникативных критериев:

1) соответствие нормам и правилам пед. этики;

2) импровизация учителя;

3) экспрессивность его звучащей речь, уровни экспрессивности:

  • артистический,
  • лексико-семантический (прав. выбор слов),
  • синтаксический (использование восклицательных предложений, риторических вопросов и т.д.),
  • нормативность правильность речи.

Техника речи:

Дыхание: 1) физиологическое, 2) речевое: верхнее, грудное, диафрагменное и диафрагменно-реберное.

Голос, особенности: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушений голоса: после 3-4 часов работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха.

Дикция: ясность и четкость произношения слов, слогов, звуков.

Ритмика – темп и ритм.

Интонация – пауза, темп и мелодия речи.

Анализируя речь учителя, часто используют выражение «коммуникативное поведение». Это не просто процесс говорения, а такая организация речи и невербального поведения учителя, которая влияет на организацию эмоционально-психологической атмосферы пед. общения на характер взаимоотношений между учителем и учащимися, на стиль их деятельности. Уровень мастерства речевой деятельности определяется уровнем культуры его речи и направленностью его коммуникативного поведения.

Восприятие и понимание речи педагога студентами связаны со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсче­там ученых, приходится приблизительно 25 — 50 % учебного вре­мени. Поэтому качество понимания и восприятия учебного ма­териала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям педагога. Неправильное произно­шение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданно громкая патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к пе­дагогу. Поэтому педагогу необходимо научиться правильно вла­деть своим голосом — необходимым инструментом общения со студентами.

Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звуча­ние и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога играет огромную роль: он является средством, которое может повысить значимость речи, но нередко выступает и средством нивелиров­ки значимости речи, превращает ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агента разлагающего воз­действия.

Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, ме­лодичным, мягким, волнующим. Но столько же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражаю­щим.

Выделим основные характеристики профессионального голо­са педагога. Подчеркнем: основные характеристики — те, кото­рые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога.

Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произ­несения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы про­цесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.

Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с груп­пой, с аудиторией, это чрезвычайно важно, так как открывает возможность, не говоря громко, быть услышанным всеми.

Ритмика. Скорость и длительность звучания отдельных слов, а также продолжительность пауз в сочетании с ритмической орга­низованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воз­действия на слушателя» (К.С.Станиславский).

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств педагога, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи составляет около 120 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит от значимости их в данном контексте: «Пустое слово сыплется как горох из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар. наполненный ртутью» (К.С.Станиславский). Трудную часть материала педагог излага­ет в замедленном темпе, дальше можно говорить быстрее. Обяза­тельно замедляется речь, когда нужно сформулировать вывод — определение, правило, закон.

Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических — бес­цветна. Паузы, темп и мелодика речи в целом составляют инто­нацию.

Интонационная палитра голоса, обусловленная интонацион­ной насыщенностью, позволяет педагогу очень скупыми лекси­ческими способами отреагировать на случившееся или произве­сти лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношени­ями. Интонационное ударение, выделяющее определенные сло- ва и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет пе­дагогическую речь ясностью и запоминаемостью.

Умения ставить логическое ударение, выделять отдельные сло­ва, важные для содержания сказанного, обеспечивают вырази­тельность педагогической речи, так как в ее строении очевид­ны связи между словами, значимость произносимых слов, а так­же суть описываемого явления.

Пример. Попробуем произнести одни и те же строчки при поочередной смене интонационного ударения в стихотворении Р. Бернса:

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек при сохранении лексического набора.

Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта студентов, обеспечен­ной интонационным богатством речи педагога.

Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочув­ствие обучающихся. Мелодика голоса способна устрашать, лас­кать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.

Данная характеристика порождается при опоре на гласные зву­ки. Именно гласные несут в себе мелодику, наполняя речь тон­кими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашива­ет высказанную мысль, вовлекая группу студентов в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется экспрессией, сообщает всему ходу деятельного вза­имодействия со студентами разнообразную палитру эмоций и по­этому служит одним из самых сильных способов развития эмоциональной сферы личности студента.

Можно проверить влияние мелодики голоса на восприятие сказанного простым способом: достаточно выбрать какое-либо слово и сначала произнести его, выделяя голосом согласные зву­ки, а потом, вторично произнося слово, — гласные звуки. Напри­мер, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил», затем «кроко­дил». Удивительно, как меняется восприятие слова — одиозное преобразуется в положительное.

В качестве дополнительной характеристики отметим способ­ность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успока­ивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие зву­ки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызыва- ют раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить го­лос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.

Например, педагог говорит таинственно: «Однажды...» — и аудитория замерла в ожидании удивительных событий. Голос пе­дагога звучит на нижнем регистре.

Или: педагог произносит бытовую фразу о расположении учеб­ных принадлежностей на столе. Голос звучит на верхних регист­рах.

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тес­но связан со сложным процессом учебного слушания, на кото­рое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно от четверти до половины учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершен­ства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправиль­ное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, моно­тонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к учителю.

Некоторые считают, что и голос, и его тембр – только при­родный дар человека. Но современная экспериментальная физио­логия утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных послед­ствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим ора: тором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к пуб­личным выступлениям и двадцатилетний Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шум­ной реки Риони.

Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играют большое желание, сильная воля человека и регуляр­ность занятий. Сегодня разработана система упражнений по тех­нике речи, которая, опираясь главным образом на опыт теат­ральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в ре­чевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.

ДЫХАНИЕ

Дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечива­ет жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фона­ционным (от греческого phono — звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Кратко изложим основные положения техники дыхания. Раз­личают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мыш­цы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опу­скающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это сла­бое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма мало­подвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема, грудной клетки, вследствие сокращения диа­фрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыха­тельных мышц, но очень незначительное).

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет из­менения объема в продольном и поперечном направлениях вслед­ствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правиль­ным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Диа­фрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние орга­ны, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячи­вается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом.

Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонталь­ном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом.

Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воз­духа из средней и нижней частей легких в верхнюю, что спо­собствует заполнению воздухом всего объема легких.

Как совершается выдох? Диафрагма, расслабляясь, поднима­ется, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, дав­ление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу,

В чем отличие фонационного дыхания от обычного?

Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного фи­зиологического дыхания — вдох, выдох, пауза.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В рече­вом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха — пауза для укрепления брюш­ного пресса, а затем длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и го­лоса, их развития и усовершенствования. Существуют специаль­ные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюш­ные и межреберные мышцы. Например:

Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почув­ствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевель­нулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать то же самое стоя. При этом необходи­мо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все вре­мя направлять книзу.

Голос

Среди учителей встречаются люди, у которых голос постав­лен самой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного.

Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку зву­ков на тональные и шумовые.

Резонаторная система — глотка, носоглотка, полость рта — обеспечивает статику и динамику речи.

Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникнове­ния звука.

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воз­духа через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук — голос. Каковы особенности голоса пе­дагога? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от актив­ности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса — полетность. Этим тер­мином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по вы­соте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычной речи мы обходимся тремя — пятью нотами. Диапазон — объем голоса. Границы его определяются самым вы­соким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет вос­приятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — окраска звука, яркость, а также его мяг­кость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда при­сутствует основной тон и ряд обертонов, т. е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи — грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта – головной резонатор. Резонаторные ощущения в груд­ной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают ор­ганизовать работу голосовых связок таким образом, чтобы ис­ходный тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резо­наторах.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упраж­нениями. Воспитание голоса — процесс индивидуальный и трудо­емкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резони­рования) может повлиять на изменение его тембра, снять непри­ятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40, 2%. Причины нарушений голоса раз­личны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голо­совая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50% рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение ин­тенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55—72 децибела, а интен­сивность здорового голоса находится в пределах 65—74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствия, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыха­тельной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, вды­хает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катарам.

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).

При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее – через 2-3 часа и отдыхает дольше – до 2 ч.

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слиш­ком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные на­питки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки поло­сти рта, глотки. Для избежания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода.

Полезны и следующие советы:

монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем более выразительна речь, тем она здоровее;

вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной;

нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой рабо­ты, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, ста­новится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.

ДИКЦИЯ

Для учителя четкость произношения — профессиональная не­обходимость, способствующая правильному восприятию ученика­ми речи педагога. Дикция — это ясность и четкость в произноше­нии слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергич­ной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то по­могут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вме­шательство: операция уздечки (перепонки под языком), примене­ние специального устройства для выпрямления зубов, использо­вание специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п.

Неорганические недостатки произношения — следствие невни­мания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюка­ние, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые не­правильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции —скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зу­бы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Не­которым свойственно нечеткое произношение свистящих и ши­пящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специаль­ная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упраж­нения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюкание, которое бывает, если человек очень сильно при­жимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, кар­тавости, вялости голоса, гнусавости.

Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регу­лярная тренировка.

РИТМИКА

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованно­стью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слу­шателя» (К. С. Станиславский).

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп ре­чи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан — от 120 до 150). Но, как показывают экспериментальные данные, в V—VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в X — 75 слов в минуту. Длительность звучания Отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное сло­во поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» (К. С. Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

Трудную часть материала учитель излагает замедленным тем­пом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод — опреде­ление, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень воз­буждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без ло­гических пауз речь безграмотна, без психологических – безжиз­ненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внима­ния и интереса. Академик И. П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами». Речь учителя должна привлекать своей есте­ственностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатства речи учителю могут помочь специаль­ные упражнения.

Итак, после объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: (установить дыхание, отраба­тывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привле­кать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать. Однако если деятельность педагога не одухотворена граждан­скими чувствами, коммунистическими идеалами, то, как бы бле­стяще он ни владел техникой, его поведение, речь будут ничем иным, как фальшью, мнимой приподнятостью. Необходима внутренняя правда педагогической техники, выражающаяся во всем поведении педагога.

Речь учителя является элементом его коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение педагога – это не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, характер отношений между ними, стиль их работы.

Назовем социально-педагогические условия эффективности речи учителя:

· соблюдение закона риторики – качество речи определяется качеством и количеством мысли в ней на единицу занятого места и времени;

· осознание педагогической задачи и цели речевого общения;

· авторитетность учителя;

· позитивный характер взаимоотношений с воспитанниками;

· эмоциональная окраска ситуации;

· убежденность и аргументированность;

· новизна идей и мыслей;

· выразительность – образность, яркость, эмоциональность;

· общая речевая культура.

Культура речи педагога заключается прежде всего в нормативном использовании слов и речевых оборотов, нормативном построении речи и ее фонетическом воспроизведении;

· располагающий тон речи;

· адекватность мимики, жестов, сопутствующих речи.

Учителю для создания положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия целесообразно чаще употреблять в речи слова поощрительного и эмоционального характера, не перенасыщать свою речь информацией, свести к необходимому минимуму категорические требования.

Существуют следующие компоненты речевых способностей:

· хорошая вербальная память;

· богатство лексики;

· правильный отбор языковых средств;

· логическое построение и изложение высказывания;

· умение ориентировать речь на собеседника. «Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям», – пишет С. Е. Лец;

· высокий уровень антиципации (предвосхищения влияния речи на слушателей в данном контексте).

Как управлять вниманием слушателей? Вот основные моменты, на которые следует обращать внимание:

· содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории;

· речь следует хорошо организовывать;

· наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (разные точки зрения);

· интонационное подчеркивание отдельных моментов речи;

· повторение наиболее важных мыслей;

· динамичность речи;

· яркая аргументация;

· временная мера (длительность речи соответствует возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным возможностям слушателей);

· умение поставить себя на место слушателей;

· наличие зрительного контакта;

· тщательная отработка текста в свободном речевом оформлении;

· речевое рефлексирование.

Приемы восстановления или усиления внимания: голосовые приемы, паузы, жесты и движения, вопросы (риторические и прямые, требующие ответа), обращения к аудитории, элементы диалога и дискуссии, неожиданное прерывание речи и возвращение к мысли, наглядные средства, юмор.

Техника речи – правильное дыхание; постановка голоса:

полетность (длительность звучания, умение посылать голос на расстояние и регулирование громкости);

гибкость и подвижность (разнообразие интонаций, широкий звуковой диапазон);

тембр (окраска, яркость, звонкость, мягкость, теплота, индивидуальность обращенности);

сила голоса (соразмерность голоса аудиторному пространству);

высота – тональный уровень голоса;

диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном;

дикция (ясное и четкое произнесение звуков, слов, фраз);

темпоритм (норма для общения с учащимися – 50–60 слов в минуту).

Паузы в речи, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию.

В коммуникативном общении педагога значимым условием его успешности является умение воспитателя (учителя) слушать.

О том, что учителя в подавляющем большинстве не умеют слушать других, свидетельствует, в частности, такой факт. Когда детям предлагают нарисовать учителя, они в большинстве своем рисуют говорящую голову без ушей. «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить», – считал древнегреческий философ Зенон из Китиона.

При выборе тактики общения с воспитанниками следует учитывать разнообразие проявлений личностных характеристик воспитанников как собеседников. С доминатным человеком, напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать и не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и убедительно.

Недоминатного собеседника, деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно чаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах.

Мобильного в общении человека, подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично поддерживать, возвращая к теме разговора.

Ригидного, медлительного, не успевающего за сменой тем, не торопить, давать возможность до конца высказаться.

Принципиально противоположного подхода ожидают общительные, активные экстраверты и, как правило, не очень разговорчивые, самоуглубленные интроверты.

Немаловажными в педагогическом взаимодействии являются элементы шутки, юмора, легкой иронии.

«Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями», – писал А. Моруа.

Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы общения оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. Путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Таким образом, технические приемы педагогической деятельности – значимые элементы педагогической технологии, реализация которых делает педагогическое взаимодействие эффективным[54].

 

Функции речи и коммуникативное поведение учителя

Существует много видов профессиональной деятельности, которые непосредственно касаются человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, влияющих на ее судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.

Преподаватель большому количеству людей дает возможность не только многое узнать, но и почувствовать ту особую эмоцию прикосновения к науке, к познанию, к педагогическому творчеству, по сути имеет ту же природу. Что столкновения с художественным творчеством на концертах и?? спектаклях с участием великих мастеров.

Трудно переоценить значение этой эмоции в развитии личности молодого человека, его вкусов, пристрастий и всего того, что можно было бы назвать интеллектуальным, эстетическим и в конце концов просто духовным богатством. Лекции в студенческой жизни составляют лишь момент, но этого достаточно для того чтобы оставить в их памяти глубокие следы. Поэтому значение личности педагога в педагогическом процессе накладывает на него большую ответственность и требует большой постоянной работы над собой. Педагог обязательно должен много работать для совершенствования себя как преподавателя.

Чтобы достичь совершенства, ему нужно постоянно не только изучать свой предмет, его историю, философию, но и усовершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность преподавателя очень близка к деятельности актера.

История науки знает много примеров, когда выдающиеся ученые были одновременно и блестящими лекторами, М.В.Ломоносов, Д.1.Менделеев, К.А.Тимирязев, Н.Н.Лузин, О.Ю.Шмидт - этот список можно было бы продолжить. К сожалению, не всем педагогический талант дается от рождения, и если его нет, его обязательно нужно воспитывать, развивать в себе. О.С.Макаренко надеялся, что придет время, когда будущих педагогов будут обучать тому, как войти в аудиторию, где и как стоять, как поздравить, как улыбнуться и даже как посмотреть на своих воспитанников. В последнее десятилетие проблема педагогического мастерства исследовалась многими учеными. В их работах исследуется проблема подготовки преподавателя творческого имеющий яркую индивидуальность, способного к непрерывному самовоспитания и самообразования.

Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, обеспечивает высокую организацию педагогического процесса. Она характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений, и, конечно, суть его - в личности преподавателя, его позиции, способности керувааты деятельностью на высоком уровне. Большое значение в этом контексте имеет владения преподавателем педагогической техникой.

При любом подходе к определению содержания педагогической техники постоянно сохраняется ряд элементов, а именно:

- Культура общения преподавателя со студентами,

- Саморегуляция технической деятельности (самоконтроль, выдержка), управления внутренним самочувствием,

- Овладение вниманием аудитории,

- Выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний вид педагога),

- Владение языком (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная гибкость, эмоциональная выразительность и т.д.).

Составной педагогического мастерства учителя является его речь. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: создать искреннюю атмосферу общения в классе, установить контакт с учениками, сделать сложную тему урока интересной, а процесс ее изучения - привлекательным.

Речь учителя является показателем его педагогической культуры, средством самовыражения и самоутверждения его личности.

Владению речью как средством профессиональной деятельности нужно учиться. А.С. Макаренко отмечал, что учитель должен так говорить, чтобы дети почувствовали в его словах волю, культуру, личность. Речь учителя - это речь, приспособленное для решения специфических задач, возникающих в педагогической деятельности, общении.

Речь учителя бывает в двух разновидностях - в монологе (монологическая речь) и диалоге.

Наиболее распространенными формами монологической обучения учителя есть рассказ, школьная лекция, комментарий, объяснения, развернутые оценочные суждения Диалогическая речь широкого представления в различного рода беседах с учениками, которые строятся в форме вопросов и ответов.

Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или как говорят ученые, обладать коммуникативными качествами. Требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка (акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим, точностью словоупотребления, требование выразительной речи - образностью, эмоциональностью, яркостью).

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя, может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи, сохранится эмоциональная окраска учительского голоса его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимается, как фальшь и вызывает недоверие к учителю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.