Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность, индивид, индивидуальность






Категория личности одна из самых известных, широко используемых в науке, религии, философии. Именно поэтому это понятие довольно неопределенное и многозначное. Слово «личность» происходит от слов «лик», «личина», под последней понимается внешность человека, то, каким он нам является: веселым или грустным, общительным или погруженным в себя, озлобленным или добросердечным. В ангийском языке русскому слову «личность» соответствует термин «person», имеющий древнегреческое происхождение. В Древней Греции так называлась театральная маска актера. Но ведь маску можно сменить на любую другую! В американском фильме «Маска» (1995), в котором главную роль исполняет известный комик Джим Кэрри, маска неузнаваемо меняет поведение главного героя, т.е. наделяет его другой личностью, однако сущность его остается неизменной.

Оказывается, что личность не только не исчерпывает всего человека, но является лишь его внешней, поверхностной оболочкой, под которой скрывается то, что называют либо сущностью, либо самостью. Тогда как наше Я -- центр чистого самосознания, центр Воли, способный владеть и управлять интеллектом, эмоциями, физическим телом, т.е. нашей личностью – находится посередине между личностью и самостью, связывает их.

Однако в формировании личности принимает участие не только Я, но и другие люди. По мнению американского психолога Карла Роджерса (1902-1987), именно взаимодействие с другими дает возможность человеку непосредственно обнаружить, открыть и пережить свою подлинную суть. Наша личность становится для нас видимой посредством отношений с другими. Роджерс по сути повторяет известную мысль Карла Маркса (1818-1883) о том, что «человек есть совокупность всех общественных отношений».

Лейтмотив рассуждений Маркса и Роджерса заключается в том, что личность — это не только и не столько психологическое образование, сколько социальное образование. Это означает, что личность не дана индивиду с рождения, что она формируется под воздействием общества в ходе общения ребенка со значимыми другими: близкими родственниками, сверстниками, воспитателями и учителями. Процесс формирования личности получил в науке название «социализации».

Теперь попробуем сформулировать достаточно полное понятие личности. Личность – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально-значимых черт, присущую индивиду.

Из этого определения вытекает следующее:

во-первых, носителем личности является человеческий индивид, т.е. единичный представитель человеческого рода;

во-вторых, личностью не рождаются, а становятся в ходе социализации;

в-третьих, относительная устойчивость личности означает, что её невозможно быстро изменить, однако постепенно и медленно можно либо развивать и совершенствовать, либо разрушать и ухудшать.

Таким образом, личность характеризуется через ансамбль признаков, каждый из которых характеризует тот или иной аспект поведения человека, в частности, к личностным особенностям можно отнести общительность или замкнутость, уверенность или застенчивость, серьезность или беззаботность и т.д. В своей совокупности эти особенности образуют индивидуальность человека, которую можно определить как уникальное для каждого индивида сочетание личностных черт [8].

Разумеется, приведенное определение личности не может претендовать на полноту и окончательность.Существуют и другие подходы к пониманию личности. Например, русский философ В.С. Соловьев утверждал, что «личность — это внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания». Здесь подчеркивается та особенность личности, что она является самостоятельным субъектом, обладающим свободой и разумом, способностью целенаправленно и ответственно организовывать свою жизнь.

В целом, как в философии, так и в психологии существует множество теорий личности, каждая из которых по-разному решает вопросы о сущности, структуре и типах личности. К сожалению, подробное рассмотрение этих концепций не может быть осуществлено в рамках данной главы. И все же нельзя не отметить психоанализ и гуманистическую психологию.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1938) выделил три инстанции личности: Я, Оно и Сверх-Я. «Я» можно отождествить с сознанием, управляющим центром личности, который «регулирует взаимоотношения» (кстати, весьма непростые и очень часто конфликтные) между «Оно» как хранилищем биологических инстинктов (прежде всего, сексуального (Эроса) и агрессивного (Танатоса)) и «Сверх-Я» как системой нравственных норм, т.е. ограничений и запретов, противостоящих инстинктам. В видении Фрейда судьба человека трагична: он должен постоянно себя ограничивать, искать компромисс между собственной биологией и требованиями социума, находить социально приемлемые формы выхода либидинозной (сексуальной) энергии. Важнейшей формой трансформации либидо в социально одобряемые формы является сублимация превращение сексуальной активности в творческую деятельность по созиданию культурных ценностей. В целом, вся человеческая культура рассматривается Фрейдом, с одной стороны, как враждебная биологической природе человека и, с другой стороны, как результат сублимации.

Совершенно иную структуру личности мы встречаем в гуманистической психологии, в частности, у Карла Роджерса. Личность рассматривается им как система четырех Я-концепций: Я-воспоминания (представления человека о себе прошлом), Я-реального (актуальный взгляд человека на самого себя), Я-идеального (представления человека о себе таком, каким бы он хотел стать) и Я-зеркального (мнение человека о том, как его воспринимают другие люди). Таким образом, Роджерс показывает, что наше «Я» не есть нечто простое, а складывается из нескольких, часто не идентичных Я-концепций. Рассогласование между ними есть признак неблагополучия, душевного разлада, чреватого личностными кризисами. Важнейшее открытие Роджерса состоит в том, что ключ к решению психологических проблем личности следует искать в социальной плоскости: именно гуманизация отношений между людьми, превращение их в более открытые, доверительные, эмпатичные является залогом как личного, так и общественного счастья.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.