Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека






(продолжительность – 20 минут)

 

Пожалуй, нет для человека более важного и драматичного вопроса, чем вопрос о жизни и смерти, их соотношении. Смертность, увы, составляет неотъемлемую черту бытия человека, а стремление преодолеть, уничтожить смерть выступает одним из важнейших чаяний человечества. Тем не менее, в истории мировой мысли было немало умов, воспевавших смерть и негативно-презрительно относившихся к земной жизни. Таким образом, можно выделить две крайних точки зрения на проблему жизни и смерти. Первая, связанная с позитивным отношением к жизни и негативным восприятием смерти, получила развитие в христианстве, марксизме, и, в особенности, в философии «общего дела» Н.Ф. Федорова. Для Фёдорова смерть – есть главное зло в мире, а задачей человечества, его «общим делом» провозглашается преодоление зла смерти, установление бессмертного порядка бытия и воскрешение всех когда либо живших людей. В христианстве смерть рассматривается как наказание – она вошла в жизнь вместе с первородным грехом. В то же время и в христианстве, и в марксизме жизнь рассматривается как великий дар, который человек обязан использовать для блага человечества.

Противоположная позиция – негативное отношение к земной жизни и положительная (или спокойно-нейтральная) оценка смерти – присуща буддизму, стоицизму, некоторым философам (напр., А. Шопенгауэру). Для стоика Марка Аврелия «жизнь – это борьба и странствие по чужбине». В буддизме земное существование – это сплошная череда страданий, которая лишь на мгновения прерывается редкими наслаждениями. Соответственно, смерть трактуется как освобождение от земных тягот и оков тела, связанное либо со слиянием с космической первоосновой (в буддизме), либо с переходом в новую, более достойную и радостную жизнь (в стоицизме).

Таинственность посмертного бытия заставляла людей сакрализировать смерть, относиться к ней с пиететом и заранее к ней готовиться. Сократ говорил, что одна из центральных задач философии – это подготовка к смерти, точнее, к тому, чтобы принять её спокойно, с достоинством. В сущности эта же задача решалась авторами «Тибетской книги мертвых», которые полагали, что умирание – сложный процесс, и если не подготовиться к нему заранее, то это испытание человек может не выдержать и в результате окажется в «плохом месте».

Другой аспект проблемы смерти – это переживание смерти близких людей. Многих больше пугает не собственная смерть, а смерть своих друзей и любимых. Оказывается, что и здесь философия незаменима. Когда знаменитый римский оратор Цицерон потерял любимую дочь Туллию, то именно в занятиях философией он нашел единственное лекарство от тоски.

В современном обществе в связи с развитием новых технологий появились новые аспекты в проблеме жизни и смерти. Прежде всего, речь идет о «праве на смерть» для людей, страдающих от неизлечимых заболеваний. Оказывается, что жизнь для многих не является высшей, абсолютной ценность, есть нечто и более важное – это качество жизни, не просто жизнь, а жизнь достойная. Поэтому многие предпочли бы эвтаназию – легкую и безболезненную смерть, чем бессмысленные страдания, мучительные не только для больного, но и ранящие сердца близких. В сегодняшнем мире проблема эвтаназии – одна из самых дискуссионных. У неё есть немало сторонников, но еще больше противников. Решительно против эвтаназии выступают христианские священнослужители.

Что касается бессмертия, то оно всегда выступало и выступает светлой мечтой человечества. Поэтому в истории культуры выкристаллизовались различные пути обретения бессмертия. Отметим лишь некоторые способы, с помощью которых можно снискать бессмертие или хотя бы максимально продлить свою жизнь. Первый путь -- обессмертить себя в генах потомства, в детях, внуках, правнуках. Второй -- сохранение тела, в частности, его глубокая заморозка в надежде на то, что в будущем медики его оживят и максимально продлят жизнь его владельцу. Третий путь – запечатлеть себя в продуктах творчества, оставить своими делами память будущим поколениям. Четвертый – упование на растворение духа и тела умершего во Вселенной, вхождение его в вечный кругооборот живой материи (такова, например, позиция К.Э. Циолковского и некоторых восточных религий). Однако все эти пути носят паллиативный характер, служат слабым утешением, ибо не ведут к бессмертию самого главного в человеке – его сознания, его Я. И только пятый путь, предложенный христианством и связанный с бессмертием души и её последующим соединением с телом для вечной жизни в Царстве Божьем на земле, дает человеку полное удовлетворение, ибо гарантирует сохранение личности во всей её полноте.

В заключении главы остановимся на проблеме смысла жизни. Некоторые философы (напр., А. Камю) считали вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой или не стоит, основным для философии. Да и для обычных людей он встает тогда, когда их внезапно охватывает ощущение пустоты, бесцельности существования. Человеку присуща потребность иметь что-то или кого-то, ради которых стоит жить.

И хотя были мыслители, которые полагали, что жизнь – бессмысленна, ибо все и всё когда-нибудь да погибнет (тот же А. Камю), все же большинство философов верили в высокое предназначение каждого человека. В христианской философии смысл жизни един для всех и состоит в любви к Богу и ближнему, в делании добра и избегании зла. По мнению В.С. Соловьева, предназначение человека – в обожении мироздания, которое осуществимо через познание Истины, делание Добра и творчество Красоты. В атеистических концепциях смысл жизни человека обычно также видится в созидательной деятельности на благо общества и ради будущих поколений.

В XX веке возникло целое психологическое направление -- логотерапия – нацеленное на помощь людям в обретении смысла жизни. Его основоположник, австрийский ученый Виктор Франкл, полагал, что смысл жизни множественен – нет единого смысла для всех, но у каждого должен быть свой уникальный смысл, и лучше не один, а хотя бы несколько. По мнению Франкла, смысл жизни объективен, т.е. его нельзя выдумать, создать искусственно, а можно только найти. Ищется же смысл жизни при помощи совести, при этом «мудрость сердца» значит больше, чем «голос разума». Наличие смысла жизни делает человека не только счастливее, но позволяет ему выжить в экстремальных условиях. Сам Франкл более двух лет провел в немецких концлагерях, и вынес оттуда истину о том, что «тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое как». Однако смыслом обладает не только жизнь, но и такие явления, как страдание и даже смерть. Смысл страдания в логотерапии видится в том, что оно способно изменить человека к лучшему, ибо страдая, мы осознаем нечто такое, чего не заметили бы в спокойном расположении духа. Смерть же заставляет людей спешить жить: «если бы люди были бессмертны, они откладывали бы дела на неопределенный срок».

То, ради чего человек живет, получило в современной науке наименование смысложизненных ценностей (ориентаций). Как правило, они образуют иерархию, на вершине которой может находиться одна из таких глобальных целей, как Творчество, Добро, Истина, Любовь, Саморазвитие, Власть, Деньги, Карьера, Дети и др. Каждый человек в качестве высшего смысла выбирает что-то свое, но всё же хотелось бы верить, что этот выбор в конечном счете будет направлен на приумножение в мире Добра, Любви, Справедливости, Красоты. И философия, смеем надеяться, вносит свой немалый вклад в пропаганду этих высших идеалов.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. По проблеме жизни и смерти можно выделить две крайние точки зрения. Первая, связанная с позитивным отношением к жизни и негативным восприятием смерти, получила развитие в христианстве, марксизме, и, в особенности, в философии «общего дела» Н.Ф. Федорова. Вторая, противоположная точка зрения, утверждающая негативное отношение к жизни и позитивное отношение к смерти, представлена стоицизмом и буддизмом. Здесь жизнь – это сплошная череда страданий, а смерть трактуется как освобождение от них.

2. Проблема смысла жизни в современной философии наиболее полное и глубокое исследование получила в логотерапии Виктора Франкла, согласно которому наличие смысла жизни – признак зрелости личности. По мнению Франкла, смысл нельзя выдумать, его можно только найти. Смыслом обладает не только жизнь, то также страдание и смерть. Главные пути обретения смысла – это творчество (созидательная деятельность), преодоление страдания и любовь.

Именно к философскому рассмотрению любви мы и переходим сейчас.


Учебный вопрос № 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.