Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и существование человека






ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели вопросы о строении и развитии общества, о духовности и духовной жизни общества. Однако следует помнить, что носителем духовности и сознания является именно человек, который издавна являлся центральным объектом философии. Сегодня мы рассмотрим основные проблемы философии человека.

Начать следует с констатации того факта, что на протяжении всей истории философии человек, его сущность и существование были в центре внимания мыслителей разных стран и эпох. И хотя о человеке философы никогда не забывали, тем не менее, можно отметить три основных «поворота к человеку» в истории философской мысли: первый произошел в античности и был связан с софистами и Сократом, отказавшимися изучать природу и сосредоточившими свой интерес исключительно на человеке[1]; второй поворот был осуществлен гуманистами эпохи Возрождения, поместившими человека в центр мироздания и приравнявшими его к Богу; третье обращение философии к человеку случилось в 20-е годы XX века, когда возникли такие течения, как персонализм, экзистенциализм[2], философская антропология[3].

В нашей стране возрождение интереса к человеку, «забытому» советской философией, началось с 1990 года – в этом году была создана первая в России кафедра философской антропологии (на философском факультете МГУ во главе с академиком В.С. Степиным), основан Институт человека (при Институте философии РАН во главе с академиком И.Т. Фроловым), стал издаваться журнал «Человек».

Сегодня философская антропология – одна из центральных философских дисциплин, нацеленная на целостное и многостороннее отражение всех важнейших аспектов человеческого бытия-в-мире. Философская антропология надстраивается над всеми областями человекознания, рефлексирует над всеми сферами человеческой деятельности, анализирует и интегрирует полученные в них опыт и знания (как научные, так и вненаучные).

Предметом философской антропологии является целостный человек, т.е. человек, взятый в единстве его телесной и душевной организации, природных и социальных характеристик, как многоуровневое, системное целое. Тем не менее, философская антропология изучает не всего человека, а лишь наиболее важное в нём, поэтому её можно определить как учение о сущности человека, об атрибутах его бытия в мире.

Важнейшими особенностями философской антропологии являются плюралистичность, выражающаяся в наличии множества альтернативных подходов в понимании человека, и проблемоцентричность – преимущественное рассмотрение человеческого бытия сквозь призму отдельных (хотя и взаимосвязанных) проблем. В дальнейшем мы и рассмотрим наиболее важные из них.

Таким образом, цель нашего занятия будет состоять в том, чтобы изучить предмет и наиболее важные, центральные проблемы философской антропологии.

Конкретизироваться эта цель будет в следующих задачах:

· выделить предмет и основные проблемы философской антропологии;

· получить представление об основных вариантах решения проблемы природы человека в истории философии и науки;

· рассмотреть, как решалась проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества (в философии, в религиях мира);

· отметить возможные подходы к решению проблемы смысла жизни;

· изучить, как развивались воззрения на любовь, ее сущность и виды в истории философии.


Учебный вопрос № 1

Сущность и существование человека

(продолжительность – 20 минут)

 

Проблема природы (сущности) человека (т.е. вопрос о том, что есть человек?) является центральной для философской антропологии[4].С древних времен философы, учёные, писатели бьются над этим вопросом, стремясь найти то, что специфично для человека, обнаружить те качества, которые выделяют его из ряда всех иных существ и являются при этом не случайными, а сущностными характеристиками человека.

Не углубляясь в историю философской мысли, отметим лишь наиболее важные, сохранившие свою актуальность, позиции по этому вопросу.

1.Согласно Аристотелю, человек – это общественное животное (zoon politikon). Социальность выступает неотъемлемой характеристикой человека потому, что без общения, вне социальной среды становление человеческой личности оказывается невозможным.

2.В эпоху Просвещения утвердилось понимание человека как разумного существа (homo sapiens). В наличии разума как высшей способности, управляющей деятельностью рассудка, усматривали специфичность человека также Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант.

3.В марксизме человек трактуется как существо, способное трудиться (homo faber). Согласно трудовой теории антропогенеза, заложенной Ф. Энгельсом[5], именно благодаря труду человек стал человеком.

4. В мировых религиях человек обычно выступает как нравственное существо (homo moralis). Например, христианство усматривает своеобразие человека в способности различать добро и зло, наличии совести и стыда.

5.В началеXX века Э. Кассирер назвал человека «символическим животным» (homo symbolis), в это же время И.П. Павлов увидел специфичность человека в наличии «второй сигнальной системы», т.е. языка.

В совокупности рассмотренные выше пять позиций составили так называемую «классическую трактовку»: именно единство социальности, разума (сознания), труда, нравственности, языка выделяет человека среди других живых существ, составляет в нём «человеческое». Однако в XX веке в связи с развитием этологических исследований[6] выяснилось, что отмеченные качества присущи и многим животным, в частности, у наших «меньших братьев» были обнаружены и зачатки интеллекта, и примитивный язык, и проявления альтруизма, не говоря про общеизвестные факты трудовой деятельности бобров, пчел, муравьев и др. Поэтому XX веке начали появляться альтернативные классическому подходу неклассические трактовки сущности человека. Мы отметим лишь две из них, наиболее, на наш взгляд, интересные.

Согласно первой, идущей ещё от французского философа Блеза Паскаля (1623-1662), человек – это противоречивое существо, сотканное из противоположностей. Паскаль отмечает в человеке оппозиции души и тела, духовного и животного, разума и сердца, врождённого и приобретённого, сознательного и бессознательного. Противоречивый характер человеческого бытия порождает весь драматизм жизни, заставляет людей действовать, стремиться в будущее, никогда не зная успокоения.

Другая неклассическая трактовка человека усматривает его своеобразие в самодетерминации, т.е. в самосозидании, творчестве самого себя. Одним из первых, обративших внимание на эту способность человека, был итальянский философ XV века Пико делла Мирандола (1463-1494), назвавший человека «свободным и славным мастером», способным себя формировать таким, каким захочет. В XX столетии эту идею реабилитировал Жан-Поль Сартр (1905-1980), возведший положение о самотворении человека в ранг главного принципа экзистенциальной философии.

Обе неклассические идеи необходимо связаны друг с другом: противоречия – это двигатель активности, в том числе и самосозидательной деятельности. В целом, неклассическое видение человека отличается от классического подхода акцентом на становлении, на динамичном, процессуальном характере человеческого бытия. Такое видение предполагает отказ от поиска верховной сущности человека, запечатлённой в каком-либо фиксированном, неизменном свойстве его природы. Как справедливо отметил Э. Фромм, «человеческое существование отличается… от существования всех других организмов: оно находится в состоянии постоянно и неизбежной неустойчивости», поэтому «человек – это единственное животное, для кого собственное существование является проблемой, которую он должен решить и от которой ему никуда не уйти»[7]. Но что же такое существование человека?

По-видимому, ответ на этот вопрос надо искать у философов-экзистенциалистов, ведь экзистенциализм – это и есть «философия существования». Представители данного направления не отрицают наличия объективных аспектов человеческой жизни, однако главенствующую роль отводят субъективности. Последняя понимается как экзистенция, как существование, данное в переживании. Для каждого человека его субъективность, мир его переживаний представляют первичную, непосредственно ощущаемую и наиболее значимую реальность: окружающий мир, другие люди, даже наше тело даны нам опосредованно, через наш внутренний мир.

Каждый индивидуальный внутренний мир обладает и неповторимым своеобразием, и в то же время подчинён некоторым универсальным закономерностям. Последние раскрываются, прежде всего, в общности атрибутов и видов существования.

Атрибутами человеческой экзистенции называются наиболее значимые эмоциональные состояния, с которыми, во-первых, рано или поздно сталкивается практически каждый человек, и которые, во-вторых, глубоко переживаются индивидом. К ним можно, в частности, отнести переживания любви, одиночества, страха, вины, свободы, тревоги, отчаяния, смерти. Многие атрибуты выступают в философии в качестве важных проблем, отсюда такие разделы философской антропологии, как философия любви, философия свободы, философия одиночества.

Виды существования выделяются по параметрам времени (прошлое, когда человек больше живет воспоминаниями; наличное, когда радуется каждому актуальному мгновению; потенциальное, когда живет надеждами), удовлетворенности (от невыносимого существования, в котором «жить не хочется», через будничное до романтического и героического, связанных либо с чувством влюбленности, либо с ощущением себя важным участником истории) и свободы (автономное существование, когда человек чувствует себя свободным, и конформное, когда ощущает, что его действия определяются другими людьми).

В отличие от экзистенциального существования, реальное бытие человека в мире носит не субъективно-переживаемый, а объективно-наличный характер – оно связано ссоциальными ролями, выполняемыми человеком, его правами и обязанностями, местом в социальной структуре общества, а также с чертами его личности, которые проявляются в поведении. Одним словом, объективное бытие человека характеризуется понятием «личность», которое теперь целесообразно рассмотреть.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

 

1. Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека, его сущность и существование, такие проблемы, как свобода человека, смысл жизни, смерть и бессмертие, любовь, одиночество и др.

2. Центральная проблема философской антропологии – проблема существования человека – решалась в истории философии по-разному. Наиболее важные трактовки сущности человека связаны с выделением таких его атрибутов, как социальность, труд, язык, нравственность, которые в совокупности составили классическую трактовку природы человека.

3. Среди неклассических трактовок природы человека выделяются две: первая идет от Пико делла Мирандолы и настаивает, что человек – это самосозидающее существо, творец самого себя, а вторая – от Блёза Паскаля, по мнению которого человек – это, прежде всего, противоречивое существо.


Учебный вопрос № 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.