Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные работы. 1690 — «Опыт о человеческом разуме».






1690 — «Опыт о человеческом разуме».

1693 — «Мысли о воспитании».

5.1. Движение просвещения во Франции. Педагогическое наследие Клода Адриана Гельвеция, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо. «Ни одно имя не было окружено уже в XVIII в. таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», — писал известный отечественный историк А.З. Манфред. Несмотря на такую широкую прижизненную известность Жан-Жака Руссо (1712 – 1778),

трудно назвать еще человека, который не только при жизни, но даже столетия спустя продолжал бы вызывать такие ожесточенные споры. Его объявляли опасным смутьяном, проповедником свободы, бунтарем, родоначальником всех революционных брожений, ниспровергателем устоев общества и т.д. и т.п. И в то же время великим гуманистом, великим педагогом, титаном мысли.

Руссо жил во Франции в эпоху, когда наступал закат королевской власти, но в народе еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов; толпы их выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время накануне революции, вызванной определенными объективными причинами.

Крестьянство в XVIII в. составляло большую часть населения Франции, но оно было задавлено огромными налогами. В стране активно развивались мануфактуры, промышленность с преобладанием ручного труда. Франция находилась постоянно в состоянии войны с другими государствами, стремясь добиться гегемонии. Возрастали траты на содержание королевской власти: торжественный придворный церемониал, огромная свита, бесконечные празднества, пышность королевского двора, возвеличивание особы короля — все это было символом торжества абсолютизма. Народ стонал от произвола господ, поборов и повинностей, от беззаконий королевских чиновников: ни справедливости, ни правды нельзя было добиться в судах. Огромными были сословные привилегии, все это вызывало всеобщее недовольство. Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, часть аристократии выступили с требованием ограничения королевской власти. Все эти исторические реалии в полной мере находили отражение в деле образования, в развитии педагогических идей.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия все еще сохраняло черты Средневековья, и не только во Франции. В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обычно не имели специальных зданий, а помещались на дому учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Такому учителю и не требовались особые познания, гак как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса.

Известный педагог XVIII в. А. Дистервег так описывал методы школьного обучения в этот период: ученики один за одним подходили к учителю, он указывал букву и называл ее, ученик повторял название и т.д., так он постепенно за несколько лет выучивался чтению. Дети протяжно повторяли за учителем тексты из Священного Писания. Это было чисто механическое заучивание. Так же обучали пению: учитель пел псалмы несколько раз, потом их повторяли дети. В школьном образовании преобладали догматические методы.

Отсюда — невежество самых широких народных масс, даже обычная безграмотность была нередкой. О воспитании в школах просто не задумывались. Все это вызывало резкую критику состояния просвещения со стороны общественных деятелей, осознававших особую роль просвещения в судьбе всего общества.

Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения. Просвещение — широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.

В XVIII в. появилось множество словарей по разным отраслям наук. Среди них – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Д Дидро. В ней впервые объяснялись такие слова, как «депутат», «деспотия», «конституция», «привилегия» и др. Чиновники, даже ремесленники, а не только аристократы, стали собирать библиотеки, книги. Начали читать даже кучера и горничные. Книги печатали в Голландии и Швейцарии и тайно перевозили во Францию. Запрещенную литературу власти сжигали, но она продолжала ввозиться и распространяться во Франции, что оказало существенное влияние на приближение революции. Крупнейшие представители французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеции, Дидро. Они восприняли некоторые идеи Локка и дали им свое толкование и дальнейшее развитие. Просветители боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу. Большое место в достижении этих целей, установлении нового общественного порядка отводили распространению знаний. Они мечтали о создании такого идеального общества, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критиковали существующую форму правления, церковь, мораль. Эта критика и превратила просветителей в идеологов французской революции конца XVIII в., хотя они не призывали к революционным действиям. Средством установления справедливого порядка, преобразования общества деятели Просвещения считали воспитание, просвещение.

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Жан-Жак Руссо.

Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом. Мысли философа и писателя были взяты на службу как революционными вождями, так и их противниками.

Жан-Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне и ремесленники, а отец — часовых дел мастером. Рано лишившись матери, Жан-Жак рос как сирота, отец мало занимался им. Предоставленный самому себе, он увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.

В 13 лет Руссо отдали обучаться ремеслу: вначале он был учеником клерка, но, оказавшись неспособным к этому делу, стал учеником в мастерской гравера, где тоже задержался ненадолго. На него кричали, не скупились на подзатыльники и однажды он решил покинуть мастерскую.

С 1728 г. начинается долгий период скитаний. Пешком, с посохом в руках, по проселочным дорогам юный Руссо обошел Швейцарию, Францию, Италию. Эти путешествия дали ему знание жизни, хотя и странствовал юный путешественник без определенной цели. Он был полон доверия к людям, улыбчив, пел, смеялся и необыкновенно быстро располагал к себе окружающих. Помогал ему и удивительный дар красноречия. В эти годы он перепробовал занятия самого разного рода.

Эта десятилетняя школа странствий определила многое в судьбе философа. Он познал жизнь не из книг, которых и до, и после своих путешествий прочел много, он познал реальную жизнь. В европейских государствах Руссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где часто находил приют, измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но также видел и великолепные дворцы вельмож, которые он обходил стороной.

Крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, то есть, сама жизнь, виденная им, стали основным источником его общественно-политических идей.

Важную роль в его жизни сыграла встреча с образованной, склонной к вольнодумию настоятельницей монастыря в Аннеси, пользовавшейся особым покровительством папы и долгие годы помогавшей Руссо. Она пыталась обратить Руссо в католичество, поместила его в католическую школу для подготовки миссионеров, но попытка не принесла успеха. Он оставался равнодушным к религии. Тогда, чувствуя его одаренность, монахиня настояла на учебе в музыкальной школе, в которой Руссо добился больших успехов и сам стал сочинять музыку. Самым главным приобретением в эти годы стали его занятия под руководством своей покровительницы. На протяжении 10 лет он постигал знания, занимался самообразованием. Естественные и общественные науки, литература, искусство — все, что было создано наиболее значительного в них, изучено Руссо в этот период. Это было систематическое образование, в результате которого впоследствии философ и писатель поражал своих собеседников начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику, даже проводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми предметами были история и география. Постепенно Жан-Жак Руссо превратился в одного из самых начитанных и образованных людей своего времени, сформировался как глубокий мыслитель, при этом сохранил простоту слов, ясность в выражении мысли. Самообразование — это второй университет Ж.-Ж. Руссо (первый — сама жизнь).

В конце 30-х гг. Руссо служил в Лионе домашним учителем двух сыновей местного судьи. Этот опыт послужил основой для написания трактата «Проект воспитания де Сент-Мари», где он изложил свое понимание задач и содержания воспитания.

В 1742 г. Руссо появляется в Париже, где, благодаря рекомендательным письмам, оказался в модных салонах, куда он входит с тайным предубеждением, отвращением к богатству и недоверием к ослепительным дамам и господам. Вращаясь в высшем обществе, молодой человек приглядывался, прислушивался, наблюдал. И постепенно он осознал, как справедливы были его догадки: он разглядел в посетителях салонов ложь и лицемерие, тайный и холодный расчет, беспощадность к своим конкурентам. Отвращение к богатству не убавилось, а возросло и обострилось. Опыт общения с элитой парижского света привел его к критической оценке современного ему общества. Он подошел к тем идеям о происхождении неравенства, которые принесли ему позже громкую славу.

Дамы, покровительствующие будущему писателю, выхлопотали ему пост во французском посольстве в Венеции. Но карьера ему не удалась, Жан-Жак Руссо, с детства отличавшийся строптивостью, не ужился с начальством и, хлопнув дверью, возвратился в Париж.

Руссо вообще не принадлежал к «людям карьеры», не искал легкого «пути наверх», а, наоборот, отвергал его. В высшем свете Парижа он имел огромный успех, все искали с ним знакомства. Но молодой человек не обратил эту славу в деньги, поместья, титулы, слава ему была не нужна «Мне опротивел дым литературной славы», — говорил он в конце жизни.

Небольшое наследство, оставшееся Руссо после смерти отца, позволило ему жить, не думая о заработке. И он решил посвятить себя музыке, тем более что в Париже, благодаря его музыкально-литературным произведениям, за ним упрочилась репутация музыканта и одаренного композитора.

В 40-е гг. Жан-Жак пишет сочинения по теории музыки, создает музыкальные и поэтические произведения, становится достаточно известным поэтом и музыкантом, но в это время он особенно остро ощущает разлад с парижским светом.

В своей напряженной и трудной жизни Руссо нашел близкого человека, скрасившего его одиночество в толпе людей, в лице молодой белошвейки Терезы Аевассер. Он стала его подругой, а потом и женой на всю жизнь. «Ее ум оставался таким же, каким создала его природа; образование, культура не приставали к ее уму», — пишет он в своей «Исповеди». Но ее кротость, беззащитность, доверчивость покорили его и сделали счастливым. Видимо, с этой простой девушкой он ощущал какое-то родство.

Руссо сдружился с молодыми людьми, которые были критически настроены к существующим порядкам. Среди них оказался Дени Дидро, чья судьба в чем-то была схожа с его собственной.

Дидро и его друзья решили издавать Энциклопедию наук и ремесел. Авторами стали литераторы, объединенные антифеодальными идеями и идеями просветительства. Руссо тоже стал одним из энциклопедистов, вступивших в бой со старым миром. В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль. Руссо, предвидя революцию, писал, что она уничтожит зло, но при этом ее следует бояться так же, как существования зла.

В конце 40-х гг. просветитель уже пришел к тем идеям, которые высказывал в трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), принесшем ему широкую известность. Однажды он, направляясь пешком к месту заключения Дидро под Парижем и перелистывая журнал, прочитал объявление Дижонской академии о конкурсе на тему. «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?». Он в тот же день принялся за трактат — так заинтересовала его тема. Дижонская академия присудила сочинению Руссо первую премию. Опубликованный трактат вызвал горячую полемику. Статьи по поводу произведения молодого автора были позже опубликованы в двух толстых томах.

На поставленный вопрос о положительном влиянии наук и искусств на нравы общества Жан-Жак ответил отрицательно. Он писал, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». Но при этом он вовсе не призывал к уничтожению цивилизации — «такой вывод вполне в духе моих противников». Прогресс человечества он видел в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка.

Еще одно произведение Руссо (самое любимое им) — роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., опубликованный в 1761 г, имел необыкновенный успех: за 40 лет он издавался 70 раз, в том числе и на русском языке. Ни одно художественное произведение XVIII в. не пользовалось такой популярностью. Это сентиментальная история о средневековых влюбленных, вынужденных жить в разлуке, так как любовь оказывается бессильной перед общественными предрассудками: герой романа недостаточно родовит по сравнению с возлюбленной — дочерью барона. Роман написан в виде писем героев друг другу.

В своих письмах герои рассуждают на религиозные, эстетические, педагогические темы. «Новая Элоиза» оказалась предшественницей педагогического всемирно известного романа Жан-Жака Руссо.

В 1753 г. он начал работать над романом «Эмиль, или О воспитании», опубликовав его в 1762 г. в Париже и Амстердаме. Публикация романа вызвала целую бурю гнева и ярости властей и церкви. Сразу же по выходу в свет роман был запрещен церковью, через 10 дней после публикации весь тираж в Париже был конфискован и сожжен публично.

Против автора было возбуждено церковью судебное дело. Он был вынужден скрыться и бежать в небольшое селение недалеко от Берна (Швейцария), но вскоре власти Женевы и Берна отказали ему в убежище, тогда он нашел приют в небольшом городке. «...Они могут меня лишить жизни, но не свободы», — писал Руссо.

Амстердамский тираж также сожгли, а затем книги были «казнены» в Женеве. «Эмиль» был внесен в список запрещенных книг, а Руссо предан папой анафеме.

Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «...не люблю я эмильевского воспитания...» — и ввоз романа в Россию был запрещен.

Неприятие властями Руссо понятно: «Эмиль» содержал прямые нападки на аристократию и церковь, вследствие чего последние и ополчились на автора. Он вступил, таким образом, в конфликт с обществом, до этого его признававшим.

Не поняли рассуждений Руссо и некоторые недавние его друзья, например, Гельвеций, Вольтер. И все же многие выдающиеся мыслители Европы приветствовали Руссо и его книгу (в частности, знаменитые философы Кант, Юм) ведь роман отражал прогрессивное, оригинальное и конструктивное в отношении изменений в обществе мировоззрение автора.

Бесспорным является то, что благодаря «Эмилю» в Европе возник огромный интерес к проблеме воспитания, во Франции резко увеличилось количество педагогических сочинений. Под впечатлением от прочтения «Эмиля» появились горячие сторонники идей Руссо, желавшие воплотить их в своей педагогической практике.

В это время автор бунтарского и нашумевшего произведения жил, скрываясь от преследования властей. Из Швейцарии он тайно перебрался в Германию, потом в Англию, где его приютил Юм.

В 1767 г. он снова оказался во Франции, но жил под чужим именем. В последние годы жизни им написано еще несколько работ: «Исповедь» — собственное жизнеописание и философское осмысление жизни, «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где автор снова возвращался к вопросам воспитания.

Скончался Жан-Жак Руссо в 1778 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.